СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело 33а-676/2021
судья Раенгулов А.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Салехард 26 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.,
судей коллегии Семейкиной С.А. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Прокопчук А.А.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Салехард ФИО1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 12 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., доводы представителей сторон ФИО1, возражения на доводы апелляционной жалобы прокурора Рукавишникова П.А., судебная коллегия
установила:
прокурор города Салехард, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Салехард (далее также - Администрация г. Салехард), доводы которого в суде были поддержаны прокурором Усеновой Б.А., о признании недействующим со дня вступления в силу пунктов 3, 4 Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования и Порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Салехард, утвержденных постановлением Администрации г. Салехард от 09.11.2010 № 328, в части наделения коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей правом предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению умерших; о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о его принятии в городской общественно-политической газете «Полярный круг».
По мнению прокурора, органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе.
В суде представитель Администрации г. Салехард ФИО2 пояснила, что обычные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в участии в конкурсе, постоянным участником и лицом, предоставляющим услуги, является АО «Салехарддорстрой». Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела увеличит расходы местного бюджета на содержание указанной службы. Просила административный иск оставить без удовлетворения.
Рассмотрев и разрешив административное дело, суд вынес решение об удовлетворении административного иска полностью.
В апелляционной жалобе представителем администрации ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения с принятием нового об отказе в удовлетворении административного иска с указанием на то, что способ организации и организационно-правовая форма специализированных служб по вопросам похоронного дела на законодательном уровне не регламентированы. Избранный администрацией порядок и условия образования специализированной службы посредством проведения конкурса направлены на соблюдение требований законодательства о защите конкуренции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение суда не подлежит отмене по формальным соображениям.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 9 ноября 2010 г. № 328 утверждены: Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (далее также- Положение о деятельности службы по вопросам похоронного дела) (приложение N 1) и Порядок выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (далее также- Порядок) (приложение N 2).
Названные нормативные правовые акты введены в действие, в том числе опубликованы в установленном законом порядке, на что указывают представленные административным ответчиком доказательства.
Пунктами 3 и 4 Положения о деятельности службы по вопросам похоронного дела установлено, что специализированной службой может быть любое юридическое лицо, независимо от формы собственности, или индивидуальный предприниматель, имеющие право на занятие данным видом деятельности; статус специализированной службы на территории муниципального образования город Салехард хозяйствующие субъекты получают на условиях конкурса.
Порядком установлено, что выбор юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - хозяйствующий субъект) на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард производится на основе открытого конкурса по отбору хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (далее - конкурс).
Инициатором проведения конкурса выступает Администрация муниципального образования город Салехард (пункты 1 и 2).
В последующих пунктах Порядка регламентированы действия по проведению конкурсных процедур.
Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия исходит из следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 части 1, часть 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона N 8-ФЗ).
Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: "специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших".
Из положений статей 9 и 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в органе в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ.
При рассмотрении и разрешении административного дела установлено, что в муниципальном образовании специализированная служба органом местного самоуправления не создана.
В установленных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 12 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи: