ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6823/15 от 28.10.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6823/15

Дело в суде первой инстанции рассмотрено судьей Петровой Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Хабаровск 28 октября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Чемякиной И.А.,

судей: Мороз И.Г., Иском Е.П.,

при секретаре: Евсеенко А.В.,

с участием представителя административного ответчика УМВД России по г. Хабаровску Сватковой М.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колосова А.В. о признании незаконным отказа ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, возложении обязанности по выдаче свидетельства,

по апелляционной жалобе Колосова А.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 04.08.2015г..

Заслушав доклад судьи Мороз И.Г., объяснения представителя административного ответчика Сватковой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Колосов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 11.06.2015г. в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее ССКТС ТБ), возложении обязанности по выдаче указанного свидетельства.

В обоснование заявленных требований указал, что отказ основан на том, что замена у автомобиля рамы на не является внесением изменений в конструкцию, на автомобиль наложены ограничения на все регистрационные действия. Отказ считает незаконным по следующим основаниям. Обязанность выдавать ССКТС ТБ возложена на подразделения Госавтоинспекции в соответствии с положениями Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств». Процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения на момент производства замены основного элемента конструкции автомобиля в 2014 году была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных средств», в соответствии с положениями которого единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением МВД ССКТС ТБ (п.п. 79, 81, 82). Приказом МВД РФ № 13/5-у-1225 от 25.02.2015г. утвержден Временный порядок контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств, которым предусмотрен перечень документов, предоставляемых вместе с транспортным средством. Все необходимые документы были им представлены в ГИБДД. Запрет на совершение регистрационных действий с автомобилем по своим правовым последствиями не является ограничением на совершение регистрационных действий при устранении причин, послуживших основанием для запрета.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 04.08.2015г. Колосову А.В. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Колосов А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, основанное на неверном установлении обстоятельств по делу, применении закона, не подлежащего применению. Указывает, что из положений Федерального закона «О техническом регулировании» следует, что требование об обязательном подтверждении соответствия путем сертификации может быть обусловлено только наличием такого требования в соответствующем техническом регламенте и в форме, установленной таким техническим регламентом. Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 (ТРТС) предусмотрено что выдача ССКТС ТБ производится подразделениями ГИБДД. Судом первой инстанции неверно применены и истолкованы пункты 78, 79 ТРТС. Замена кузова на аналогичный является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, следовательно, ССКТС ТБ может быть выдано исключительно в порядке, указанном в пунктах 78, 79 ТРТС, т.е. подразделениями ГИБДД. Выводы суда о необходимости предоставления сертификата на бывшую в употреблении раму являются ошибочными, т.к. в соответствии с пунктом 81 ТРТС компоненты транспортных средств, бывшие в употреблении не подлежат декларированию соответствия, а в силу приложения № 10 к ТРТС рамы автомобилей не входят в Перечень типов компонентов транспортных средств, формы и схемы подтверждения и декларирования соответствия которых являются обязательными. Выдача ССКТС ТБ является способом повторной сертификации, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению положения ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и раздела 4 ТРТС. ССКТС ТБ является основанием для внесения изменений в регистрационные данные и в паспорт транспортного средства, так как оно содержит сведения об идентификационной маркировке транспортного средства как до внесения изменений в конструкцию, так и после.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Таким образом, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке главы 34 КАС РФ.

В силу положений статьи 37 КАС РФ в настоящем деле Колосов А.В. является административным истцом, УМВД России по г. Хабаровску – административным ответчиком.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие административного истца Колосова А.В., который в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика Сваткова М.А., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, пояснила, что в модели автомобиля, принадлежащем Колосову А.В. рама является основным элементом транспортного средства, на котором нанесет его идентификационный номер. Замена базового элемента автомобиля препятствует его идентификации согласно выданному ПТС.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1). Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине (часть 2). Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (часть 3).

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 01.08.2013г. Колосов А.В. является собственником автомобиля <данные изъяты>, у которого произведена замена шасси (рамы) на , после чего получена диагностическая карта на автомобиль, 28.11.2014г. получен акт технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменения (выдан НО «НАМИ-ПТИА-ФОНД»), согласно которому переоборудованное транспортное средство отвечает требованиям безопасности конструкции и его эксплуатация в качестве грузового-бортового автомобиля по дорогам общего пользования считается допустимой.

В июне 2015г. Колосов А.В. обратился в ОГИБДД УМВД по г. Хабаровску с заявлением о выдаче свидетельства о соответствии автомобиля требованиям безопасности после произведенной замены номерного агрегата, на которое получен отказ от 11.06.2015г. по тем основаниям, что в силу положений Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» замена рамы на не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства; на автомобиль 09.12.2014г. наложено ограничение в виде запрета на регистрационные действия.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона о безопасности дорожного движения транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1).

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3).

После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия (пункт 4).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), вступивший в силу с 01 января 2015 года.

Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 2 указанного Федерального закона также определяет, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 51 Приложения № 1 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Из изложенного выше следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Пунктом 78 ТР ТС 018/2011 установлено, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрации учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства – члена Таможенного союза.

Требования в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средств установлены Приложением № 9 к ТР ТС 018/2011, в котором отсутствует такое конструктивное изменение, как замена рамы.

Рама (шасси) автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер (VIN), указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий идентифицировать это транспортное средство.

Согласно пункту 2.1 Приложения № 8 к действовавшему на момент замены рамы автомобиля Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую, в том числе, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 2.1 Приложения № 7 к действующему техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

В результате замены рамы автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном Техническим регламентом после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39 - 41 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, в процессе производства регистрационного действия.

Как следует из материалов дела, Колосовым А.В. не были представлены доказательства того, что рама имеет соответствующий сертификат соответствия, что транспортное средство с новой рамой (фактически другое транспортное средство) соответствует требованиям указанного выше технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении.

Представленный Колосовым А.В. акт технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменения, выданный НО «НАМИ-ПТИА-ФОНД», в отсутствие соответствующего сертификата соответствия на новую раму автомобиля не является подтверждением того, что транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении.

При указанных обстоятельствах ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску не вправе было выдавать заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, следовательно, оспариваемый заявителем отказ в предоставлении государственной услуги является законным.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и на их правильность не влияют, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 04.08.2015г. по административному делу по административному исковому заявлению Колосова А.В. о признании незаконным отказа ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, возложении обязанности по выдаче свидетельства оставить без изменения, апелляционную жалобу Колосова А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: И.А. Чемякина

Судьи: И.Г. Мороз

Е.П. Иском