Судья Долгощинова О.В. Дело № 33а-6778/2020
УИД 76RS0011-01-2020-000596-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,
судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.,
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 1 декабря 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 28 августа 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области к Угличскому РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области и судебному приставу-исполнителю Угличского РОСП УФССП России по Ярославской области Оборкиной Ю.Н. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 7 мая 2020 года, устранении допущенных нарушений отказать».
Заслушав доклад судьи Малахова В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
На основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля №1787 от 8 октября 2019 года о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, судебным приставом-исполнителем Угличского РОСП УФССП России по Ярославской области Оборкиной Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 14 октября 2019 года в отношении должника Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области о взыскании 490 087, 20 руб.
Судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства установлено, что Управление муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области имеет три лицевых счета: для поступления задатков по аукционам, расходный счет для оплаты расходов, включая заработную плату и налоги, а также доходный счет, которые аресту не подлежат, и имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в виде здания, офисной мебели и оргтехники, на которое взыскание не может быть обращено.
Также судебным приставом-исполнителем установлено, что между Управлением муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области и АО «Угличская птицефабрика» 12 февраля 2008 г. заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного у <адрес>.
Судебным приставом-исполнителем Угличского РОСП УФССП России по Ярославской области Оборкина Ю.Н. вынесено постановление от 7 мая 2020 года об обращении взыскания на денежные средства, получаемые должником по данному договору аренды в пределах суммы задолженности перед взыскателем ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля – 490 087, 20 руб. На арендатора возложена обязанность перечислять ежемесячно до 31 числа каждого месяца денежные средства в размере 50% на депозитный счет Угличского РОСП УФССП России по Ярославской области.
Управление муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области обратилось в суд с административным иском к Угличскому РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области и судебному приставу-исполнителю Оборкиной Ю.Н. о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления от 7 мая 2020 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что обращение взыскания на принадлежащие должнику имущественные права, а именно на право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг по аренде, возможно лишь при наличии дебиторской задолженности, подтвержденной в бесспорном порядке. Судебным приставом -исполнителем не было установлено наличие или отсутствие у Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области дебиторской задолженности по ежемесячным арендным платежам по данному договору аренды. Действующим законодательством не предусмотрено наложение взыскания на денежные средства, подлежащие уплате должнику в будущем, в счет которых должником не были поставлены товары, оказаны услуги или выполнены работы.
Управление муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области является структурным подразделением администрации Угличского муниципального района Ярославской области, финансируемым за счет средств муниципального бюджета на основании бюджетной сметы, обладает правами юридического лица и имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, на которое не может быть обращено взыскание, а также имеет лицевые счета: для поступления задатков по аукционам, расходный счет для оплаты всех расходов и доходный счет. В УФК по Ярославской области имеется единый счет №, открытый для учета доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетной системы РФ, подлежащих распределению органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, доходы, подлежащие зачислению в бюджет Угличского муниципального района Ярославской области поступают в УФК ЯО на единый счет, включая доходы от аренды муниципального имущества и земельных участков, а затем распределяются на счет бюджета Угличского муниципального района №. При формировании бюджета Угличского муниципального района Ярославской области учитывались, в т.ч. доходы от договоров аренды. Неполучение указанных денежных средств приведет к неисполнению районом расходных обязательств, включая социально значимые расходы. Вместе с тем из оспариваемого постановления следует, что взыскание обращается на имущественное право Управления на получение прибыли от договора аренды, в то время как Управление является муниципальным казенным учреждением, финансируемым за счет казны Угличского муниципального района Ярославской области, собственных средств не имеет. С учетом данных обстоятельств, административный истец просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Угличского РОСП УФССП России по Ярославской области от 7 мая 2020 года, отменить его и обязать Угличский РОСП УФССП России по Ярославской области устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены постановленного судом решения, в связи с чем подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, поскольку обращение взыскания на денежные средства Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области, перечисляемые АО «Угличская птицефабрика» по заключенному договору аренды № от 12 февраля 2008 года, как на дебиторскую задолженность, соответствует положениям ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющим порядок обращения взыскания на право требования должника в исполнительном производстве к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед иными кредиторами.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, так как он соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 13 указанного закона судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) мерами принудительного исполнения являются, в том числе обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату.
Согласно статье 75 Закона № 229-ФЗ в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе, право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим.
При этом, как следует из пункта 7 части 1 данной статьи, указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно части 2.1 статьи 75 Федерального закона № 229-ФЗ обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится в порядке, установленном статьей 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.
В статьях 76 и 83 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрены особенности обращения взыскания и наложения ареста на одно из имущественных прав должника, а именно на право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, то есть на дебиторскую задолженность.
При этом наличие таких специальных норм не исключает возможности обращения взыскания на иные имущественные права должника, в том числе на право получения текущих платежей по действующему договору, что прямо предусмотрено пунктом 3 части 3 статьи 68 и статьей 75 Федерального закона № 229-ФЗ.
С учетом приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае обращение взыскания производится на право получения денежных средств, которое возникает у должника периодически в ходе исполнения договора аренды, в связи с чем наличие согласия взыскателя для судебного пристава-исполнителя не является обязательным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что доходы, получаемые от сдачи в аренду земельных участков, подлежат зачислению в бюджет Угличского муниципального района на специальный счет в УФК по Ярославской области, в связи с чем не поступление указанных доходов приведет к неисполнению районом установленных расходных обязательств, основанием к отмене обжалуемого решения быть не могут.
В силу статьи 2 Федерального закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Управление муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля № от 8 октября 2019 года о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика. На момент рассмотрения спора задолженность Управлением не погашена, права не восстановлены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и не дают оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Основываясь на приведенных выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Угличского районного суда Ярославской области от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи