РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Эльзессер В.В. Дело № 33 а–685/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.,
судей Шкуратовой А.В., Быстровой М.А.,
при секретаре Самбуровой П.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 10 сентября 2015 г., которым удовлетворено заявление Дубовцева С.А. о признании незаконным решения Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, УФМС России по Калининградской области об отказе во включении Дубовцева С.А. и членов его семьи в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в качестве участника, возложении обязанности включить в программу.
Отменено решение Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области от 05.03.2015 №.
Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области обязано включить Дубовцева С.А. и членов его семьи в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в качестве участника.
Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., объяснения представителя Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области Миронова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Дубовцева С.А. и его представителя Урбанович И.Г.., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дубовцев С.А. обратился в суд с названным выше административным иском, указав, что в 2012 году им было получено свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, куда были включены все члены его семьи.
Поскольку у него не имелось возможности в установленный законодательством шестимесячный срок после личного прибытия на территорию РФ вывезти свою семью из Казахстана, выданное свидетельство было аннулировано.
После прибытия на территорию Калининградской области в августе 2014 года заявитель, его жена, двое несовершеннолетних детей и мать в общем порядке получили разрешение на временное проживание №, №, № от 22 августа 2014 года.
В октябре 2014 года Дубовцев С.А. обратился в УФМС по Калининградской области с заявлением об участии в программе.
10 марта 2015 года ему было отказано в приеме в качестве участника Госпрограммы в связи с несоответствием критериям программы со ссылкой на решение Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области. При этом в письме не объяснялись причины отказа.
31.03.2015 года и 02.04.2015 года Дубовцев С.А. обратился в Федеральную миграционную службу Калининградской области и Правительство Калининградской области с просьбой разъяснить причины отказа во включении в Государственную программу.
В письме Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике от 18.06.2015 г. отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 25 Программы свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев.
Сославшись на то, что ни одним нормативным правовым актом не предусмотрено такое основание для отказа во включении в Государственную программу как аннулирование ранее выданного свидетельства участника Государственной программы, Дубовцев С.А. просил признать действия Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области и Федеральной миграционной службы по Калининградской области относительно отказа во включении его и членов его семьи в качестве участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, незаконными, возложить обязанность по включению их в указанную Государственную программу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального закона, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что суд не учел право уполномоченного органа принимать решение по заявлению кандидата с учетом минимизации рисков реализации Госпрограммы, поскольку Дубовцев С.А. допустил нарушение условий Госпрограммы, данное нарушение влечет не только аннулирование действующего свидетельства участника Госпрогораммы, но и запрет на выдачу ему и членам его семьи нового свидетельства участника Госпрограммы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, заявление Дубовцева С.Л. об участии в Госпрограмме было рассмотрено уполномоченным органом, которым принято решение от 19.09.2012 г. № «оказать содействие в приеме в Калининградской области на условиях самостоятельного трудоустройства и наличия финансовых средств для обустройства, без предоставления жилья и места в детском дошкольном учреждении. Рекомендуемый срок прибытия до конца 2012 года».
19.11.2012 Дубовцевым С.А. в Генеральном консульстве России в Алма-Ате было получено свидетельство участника Госпрограммы от 13.11. 2012 г. №.
На основании указанного свидетельства Дубовцев С.А. прибыл в Калининградскую область (регион заселения) и 01 декабря 2012 года встал на миграционный учет в УФМС России по Калининградской области.
05.12.2012 года Дубовцев С.А. встал на учет в качестве участника Госпрограммы в ГКУ КО «Миграционный центр».
Согласно данным АС ЦБДУИГ Дубовцев С.А. прибыл на территорию РФ 01.12.2012 и 08.12.2012 уехал в Казахстан. За период пребывания на территории РФ им не подавалось заявлений о получении каких-либо выплат и льгот, предусмотренных законодательством РФ для участников Госпрограммы.
Следующий приезд Дубовцева С.А. в РФ (г. Калининград) состоялся только 10.06.2014 г.
В соответствии с п. 25 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637, свидетельство участника Государственной программы не выдается, если соотечественник выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания или находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.
Поскольку Дубовцев С. А. нарушил условия Госпрограммы и в декабре 2012 года выехал из Российской Федерации в иностранное государство, где проживал до июня 2014 года, УФМС России по Калининградской области в 2014 году аннулировало свидетельство участника Госпрограммы Дубовцева С.А.
С правомерностью данных действий Дубовцев С.А. согласен.
04.07.2014 г. Дубовцев С.А. обратился за получением разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты.
Разрешение на временное проживание ему выдано 22.08.2014 года сроком действия до 22.08.2017.
09.10.2014 года Дубовцев С.А. подал в ОУФМС России по Калининградской области в Гурьевском районе заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, по которому Министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области принято обжалуемое решение от 05.03.2015 № об отказе во включении Дубовцева С.А. в Госпрограмму в связи с несоответствием критериям программы.
В письме Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике от 18.06.2015 г. отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 25 Программы свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Дубовцева С.А., суд первой инстанции указал, что как из Указа Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым утверждена Государственной программы, так и из буквального толкования п. 25 Госпрограммы не следует, что соотечественнику может быть отказано во включении в Госпрограмму по тому основанию, что ранее его свидетельство было аннулировано.
Поскольку иных оснований для отказа во включении Дубовцева С.А. в Госпрограмму Министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области не приведено, суд первой инстанции, отменив обжалуемое решение как незаконное, возложил на административного ответчика обязанность включить Дубовцева С.А. и членов его семьи в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в качестве участника.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции в части признания незаконным обжалуемого решения Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области от 05.03.2015 № и его отмене по мотивам, изложенным в решении суда, судебная коллегия считает незаконным решение суда в части возложения на данный орган обязанности включить административного истца и членов его семьи в Государственную программу, считая решение суда в указанной части подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В соответствии с пунктами 16, 17, 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы. Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения. Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.
Согласно п. 30, п.п. 10 п. 48 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденному приказом ФМС России от 14 мая 2012 года N 166, при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются). В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.
Возлагая на административных ответчиков обязанность по включению Дубовцева С.А. и членов его семьи в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, суд первой инстанции не учел, что принятию такого решения предшествует проверка соотечественника и членов его семьи на соответствие требованиям региональной программы, которая административными ответчиками не проводилась ввиду ошибочного толкования приведенного выше п. 25 Государственной программы как содержащего безусловный запрет к выдаче свидетельства участника Госпрограммы соотечественнику, ранее выданное свидетельство которого было аннулировано в связи с тем, что он выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания или находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.
Поскольку п. 25 Госпрограммы такого запрета не содержит и соответственно Дубовцев С.А. не может быть признан не соответствующим требованиям региональной программы по этому основанию, а проверка административного ответчика на предмет соответствия требованиям программы по иным критериям с учетом представленных им документов органами, в компетенции которых находится решение данного вопроса, не проводилась, судебная коллегия считает решение суда, постановленное без учета данных обстоятельств, подлежащим отмене в части возложения на Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области обязанности включить административного истца и членов его семьи в Государственную программу, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 10 сентября 2015 г. отменить в части возложения на Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области обязанности включить Дубовцева С.А. и членов его семьи в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в качестве участника, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: