Судья Гурочкина И.Р. Дело № 33а-6733/2020
24RS0051-01-2019-000280-78
3.024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2020 года город Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Малякина А.В.,
судей Шавриной А.И., Сидоренко Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению «Усольское лесничество» об оспаривании действий должностного лица,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика КГБУ «Усольское лесничество» ФИО2,
на решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 17 марта 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования административного истца ФИО1 к административному ответчику – краевому государственному бюджетному учреждению «Усольское лесничество», руководителю краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество» ФИО2 об оспаривании действий должностного лица – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество» от 07 октября 2019 года № 295 об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение «Усольское лесничество» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем заключения с ФИО1 договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании заявления от 24 сентября 2019 года о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, зарегистрированного в краевом государственном бюджетном учреждении «Усольское лесничество» 25 сентября 2019 года за № 530, и на основании заявления от 24 сентября 2019 года о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, зарегистрированного в краевом государственном бюджетном учреждении «Усольское лесничество» 25 сентября 2019 года за № 531.
Взыскать солидарно с краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество», руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество» ФИО2 в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей»,
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в Тасеевский районный суд к административному ответчику – краевому государственному бюджетному учреждению «Усольское лесничество» (далее КГБУ «Усольское лесничество») об оспаривании действий должностного лица. Свои административные исковые требования мотивировал тем, что 17 сентября 2019 года через МФЦ с. Тасеево он подал на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» два заявления о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности. 18 сентября 2019 года в его адрес поступили два уведомления об отказе в приеме к рассмотрению заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Одним из оснований отказа явилось несоответствие заявления форме, установленной в приложении к Порядку, утвержденному Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года № 60-уг. Вторым основанием для отказа явилось то, что в заявлениях он указал недостоверные сведения. 19 сентября 2019 года он подал жалобу на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» о несогласии с принятым решением и просьбой разъяснить причины, послужившие основанием для принятия решения. 23 сентября 2019 года в его адрес поступил ответ на жалобу, в котором было указано о том, что оснований для пересмотра его заявлений не имеется. Также в ответе было разъяснено, что под несоответствием форме, установленной в приложении в Порядку, утвержденному Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года № 60-уг, следует понимать опечатку в серии паспорта и кадастровом номере земельного участка, а в качестве недостоверности сведений - указание в п. 2.1 «наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить приобретение лесных насаждений» - Тасеевское сельское, вместо «Усольское лесничество», как того требует руководитель КГБУ «Усольское лесничество», что дает возможность руководителю отводить лес в любом участковом лесничестве на свое усмотрение. 24 сентября 2019 года он вновь через МФЦ с. Тасеево подал на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» два заявления о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, устранив опечатку в серии паспорта и кадастровом номере земельного участка. 07 октября 2019 года в его адрес из КГБУ «Усольское лесничество» поступили уведомления об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Одним из оснований отказа явилось указание им в утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года № 60-уг форме заявления, в п. 2.1 «наименование лесничества, в границах которого предполагается приобретение лесных насаждений» - Тасеевское сельское, которое является одним из участковых лесничеств «Усольского лесничества». Вторым основанием для отказа явилось несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленным приложением 2 к Закону Красноярского края от 14 февраля 2007 года № 21-580. 14 октября 2019 года им на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» было подано заявление с просьбой разъяснить, в чем выражается несоответствие потребности в лесных насаждениях видам потребностей, установленным законом Красноярского края от 14 февраля 2007 года № 21-580. Заявление осталось без ответа. На незаконные действия должностных лиц КГБУ «Усольское лесничество» им была подана жалоба прокурору Тасеевского района. Из полученного им ответа прокурора Тасеевского района следует, что все принятые КГБУ «Усольское лесничество» решения об отказе являются незаконными. По результатам проведенной проверки прокуратурой Тасеевского района в адрес КГБУ «Усольское лесничество» внесено представление. В отношении руководителя КГБУ «Усольское лесничество» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.24 КоАП РФ «Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования». Просит признать незаконным решение КГБУ «Усольское лесничество» № 295 от 07 октября 2019 года об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; установить срок и обязать КГБУ «Усольское лесничество» заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в пределах установленных нормативов на основании ранее поданных им документов; взыскать с КГБУ «Усольское лесничество» расходы на уплату им государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Тасеевского районного суда от 01 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено должностное лицо – руководитель КГБУ «Усольское лесничество» ФИО2
Определением Тасеевского районного суда от 28 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – руководитель КГБУ «Усольское лесничество» ФИО2 просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Так при обращении ФИО1 к ответчику с заявлением о заключении с ним договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд неверно указал сведения о наименовании лесничества, что явилось основанием для отказа в заключении договора купли – продажи, так как указание в заявлении на участковое лесничество не соответствует унифицированной форме заявления в п.2.1 которого необходимо указать наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить приобретение лесных насаждения, и право определять участковое лесничество предоставляется им, которое определяется в зависимости от наличия лесных насаждений в соответствующем количестве и качестве. Кроме того законом края №21-5820 предусмотрен исчерпывающий вид потребности, для которого может быть предоставлена древесина и такого вида как ремонт жилого дома на приусадебном участке в законе нет. Также судом неверно оценено постановление по делу об административном правонарушении. Считает, что суд не вправе обязывать лицо, которое оказывает государственную услугу принять одно из нескольких возможных решений, не вправе указывать конкретное содержание решения, которое оно должно принять.
От представителя заинтересованного лица – Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО3 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда от 17.03.2020 отменить.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. От представителя административного ответчика КГБУ «Усольское лесничество» ФИО4, от административного ответчика – руководителя КГБУ «Усольское лесничество» ФИО2 поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции. Судебной коллегией определено в ходатайстве об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отказать, так как принятые ограничительные меры в Красноярском крае и Российской Федерации в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, не являются препятствием для явки в судебное заседание. Кроме того ответчиком по делу является госучреждение, которое в связи с указанной причиной свою деятельность не прекращало, как и его руководитель ФИО2
Руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции на предмет законности и обоснованности в порядке ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п.п.1,4 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (п.1). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (п.4).Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 N 60-уг утвержден Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 24.09.2019 обратился в КГБУ «Усольское лесничество» с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а именно для строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории Красноярского края, и строительства хозяйственных построек (зарегистрировано за № 530 от 25.09.2019). В этот же день ФИО1 обратился в КГБУ «Усольское лесничество» с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а именно на ремонт жилого дома, расположенного на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории Красноярского края, жилого помещения в деревянном многоквартирном жилом доме, расположенном на территории Красноярского края, отопление жилого дома (зарегистрировано 25.09.2019 за № 531).
По результатам рассмотрения указанных заявлений в КГБУ «Усольское лесничество» принято решение об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений со ссылкой на п.6 Правил заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в частности: указание заявителем недостоверных сведений - указано участковое лесничество вместо лесничества (заявления №530,531); несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, предусмотренных приложением 2 к Закону Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» (заявление №531).
Руководствуясь нормами Лесного кодекса РФ, Федерального закона № 112-ФЗ от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве», Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», Указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 N 60-уг "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края «Об утверждении лесохозяйственного регламента Усольского лесничества» от 26.09.2018 № 1425-од, подробно мотивировав основания принятия решения, суд пришел к правильному выводу о том, что указание ФИО1 в заявлении наименования лесничества – «Тасеевское сельское», а не «Усольское лесничество» не противоречит Порядку заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а разрешенное использование земельного участка, принадлежащего ФИО1 - приусадебный участок не противоречит виду потребности, указанному в Законе Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений».
В соответствии с частями 1, 2, 4 и 5 статьи 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 68.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденный Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. N 60-уг на основании части 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ, предусматривает, что в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд гражданин указывает, в частности наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю-продажу лесных насаждений.
Тасеевское сельское лесничество, в пределах которого истец просит предоставить ему возможность заготавливать древесину, входит в состав Усольского лесничество, то есть является его частью, следовательно, указание его наименования в заявлении не может быть расценено как недостоверная информация, в связи чем истцом обосновано заявлено требование о выделении ему участка для заготовки древесины на территории участкового лесничества - Тасеевское сельское.
Учитывая данные обстоятельства, суд также пришел к выводу о необходимости возложения на административного ответчика КГБУ «Усольское лесничество» обязанности заключить с ФИО1 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, считает их ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства Российской Федерации ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно ч.5 ст. 77 Лесного кодекса РФ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В силу п.2 Указа Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 N 60-уг "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений.
Из вышеуказанного следует, что обязанность по заключению договора купли-продажи лесных насаждений нормами действующего законодательства не предусмотрена, в связи с чем у суда не имелось оснований для понуждения КГБУ «Усольское лесничество» к заключению с ФИО1 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на условиях предложенных последним, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене.
Признавая отказы в заключении вышеназванных договоров незаконными, и обязывая ответчика заключить данные договоры с ФИО1, суд не принял во внимание доводы ответчика о возможности (невозможности) продать истцу лес именно в Тасеевском сельском лесничестве, данным доводам оценку суд не давал. Помимо этого договор купли- продажи предусматривает иные существенные условия (цена, качество, количество и др.), которые суд определять не вправе, как и не вправе подменять собой компетентный орган, уполномоченный заключать указанные договора, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа; принятие решения о заключении соответствующих договоров требует соблюдения и иных условий, помимо тех что оспорил истец, установленных законом для заключения договоров.
Вместе с тем, учитывая установленные по делу обстоятельства, признание незаконным решения КГБУ «Усольское лесничество» об отказе в заключении спорных договоров, судебная коллегия считает необходимым возложить на КГБУ «Усольское лесничество» обязанность повторно рассмотреть заявления административного истца от 24.09.2019 о заключении с ним договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.
При этом судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части взыскания судебных расходов, указав, что судебные расходы в виде оплаты госпошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию именно с КГБУ «Усольское лесничество», которое является самостоятельным юридическим лицом, решение которого признано незаконным.
Иных доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 17 марта 2020 года отменить в части возложения на Краевое государственное бюджетное учреждение «Усольское лесничество» обязанности заключить с ФИО1 договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд по заявлениям последнего от 24 сентября 2019 года.
В этой части принять по делу новое решение, которым обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «Усольское лесничество» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 24.09.2019 о заключении с ним договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, зарегистрированные в учреждении 25.09.2019 за №№530, 531.
Об исполнении решения сообщить в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в части взыскания судебных расходов изменить: взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение 6-ти месяцев со дня принятия апелляционного определения в 8-ой кассационный суд общей юрисдикции в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи: