ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-676 от 12.05.2016 Московского окружного военного суда (Город Москва)

КОПИЯ Председательствующий по делу Кошкорёв А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-676

город Москва

Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:

председательствующего -

ФИО5,

судей:

ФИО6

при секретаре ФИО3, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по его апелляционной жалобе на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 04 марта 2016 года, которым подполковнику юстиции ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее – управление), связанных с незачётом в выслугу лет на военной службе периода её приостановления.

Заслушав доклад судьи ФИО4, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходящий военную службу с 01 августа 1991 года, в марте 2002 года был прикомандирован к военным судам, а 31 июля того же года назначен судьей Нижегородского гарнизонного военного суда.

Приказом министра обороны РФ от 21 декабря 2009 года административный истец исключен из числа прикомандированных к военным судам РФ, а его военная служба приостановлена с момента исключения из списков личного состава части.

Приказом председателя Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 января 2010 года ФИО1 с 31 января этого же года был исключен из списков личного состава военного суда как военнослужащий, продолжив замещать государственную должность РФ - судьи Нижегородского гарнизонного военного суда.

Указом Президента РФ от 07 ноября 2011 года истец назначен на должность судьи Московского гарнизонного военного суда.

Приказом начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в городе Москве от 09 декабря 2014 года ФИО1 отчислен с должности судьи Московского гарнизонного военного суда с 7 декабря 2014 года в связи с уходом в отставку.

Приказом министра обороны РФ от 29 декабря 2014 года административный истец в связи с прекращением полномочий судьи и оснований для приостановления военной службы зачислен в распоряжение командующего войсками Западного военного округа для решения вопроса о дальнейшем прохождении военной службы.

Приказом командира войсковой части от 27 февраля 2015 года ФИО1 зачислен в списки личного состава этой воинской части.

В октябре 2015 года руководителем управления личное дело истца было возвращено начальнику кадрового органа Западного военного округа без составления расчёта выслуги лет на пенсию и без зачёта в выслугу лет периода приостановления им военной службы.

Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил действия начальника управления и просил суд обязать должностное лицо произвести расчёт выслуги лет его военной службы, засчитав в таковой период её приостановления с 31 января 2010 по 07 декабря 2014 года.

Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым его административное исковое заявление удовлетворить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1074, указывает, что приостановление военной службы военнослужащими, в случае назначения их судьями военных судов, засчитывается в календарном исчислении в выслугу лет на военной службе для получения упомянутой надбавки.

Отмечает, что из содержания Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3 – ФКЗ, на который сослался Конституционный Суд РФ в своём определении от 29 сентября 2015 года № 1893-О, не следует, что законодателем было предусмотрено поэтапное реформирование системы военных судов и не упоминается о периоде адаптации к произошедшим изменениям. Напортив, согласно пояснительной записке к проекту этого Федерального конституционного закона, реформирование системы военных судов сводилось к упразднению института прикомандирования военнослужащих к военным судам, прохождения военной службы на должностях в аппаратах судов и привлечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ для обеспечения деятельности военных судов.

В этом определении Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что в период с 1 июля 2009 года (даты вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ) по 6 августа 2014 года (даты вступления в силу Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года № 5-ФКЗ) заявитель имел возможность уйти в отставку с должности судьи военного суда и в соответствии с п. 10 и 13 ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» продолжить военную службу.

Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты, на которые сослался Конституционный Суд РФ и Реутовский гарнизонный военный суд, такого рода положений не содержат.

Ссылаясь на Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о порядке прохождения военной службы, делает вывод, что в этих нормах права также не имеется указаний о поэтапном характере реформирования системы военных судов до 6 августа 2014 года, а также об установлении переходного периода, в течение которого судьи военных судов, чья военная служба была приостановлена, должны были адаптироваться к вносимым изменениям, касающимся их последующего безусловного увольнения с военной службы и возможности судьи военного суда, чья военная служба была приостановлена, уйти в почетную отставку и продолжить в связи с этим обстоятельством военную службу именно до 6 августа 2014 года.

Обращает внимание на то, что ст. 6 Федерального закона от 06 июля 2006 года № 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы», устанавливает, что положения ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» распространяются на военнослужащих, избранных или назначенных на должности (назначение на которые является основанием для приостановления военной службы), после вступления в силу указанного закона, то есть, время приостановления военной службы не засчитывается в выслугу лет лишь тем военнослужащим, основания для приостановления военной службы которых возникли после 01 января 2007 года. Поэтому за военнослужащими, назначенными судьями военных судов до 01 января 2007 года, сохранилось право на включение времени приостановления военной службы в их выслугу лет на военной службе.

Не учёл суд и правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, согласно которой положения Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

Статьей 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон), в редакции от 25 июля 2002 года, действовавшей на момент назначения ФИО1 в июле 2002 года судьей гарнизонного военного суда, предусматривалось, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы и зачетом срока приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего.

Федеральным законом от 06 июля 2006 года № 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы» ст. 45 Закона изложена в новой редакции.

Согласно п. 1 ст. 45 Закона (в редакции Федерального закона от 06 июля 2006 года № 105-ФЗ) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «г» и «д» п. 3 ст. 51 Закона, либо на приостановление военной службы.

В соответствии с п. 3 ст. 45 Закона (в редакции Федерального закона от 06 июля 2006 года № 105-ФЗ) военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со ст. 37 этого Федерального закона. Срок приостановления военной службы засчитывается в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся.

Кроме того, п. 13 ст. 45 Закона (в редакции Федерального закона от 06 июля 2006 года № 105-ФЗ) установлено, что срок приостановления военной службы по основаниям, предусмотренным п. 1 указанной статьи, в случае продолжения военной службы засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

В силу ст. 6 Федерального закона от 6 июля 2006 года № 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы» положения ст. 45 Закона распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделенных полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) или назначенных временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), избранных (назначенных) членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ после вступления в силу указанного Федерального закона.

В дальнейшем предусмотренный п. 1 ст. 45 Закона перечень военнослужащих, имеющих право на увольнение с военной службы либо на приостановление военной службы, был дополнен включением в него судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Статьей 4 Федерального закона от 28 июня 2009 года № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в п. 1 ст. 45 Закона были внесены изменения: текст после слов «на постоянной основе», дополнен словами «назначения судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации».

Внесение указанных изменений в п. 1 ст. 45 Закона было осуществлено при проведении реформирования системы военных судов, в рамках которого были приняты меры, направленные на унификацию правового статуса судей независимо от того, в каком суде - военном или ином суде общей юрисдикции - они исполняют свои должностные обязанности, в том числе упразднен институт прикомандирования военнослужащих к военным судам.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», вступившего в силу с 1 июля 2009 года, военнослужащим, назначенным судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и прикомандированным к военным судам или Военной коллегии на день вступления в силу данного Федерального конституционного закона, было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу в соответствии с Законом и продолжать замещать государственные должности РФ в военных судах или Военной коллегии без переназначения.

Частью 5 ст. 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года № 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии», вступившего в силу с 6 августа 2014 года, предусмотрено, что судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, военная служба которых приостановлена, подлежат увольнению с военной службы до 1 января 2015 года по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 2 ст. 51 Закона (в связи с организационно-штатными мероприятиями).

Из приведенных нормативных положений следует, что возможность приостановления военной службы для военнослужащих, являющихся судьями военных судов или Военной коллегии была предусмотрена законодательством после упразднения института прикомандирования военнослужащих к военным судам. Военнослужащим, являвшимся на день вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» судьями военных судов или Военной коллегии, и военнослужащим, прикомандированным к военным судам или Военной коллегии, ч. 2 ст. 2 данного Закона было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу и продолжать замещать государственные должности РФ в военных судах или Военной коллегии без переназначения.

Впоследствии при выборе военнослужащим продолжения замещения должности судьи они подлежали увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в срок до 01 января 2015 года.

Таким образом, на момент приостановления военной службы ФИО1 31 января 2010 года ст. 45 Закона действовала в редакции Федеральных законов от 06 июля 2006 года № 105-ФЗ и от 28 июня 2009 года № 126-ФЗ, п. 1 данной статьи предусматривал право военнослужащих в случае назначения судьями военных судов или Военной коллегии либо на их увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «г» и «д» п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона, либо на приостановление военной службы, а п. 3 этой же нормы содержал правило о включении срока приостановления военной службы в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. Именно в приведенной редакции названная норма закона подлежит применению к спорным отношениям сторон, возникшим по поводу приостановления военной службы истцом в 2010 году.

Поскольку ФИО1 не воспользовался предоставленной ему в период с 01 июля 2009 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ) по 06 августа 2014 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года № 5-ФКЗ) возможностью уйти в отставку с должности судьи военного суда и в соответствии с п. 10, 13 ст. 45 Закона продолжить военную службу с зачетом срока её приостановления в выслугу лет для назначения пенсии, то оснований для включения в его выслугу лет периода приостановления им военной службы с 31 января 2010 по 07 декабря 2014 года не имеется.

Кроме того в силу п. 10, 12 ст. 45 Закона военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, имеют право продолжить военную службу в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, в случае продолжения военной службы назначаются на прежние должности, а при их отсутствии с их согласия - на другие должности.

На основании подп. «б» п. 2 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий, ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.

Как следует из материалов дела и пояснений административного истца в судебном заседании окружного военного суда, с рапортом о заключении нового контракта и назначения на воинскую должность он к командованию не обращался, что свидетельствует о его зачислении в распоряжение воинского должностного лица для последующего увольнения с военной службы, на что верно обращено внимание гарнизонным военным судом.

Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и по существу направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных судом.

В связи с этим суд апелляционной инстанции находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Реутовского гарнизонного военного суда от 04 марта 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1

оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Подписи

Верно

Председательствующий ФИО5

Секретарь судебного заседания ФИО3

17.05.2016