ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-673/2022 от 31.03.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Павлова О.Ю.

Докладчик Лаврова О.В.

Дело №33а-673/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

Председательствующего

Крылова Н.А.

судей

Лавровой О.В., Менц О.П.

при секретаре

Литинской О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Южно-Сахалинска в интересах Подарцевой Анастасии Рудольфовны о признании незаконным бездействия администрации г. Южно-Сахалинска по необеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку,

по апелляционной жалобе администрации города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 17 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Лавровой О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

23 ноября 2021 года исполняющий обязанности прокурора города Южно-Сахалинска обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором указал, что по результатам проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей, выявлен факт нарушения прав Подарцевой А.Р., выразившийся в отсутствии инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке.

Ссылаясь на положения статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Сахалинской области от 24 ноября 2011 года №124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей», Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», полагает, что обязанность по организации и обустройству земельных участков, предоставленных многодетным семьям в рамках социальной поддержки, императивно возложена на органы местного самоуправления. Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 10 июня 2014 года №1024-па утвержден проект планировки с проектом межевания села Дальнее в составе проекта «Внесение изменений в Генеральный план и документацию по планировке территории села Дальнее городского округа «город Южно-Сахалинск». Из содержания указанной документации следует, что территория населенного пункта дифференцирована на зоны размещения различных объектов, в том числе электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, зону автомобильного транспорта. В нарушение приведенного законодательства, к земельному участку, предоставленному Подарцевой А.Р. в качестве мер социальной поддержки, не подведено тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, что нарушает ее права и законные интересы, поскольку препятствует использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий.

Просил признать незаконным бездействие администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, предоставленного Подарцевой А.Р. в собственность. Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать мероприятия по строительству названных объектов инженерной инфраструктуры к указанному земельному участку.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 17 декабря 2021 года признано незаконным бездействие администрации города Южно- Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Подарцевой А.Р. в собственность.

На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, предоставленному Подарцевой А.Р. в собственность.

В апелляционной жалобе администрация города Южно-Сахалинска просит отменить решение суда. Настаивает на том, что на момент вынесения оспариваемого решения администрацией города Южно-Сахалинска в полном объеме исполнены требования прокурора, а именно организованы мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к спорному земельному участку. Отмечает, что проектирование и строительство инженерных коммуникаций сетей газо,-водоснабжения и водоотведения в населенном пункте должно осуществляться не произвольно, а в соответствии с программой, разработанной на основании генерального плана городского округа, обеспечивающей согласование ее положений с соответствующими положениями Федерального, межрегионального и регионального уровня. Правительством Сахалинской области утвержден перечень объектов капитального строительства в рамках мероприятий «Обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и выделена субсидия для ее реализации, куда строительство каких-либо сетей с.Дальнее не входило. Обращает внимание на то, что администрацией города в рамках областной программы принята муниципальная программа «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением администрации от 21 августа 2014 года №1540-па, в соответствии с которой принята Подпрограмма №5 «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на 2015-2021 годы» для обеспечения опережающего строительства инженерной и транспортной инфраструктуры для увеличения объемов массового жилищного строительства. В целях реализации вышеуказанной муниципальной программы администрацией города проводились работы по внесению изменений в генеральный план городского округа, а также разрабатывались проекты планировки с проектом межевания с. Дальнее городского округа «Город Южно-Сахалинск». На территории с. Дальнее выполнены работы по обустройству транспортной и инженерной инфраструктуры: частично выполнены строительно-монтажные работы дорог, по обустройству подъездных путей. В рамках реализации Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» по мероприятию «Обустройство, формирование земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющих трех и более детей» в Министерство строительства Сахалинской области направлена бюджетная заявка для включения в проект областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы. Земельные участки, предоставленные семьям, имеющим трех и более детей, полностью обеспечены линиями электропередач. Газификация городского округа «Город Южно-Сахалинск» осуществляется в рамках мероприятий муниципальной программы «Газификация городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29 января 2020 года №364-па, из содержания которой следует, что газификация спорного земельного участка предусмотрена в период 2021-2025 годы. В рамках муниципального контракта №032-122-19 от 20 августа 2019 «Строительство магистральных сетей водоснабжения в с.Дальнее (правобережье р. Владимировка)» работы выполнены не в полном объеме. По вопросу водоотведения в с. Дальнее прорабатывается вопрос компенсации установки локальных очистных сооружений на земельных участках для многодетных семей. Ссылается на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по финансированию проектирования и строительства инженерных сетей в отношении спорного земельного участка, в этой связи строительство осуществляется в тех объемах финансирования, которые поступают из бюджета Сахалинской области. Считает, что исполняет возложенные на орган местного самоуправления полномочия в соответствии с действующим законодательством.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы участвующий в деле прокурор, представитель Правительства Сахалинской области Башкина Е.В. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Жданова В.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения на сайте Сахалинского областного суда соответствующий информации, явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили. В этой связи, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Жданову В.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации в приказе от 09 сентября 2013 года №372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В Сахалинской области указанные вопросы регламентированы Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года №124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей».

Согласно статье 2 приведенного Закона №124-ЗО земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случае, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16, пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Из материалов дела следует, что с момента предоставления распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 28 ноября 2014 года №2504-р Подарцевой А.Р. земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000039:686, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее ул. Приозерная, 17, для строительства индивидуального жилого дома, площадью – 1511 кв.м., до момента обращения прокурора в ее интересах в суд прошло более шести лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой: тепло-, газо-, водоснабжением и водоотведением, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Разрешая спор, установив, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, земельного участка в целях его предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, ни на момент его предоставления, ни до настоящего времени, не выполнена, суд пришел к выводу о незаконном бездействии администрации в части необеспечения инженерной инфраструктурой принадлежащего Подарцевой А.Р. земельного участка, возложив обязанность организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры.

Данный вывод суда судебная коллегия считает правильным, он соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года №2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В опровержение вывода суда о незаконном бездействии в апелляционной жалобе администрация г. Южно-Сахалинска ссылается на принятие муниципальной программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015-2021 годы», Подпрограммы №5 «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на 2015-2021 годы», целью которой является обеспечение опережающего строительства инженерной и транспортной инфраструктуры для увеличения объемов массового жилищного строительства; проведение работ по внесению изменений в генеральный план городского округа, разработку проектов планировки с проектом межевания с. Дальнее городского округа «Город Южно-Сахалинск»; направление бюджетных заявок в Министерство строительства Сахалинской области для включения в проект областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в рамках реализации Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» по мероприятию «Обустройство, формирование земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющих трех и более детей»; проработку компенсации установки локальных очистных сооружений на земельных участках для многодетных семей в с.Дальнее; запуск программы социальной газификации, в рамках которой жители вправе обратиться с предварительной заявкой в ПЭУ АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» для возмездного строительства подводящего газопровода до границы земельного участка домовладения.

Вместе с тем данные обстоятельства напротив свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией муниципального образования должных мер для обеспечения спорного земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой на протяжении 2014-2022 годов, и соответственно, о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

Доказательств, объективно препятствующих принятию действенных мер для обеспечения земельного участка, находящегося в собственности Подарцевой А.Р., инженерной инфраструктурой административным ответчиком не представлено.

Следовательно, обоснованно установив незаконное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неразрешении вопросов местного значения, суд правомерно обязал административного ответчика устранить допущенное нарушение.

Поскольку судом не нарушены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 17 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Южно-Сахалинска – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Н.А. Крылов

О.В. Лаврова

О.П. Менц