ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6848/2021 от 26.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Куклева Ю.В. Дело №33а-6848/2021

УИД 76RS0015-01-2021-001938-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Задворновой Т.Д.

судей Емельяновой Ю.В., Суринова М.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

26 ноября 2021 года

административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля (после переименования – Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области) на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 12 августа 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ..., зарегистрированной по адресу: ..., в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.) в размере налога в сумме 20 318 рублей и пени в сумме 31 рубль 66 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., в размере налога в сумме 8 426 рублей и пени в сумме 13 рублей 13 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ИФНС России по Ленинскому району города Ярославля (после переименования – Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере штрафа в сумме ... руб., налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере налога ... руб., пени ... коп., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды, начиная с 01.01.2017, в размере налога в сумме ... коп., пени в сумму ... коп., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды, начиная с 01.01.2017 в размере налога в сумме ... коп., пени в сумме ... коп., всего в общей сумме ... коп.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району города Ярославля, в период до 13.01.2021 осуществляла предпринимательскую деятельность. Налогоплательщику были направлены налоговые требования об уплате налогов, сборов, пеней, но в установленный срок налогоплательщик указанные требования не исполнил. 19.05.2021 Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 20.05.2021 мировым судьей отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Также административный истец просил восстановить срок обращения в суд с настоящим иском.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований по требованиям от 16.01.2019 № 863, от 13.01.2020 № 289 и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в данной части. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены или изменения постановленного судом решения не имеется.

Частично удовлетворяя заявленные требования налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогоплательщика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, а также страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, соблюдении административным истцом принудительного порядка взыскания недоимки и сроков обращения в суд за ее взысканием за указанный налоговый период по требованию от 12.01.2021 №125, в остальной части заявленные требования в связи с пропуском срока для обращения в суд оставлены без удовлетворения.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 руб., - в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года, 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период (2018-2020 годы) превышает 300000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29354 руб. за расчетный период 2019 года, 32448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб. за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период (2018-2020 годы) не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 руб. за расчетный период 2017 года, 5840 руб. за расчетный период 2018 года, 6884 руб. за расчетный период 2019 года и 8426 руб. за расчетный период 2020 года.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах. Расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации).

Также индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость (пункт 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации) и налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации)

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за ФИО1 числится задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере штрафа в сумме 1000 руб., по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в размере налога 2 031 руб., пени 68 руб. 51 коп., страховым взносам на ОПС за периоды, начиная с 01.01.2017, в размере налога в сумме 76 959 руб. 44 коп., пени в сумму 109 руб. 56 коп., страховым взносам на ОМС за периоды, начиная с 01.01.2017 в размере налога в сумме 22 267 руб. 28 коп., пени в сумме 106 руб. 91 коп.

В связи с тем, что установленный срок налог на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, а также страховые взносы уплачены не были, в адрес налогоплательщика в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования об уплате недоимки и пени по уплате налогов и страховых взносов на ОПС и ОМС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) от 19.01.2018 №805, от 12.04.2018 №8245, от 14.06.2018 №13565, от 20.06.2018 №2000, от 26.07.2018 №6980, от 13.08.2018 №20778, от 19.09.2018 №23834, от 16.10.2018 №25571, от 12.11.2018 №29506, от 11.12.2018 №32141, от 16.01.2019 №863, от 13.01.2020 №289, от 12.01.2021 №125 (л.д. 21,23-34).

Вышеуказанные требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.

В связи с неисполнением административным ответчиком вышеуказанных требований об уплате недоимки и пени налоговым органом приняты меры по бесспорному (внесудебному) взысканию имеющейся задолженности в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом были приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика за указанные периоды (л.д.53-60), а также постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (л.д.49-52).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Кодекса (абзац 2 пункта 2).

В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Как правильно установлено судом первой инстанции сроки обращения в суд, предусмотренные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюдены только по требованию от 12.01.2021 № 125 (недоимка по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, пени на общую сумму 28 788 руб. 79 коп.) со сроком уплаты – до 04.01.2021, поскольку обращение в суд налогового органа последовало в пределах 6-месячного срока – 05.07.2021.

Сумма задолженности по страховым взносам за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 20 318 руб., пени в размере 31 руб. 66 коп.; на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 8 426 руб., пени в размере 13 руб. 13 коп., а всего в размере 28 788 руб. 79 коп., обоснованно взыскана судом первой инстанции.

Доводы жалобы о возможности применения к спорным правоотношениям положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей двухлетний предельный срок для взыскания задолженности, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании положений закона.

В силу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1).

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3).

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7).

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации)

Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.

Между тем, предусмотренная данными нормами процедура, в том числе 2-х летний срок для обращения в суд за взысканием недоимки, не могли быть применены к административному ответчику в рамках настоящего административного дела, поскольку 13.01.2021 по решению регистрирующего органа (налогового органа) он был исключен из реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.20).

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

Доводы административного истца об имеющихся основаниях для восстановления пропущенного срока для обращения в суд, в связи с наличием уважительных причин его пропуска представляются необоснованными.

В качестве уважительной причины пропуска срока налоговым органом указана именно смена статуса налогоплательщика, однако судебной коллегией отмечается, что статус индивидуального предпринимателя прекращен был по инициативе регистрирующего (налогового) органа. При этом, 16.11.2020 налоговым органом принято решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя, затем 13.01.2021 налогоплательщик исключен из соответствующего реестра. Доказательств того, что в указанный срок налоговым органом предпринимались какие-либо попытки взыскания задолженности, не представлено.

Иных оснований, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, административным истцом не заявлялось, каких-либо доказательств в указанной части суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, и потому не могут служить основанием к отмене решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 12 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля (после переименования – Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области) на указанное решение – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи