Судья: Родина Т.А. адм.дело N 33А-6847/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б. и Сафоновой Л.А.,
при секретаре Нугайбекова Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Самарского областного суда от 6 марта 2019 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления о об оспаривании акта определения кадастровой стоимости, решения об исправлении технической ошибки, обязании административных ответчиков изменить в Едином государственном реестре недвижимости запись о кадастровой стоимости нежилого помещения
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу в части, представителя Управления Росреестра по Самарской области ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании акта определения кадастровой стоимости, решения об исправлении технической ошибки.
В обоснование иска указано, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена на основании решения об исправлении технической ошибки и акта определения кадастровой стоимости в размере 11 246 742,77 руб.
Считает принятые акт и решение незаконными, поскольку объект недвижимости имеет статус «ранее учтенный» и для определения его кадастровой стоимости не мог быть применён пункт 3.1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113, который действует только в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив в ходе рассмотрения дела свои требования, просил признать незаконным акт определения кадастровой стоимости № 63-00-122118-14409/01 от 2 октября 2018 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и решение № 63-00-119/18-90613 от 1 октября 2018 года об исправлении технической ошибки, просил также обязать административных ответчиков (Управление Росреестра по Самарской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) изменить в Едином государственном реестре недвижимости запись о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № с «11 246 742,77 руб.» на данные об инвентаризационной стоимости этого объекта на 2013 год, взыскать расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от ФИО1 на основании части 2 статьи 46 КАС РФ поступило заявление в устной форме об отказе от исковых требований в части обязания Управления Росреестра по Самарской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости запись о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № с 11 246 742,77 рублей на данные об инвентаризационной стоимости этого объекта на 2013 год.
Проверив материалы дела, обсудив поступившее заявление административного истца, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания (часть 1).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу. В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (часть 2 статьи 304).
В силу частей 2 и 3 статьи 157 КАС РФ, если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение мирового соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Последствия отказа от исковых требований, предусмотренные ст. 195 КАС РФ административному истцу судебной коллегией разъяснены и понятны.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае отказа административного истца от иска и принятии данного отказа судом.
В силу пункта 4 статьи 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу по основаниям указанным в статье 194 настоящего Кодекса.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде апелляционной инстанции административный истец отказался от части предъявленных исковых требований, судебная коллегия считает возможным принять частичный отказ от исковых требований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Положениями ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка.
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч.1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. На государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости поставлен 9 августа 2013 года.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства на территории Самарской области определяется в соответствии с Постановлением правительства Самарской области от 14 марта 2012 года N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области».
Работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости проводились по состоянию на 6 июня 2011 года, однако на тот момент в реестре отсутствовали сведения спорном о нежилом помещении и данный объект недвижимости не вошел в перечень объектов оценки, результаты которой были утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года N 118.
Как указано в п. 1 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно положениям п. 3.1. Порядка определения кадастровой стоимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и ( или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения при изменении качественных и ( или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113, действовавшим на дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения (Далее - Порядок) кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения ( жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Пунктом 3.2 Порядка установлено, что кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка.
Установлено, что при постановке на кадастровый учет нежилого помещения с кадастровым номером № сведения о нем были внесены без указания номера здания, в котором он расположен.
При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость этого нежилого помещения определена в соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 113 путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, на его площадь, и составляла с 9 августа 2013 года (с даты постановки на учет) по 30 сентября 2018 года (до даты выявления технической ошибки) 13 395 742,74 руб.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 1 октября 2018 года исправлена техническая ошибка в части указания кадастровой стоимости нежилого помещения. Кадастровая стоимость определена в размере 11 246 742,77 руб. с 9 августа 2013 года по настоящее время.
Согласно акту определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 2 октября 2018 года N 63-00-122/18-14409/1 кадастровая стоимость была определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости 23 479,63 руб./кв. на площадь помещения 479 кв. м.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого акта определения кадастровой стоимости N 63-00-122118-14409/01 от 2 октября 2018 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, и решения N 63-00-119/18-90613 от 1 октября 2018 года об исправлении технической ошибки.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе ФИО1, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Принять отказ ФИО1 от административного иска в части обязания Управления Росреестра по Самарской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости запись о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № с 11 246 742,77 рублей на данные об инвентаризационной стоимости этого объекта на 2013 год.
Решение Самарского областного суда от 6 марта 2019 г. в части отказа в удовлетворении требования ФИО1 об обязании Управления Росреестра по Самарской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости запись о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № с 11 246 742,77 рублей на данные об инвентаризационной стоимости этого объекта на 2013 год отменить, производство по настоящему административному делу в указанной части прекратить.
Решение Самарского областного суда от 6 марта 2019 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: