ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-672/2023 от 01.02.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0019-01-2022-003490-13

Номер в суде первой инстанции 2а-2461/2022

Дело № 33а-672/2023 (33а-7385/2022)

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.

судей

Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В.

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Файзуллина Руслана Ильсояровича, поданной представителем Никоновой Натальи Витальевны, на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 12 октября 2022 года, которым постановлено:

«Отказать Файзуллину Руслану Ильсояровичу в удовлетворении административного искового заявления к Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области, Военному комиссариату города Тобольска и Тобольского района Тюменской области, ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» о признании незаконным заключения призывной комиссии города Тобольска и Тобольского района Тюменской области от 10 апреля 2019 года о признании Файзуллина Руслана Ильсояровича лицом, не прошедшую военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложении на призывную комиссию города Тобольска и Тобольского района Тюменской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации без указания на то, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области» Егоровой А.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Файзуллин Р.И. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области, Военному комиссариату города Тобольска и Тобольского района Тюменской области о признании незаконным заключения призывной комиссии города Тобольска и Тобольского района Тюменской области от 10 апреля 2019 года о признании Файзуллина Р.И. лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности на призывную комиссию города Тобольска и Тобольского района Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации без указания на то, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Заявленные требования мотивированы тем, что выпиской из приказа Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области №179 от 10 октября 2019 года административному истцу присвоено звание «рядовой» с зачислением в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Основанием явилась выписка из дела с протоколами призывной комиссии. Административный истец указывает, что от прохождения воинской службы он не уклонялся, повестки в его адрес не направлялись, его розыск произведен не был. В спорный период он имел постоянное место жительства и место работы, к уголовной и административной ответственности не привлекался, в связи с чем правовых оснований для принятия оспариваемого решения не имелось (л.д.8-11, 60-61).

Файзуллин Р.И. в судебном заседании на заявленных требованиях с учетом уточнений настаивал, просил их удовлетворить.

Представитель Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области, представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области» (далее также – ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области») Зеленская А.В., действующая на основании доверенностей от 13 декабря 2021 года (л.д. 42, 43), в судебном заседании возражала против заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.44).

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве административного ответчика Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Файзуллин Р.И. В апелляционной жалобе, поданной представителем Никоновой Н.В., изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований с приведением доводов, аналогичных доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

На апелляционную жалобу поступили возражения Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области и ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области».

Файзуллин Р.И., представители Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области, Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Файзуллин Р.И., <.......> года рождения, не состоял на воинском учете в военном комиссариате города Тобольска Тюменской области.

01 октября 2018 года Файзуллин Р.И. обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче военного билета.

В связи с обращением Файзуллина Р.И. военный комиссариатом города Тобольска и Тобольского района Тюменской области заведена учетная карта призывника Файзуллина Р.И., проведено медицинское освидетельствование Файзуллина Р.И., проверено наличие законных оснований для не прохождения Файзуллиным Р.И. военной службы.

Решением Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области от 10 апреля 2019 года Файзуллин Р.И. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

10 октября 2019 года Файзуллин Р.И. обратился в Военный комиссариат города Тобольска и Тобольского района Тюменской области с заявлением о выдаче военного билета.

10 октября 2019 года указанным Военным комиссариатом издан приказ о присвоении Файзуллину Р.И., зачисленному в запас, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, первоочередного звания «рядовой».

Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

Именно этим Законом регулируется порядок постановки граждан Российской Федерации на воинский учет и порядок их призыва на военную службу.

Оспариваемое Файзуллиным Р.И. решение призывной комиссии принято в соответствии с п.1.1 ст.28 указанного Федерального закона, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом (п.3 ст.1).

Согласно пункту 6 указанной статьи исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

Пунктом 1 ч.4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны, в том числе: оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

Пунктом 3 указанной статьи на органы внутренних дел в пределах их компетенции возложена обязанность, в том числе: направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Согласно пункту 4 указанной статьи органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Пунктом 1 ст.8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена обязанность граждан состоять на воинском учете.

При этом в силу пункта 2 указанной статьи воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 названной статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответственно органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов (абзац 5 пункта 2 ст.8).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются структурные подразделения военных комиссариатов, передаются органам местного самоуправления таких муниципальных округов для реализации на территориях указанных населенных пунктов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых данные полномочия осуществляются структурными подразделениями военных комиссариатов) (абзац 6 пункта 8).

Совокупность полномочий, указанных в абзацах пятом и шестом названного пункта, именуется первичным воинским учетом. Первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих на территориях соответствующих муниципальных образований, либо органами местного самоуправления муниципальных округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих в отдельных населенных пунктах муниципальных округов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет осуществляется структурными подразделениями военных комиссариатов). Осуществление первичного воинского учета организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов вправе, в том числе: запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета; вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов обязаны, в том числе: осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете; организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию; представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете; организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Согласно пункту 6 ст.8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется названным Федеральным законом и Положением о воинском учете.

В силу пункта 7 указанной статьи органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с названным Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Пунктом 1 ст.9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно пункту 2 указанной статьи должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В силу пункта 3 указанной статьи в случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

Пунктом 1 ст.10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.

Согласно пункту 3 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 № 719 (далее – Положение), основными задачами воинского учета являются, в том числе: обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 7 Положения персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований (далее - военные комиссариаты).

Согласно пункту 8 Положения в поселениях, муниципальных и городских округах воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации (пункт 9 Положения).

Согласно пункту 14 Положения воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат, в частности, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники).

В силу п.17 Положения первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета: для призывников - по картам первичного воинского учета призывников.

Пунктом 20 Положения предусмотрено, что при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». При этом согласно пункту 21 Положения в целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица, в том числе, осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории (подпункт «а»); выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории и подлежащих постановке на воинский учет (подпункт «б»).

Согласно пункту 25 Положения органы местного самоуправления ежегодно, до 1 февраля, представляют в соответствующие военные комиссариаты отчеты о результатах осуществления первичного воинского учета в предшествующем году.

В силу пункта 26 Положения контроль за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета проводится органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими военными комиссариатами в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта года достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится, в частности, в целях определения количества граждан мужского пола, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении 18-летнего возраста.

Сверка сведений в образовательных организациях может осуществляться с проверкой личных дел учащихся.

При этом информация о месте работы (учебы), занимаемой должности (курсе, классе) и фактическом месте проживания запрашивается в организации (образовательной организации).

В запросе военного комиссариата об уточнении информации о регистрации гражданина по месту жительства (месту пребывания) указывается фамилия, имя, отчество гражданина, дата рождения, серия и номер его паспорта;

Органы местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, представляют в военный комиссариат ежегодно, до 1 октября, списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, предусмотренные приложением N 6 к названному Положению.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится на основании именных списков повестками военного комиссариата по форме согласно приложению № 8 (далее - повестка).

Оповещение граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет.

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или должностными лицами органов местного самоуправления, на которых возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных организациях.

В целях организованного проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет военным комиссаром по согласованию с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, муниципального образования назначается день явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет учащихся (класса, группы), а также время и место проведения профессионального психологического отбора.

Постановка на воинский учет осуществляется только при личной явке гражданина в военный комиссариат (на призывной пункт).

Кроме того, из пункта 6 действовавшей в период возникновения спорных правоотношений Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 (ред. от 29.06.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, следует, первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Предложения по персональному составу (основному и резервному) комиссий по постановке граждан на воинский учет согласовываются военным комиссаром с руководителями территориальных органов управления здравоохранением и с главами местных администраций и представляются военному комиссару субъекта Российской Федерации для последующего утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При выявлении граждан, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки, их постановка на воинский учет осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

Согласно пункту 10 указанной Инструкции оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится на основании именных списков повестками военного комиссариата в соответствии с приложением № 10 к данной Инструкции, учет которых ведется в книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток согласно приложению № 11 к указанной Инструкции. Оповещение граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с первоначальной постановкой на воинский учет.

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений.

В силу пункта 11 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы.

Таким образом, из приведенных положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Положения о воинском учете, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, в их взаимосвязи следует, что первичный воинский учет граждан, а затем их призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

При этом на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить явку в военный комиссариат для осуществления первичного воинского учета, а на органы внутренних дел, образовательные учреждения, предприятия (организации), в которых осуществляют трудовую деятельность граждане, обязанные состоять на воинском учете, органы записи актов гражданского состояния - обязанность по сообщению всех необходимых сведений для выявления граждан, обязанных, но не состоящих на воинском учете, и осуществления в отношении них первичного воинского учета.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, обязанных состоять на воинском учете и подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, обязанного состоять на воинском учете и подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в том числе, на мероприятия, связанные с осуществлением первичного воинского учета.

Между тем, из материалов дела следует, что Файзуллин Р.И. в период с 1995 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства в г.Тобольске Тюменской области: с 13 июня 1995 года до 01 июня 2016 года был зарегистрирован по адресу: <.......>; с 01 июля 2016 года до 20 сентября 2016 года – по адресу: <.......>; с 20 сентября 2016 года по настоящее время – по адресу: <.......>.

Как следует из трудовой книжки, Файзуллин Р.И. в период с 2015 года работал в организациях г.Тобольска Тюменской области.

20 августа 2016 года административный истец зарегистрировал брак.

Однако на первичный воинский учет он в период до достижения возраста 27 лет (04 август 2017 года) поставлен не был; доказательств надлежащего оповещения его для явки с целью осуществления первичного воинского учета, как и осуществления в отношении него призывных мероприятий, не представлено.

В связи с этим судебная коллегия полагает необоснованными выводы суда о соответствии закону принятого Призывной комиссией города Тобольска Тюменской области решение, оформленное протоколом от 10 апреля 2019 года № 3/У, о признании Файзуллина Р.И. лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Учитывая изложенное, решение суда, как несоответствующее установленным по делу обстоятельствам и принятое при неправильном применении норм материального права, в соответствии с п.2 ст.309, ч.ч.2, 3 ст.310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Пунктом 1 ч.3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд в резолютивной части решения указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая, что суд не может подменять полномочия органа государственной власти и указывать на то, какое конкретно решение должно быть принято административным ответчиком, на административных ответчиков должна быть возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Файзуллина Р.И.

При решении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, судебная коллегия, учитывая все обстоятельства дела, а также право истца на судебную защиту, полагает возможным признать причины пропуска срока обращения уважительными и восстановить этот срок.

Довод возражений на апелляционную жалобу о пропуске срока апелляционного обжалования решения суда судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку мотивированное решение было изготовлено судом 26 октября 2022 года, в связи с чем, исходя из положений ч.1 ст.298, ч.3 ст.92, ч.1, ч.2 ст.93 КАС РФ, последний день, когда может быть подана апелляционная жалоба на указанное решение, принимая во внимание, что 26 ноября и 27 ноября 2022 года выходные дни, это 28 ноября 2022 года.

Согласно материалам дела, апелляционная жалоба подана Файзуллиным Р.И. в лице его представителя 28 ноября 2022 года, то есть с соблюдением установленного законом срока.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 12 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Файзуллина Руслана Ильсояровича удовлетворить.

Признать незаконным решение Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области, оформленное протоколом от 10 апреля 2019 года № 3/У, о признании Файзуллина Руслана Ильсояровича лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать Призывную комиссию города Тобольска Тюменской области, Военный комиссариат города Тобольска и Тобольского района Тюменской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Файзуллина Руслана Ильсояровича.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии