Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а-6857
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В., Зайцевой О.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 8 мая 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, представителя КГКУ «УЗИ» - ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 1450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для ведения дачного хозяйства. 30 января 2015 года административный истец обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее-департамент) с заявлением о досрочном расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность как ветерану труда. На основании указанного заявления департаментом была опубликована информация о планируемом предоставлении земельного участка, а также подготовлен проект соответствующего распоряжения. 2 июня 2016 года департаментом издано распоряжение №, согласно которому право аренды на земельный участок с кадастровым номером № прекращено, а земельный участок предоставлен ФИО1 в собственность. 29 сентября 2017 года ФИО1 было получено письмо департамента о том, что 1 июля 2016 года департаментом в порядке самоконтроля было издано распоряжение № об отмене ранее изданного распоряжения №. Согласно приложенному письму от 11 июля 2016 года земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне отдыха городских парков, скверов жилых помещений (Ж-5), в которой запрещается осуществление деятельности, не совместимой с целевым назначение и полезной функцией парков и скверов, а также строительство капитальных объектов, за исключением городского парка, городского сквера, дендрария и оранжереи; является земельным участком общего пользования и не подлежит приватизации. Считает, что распоряжение № от 1 июля 2016 года не соответствует закону. Земельный участок при формировании и последующем предоставлении в аренду не был занят каким-либо парком (сквером, бульваром) и не относился к числу территорий общего пользования. То обстоятельство, что земельный участок не относится к числу территорий общего пользования и не входит в границы городских парков и скверов жилых территорий, подтверждается письмом управления муниципальной собственности администрации г.Владивостока. Просит признать незаконным распоряжение департамента от 1 июля 2016 года № «Об отмене распоряжения департамента от 2 июня 2016 года №».
Представители ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации г.Владивостока не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-5, он не может быть предоставлен для ведения дачного хозяйства. В настоящее время земельный участок должен предоставляться на аукционе.
Представитель департамента в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в результате проверки КГКУ «УЗИ» установлено, что в настоящее время спорный земельный участок расположен в зоне отдыха городских парков, скверов жилых территорий (Ж-5), в которой запрещается осуществление деятельности, не совместимой с целевым назначением и полезной функцией парков и скверов, а также строительство капитальных объектов. Спорный земельный участок является земельным участком общего пользования и не подлежит приватизации. Правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они были приняты с нарушением или в противоречии с действующим законодательством. При наличии длительного договора аренды (49 лет) спорного земельного участка отказ департамента в предоставлении участка в собственность не может нарушать прав истца.
Представитель КГКУ «УЗИ» в судебное заседание не явился, направил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-5. Согласно кадастровой выписке точность определения координат характерных точек границ земельного участка составляет 0,2 м, тогда как точность определения координат, установленная приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года № 518, для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, составляет 0,1 м. Т.о. границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Участок не может быть предметом аукциона, если его границы подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу п.п.6 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По делу установлено, что 30 ноября 2010 года между департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1450 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, для использования в целях, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.
30 января 2015 года ФИО1 обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении указанного участка в собственность как ветерану труда и досрочном расторжении договора аренды.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 2 июня 2016 года № прекращено право аренды земельного участка по договору аренды от 30 ноября 2010 года. ФИО1 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером №.
Письмом от 11 июля 2016 года ФИО1 уведомлена о том, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в порядке самоконтроля издал распоряжение № от 1 июля 2016 года «Об отмене распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 2 июня 2016 года №». Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне городских парков, скверов жилых территорий (Ж-5). Согласно ст.25.2 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа зона городских парков, скверов жилых территорий является территорией общего пользования. В зоне городских парков, скверов жилых территорий запрещается осуществление деятельности, не совместимой с целевым назначением и полезной функцией парков и скверов. В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как усматривается из письма КГКУ «УЗИ» земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-5 (зона городских парков, скверов жилых территорий). Земельный участок расположен на землях населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № «для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства)» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-5. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отнесение земельного участка к объектам общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, препятствует приватизации; административный ответчик правомерно своим распоряжением от 1 июля 2016 года № отменил распоряжение о передаче в собственность бесплатно ФИО1 спорного земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление в собственность земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, могло повлечь нарушение неопределенного круга лиц на беспрепятственное использование такой территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к территориям общего пользования, отнесение земельного участка к территориальной зоне Ж-5 не является основанием для его включения в состав территорий общего пользования, не ограничен красными линиями, не являются основаниями для отмены решения суда.
Согласно п.1 ст.25.2 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г.Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, зона городских парков, скверов жилых территорий является территорией общего пользования и определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации отдыха и включает территории, занятые городскими парками и скверами, а также другими объектами, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Таким образом, факт нахождения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-5 является достаточным основанием для включения его в состав территорий общего пользования.
Довод представителя административного истца о том, что в настоящее время зона Ж-5 отменена, и спорный земельный участок стал находиться в зоне Р1, не ставит под сомнение законность оспариваемого решения департамента, поскольку территориальная зона Р1 является зоной зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов), и расположенные в данной зоне земельные участки приватизации не подлежат.
Письмо УМС г.Владивостока от 31 марта 2017 года, на которое ссылается в своей жалобе административный истец, сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером № не относится к числу территорий общего пользования, не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что на дату вынесения оспариваемого распоряжения спорный земельный участок относился к жилой зоне, противоречит материалам дела.
Необоснованной является и ссылка административного истца на решение Советского районного суда г.Владивостока от 28 ноября 2013 года, которым установлено отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о нахождении спорного земельного участка на территории общего пользования, поскольку территориальная зона Ж-5 была установлена Решением Думы г.Владивостока от 19 декабря 2013 года N 217, т.е. после принятия Советским районным судом указанного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 8 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи