ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6866/17 от 05.10.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Федорова И.В. Дело №33а-6866/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Вдовиченко С.В., Пристром И.Г.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании 05 октября 2017 года административное дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования сельского поселения «Зимстан» ФИО1 на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 31 июля 2017 года, по которому

административный иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми удовлетворен.

Признано незаконным решение комиссии по проведению конкурса на замещение муниципальной службы в администрации сельского поселения «Зимстан» от <Дата обезличена> о признании ФИО2 победителем конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации МО СП «Зимстан» и назначении её на должность ....

Обязана администрация МО СП «Зимстан» расторгнуть трудовой договор от <Дата обезличена> с ФИО2.

Обязана администрация сельского поселения «Зимстан» сообщить об исполнении решения по административному делу Усть-Куломский районный суд Республики Коми и прокурору Усть-Куломского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования сельского поселения «Зимстан» ФИО1, прокурора Юдина А.В., заинтересованного лица ФИО2,

установила:

прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах муниципального образования сельского поселения «Зимстан» к администрации МО СП «Зимстан» о признании незаконным решение комиссии по проведению конкурса на замещение муниципальной службы в администрации сельского поселения «Зимстан» от <Дата обезличена> о признании ФИО2 победителем конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации МО СП «Зимстан» и назначении ее на должность ...; обязании расторгнуть трудовой договор от <Дата обезличена> с ФИО2

В обоснование требований указано, что в соответствии со справками, выданными администрацией МО СП «Зимстан», глава МО СП «Зимстан» ФИО1 и ФИО2 проживают совместно, у них имеется ... совместных детей. С учетом наличия между ФИО1 и ФИО2 фактических брачных отношений, ФИО1 мог иметь личную заинтересованность в приёме ФИО2 на должность муниципальной службы, с целью обеспечить ей получение доходов в виде заработной платы и установленных законодательством гарантий для муниципальных служащих. ФИО1, являясь муниципальным служащим, руководствуясь ч.1, 5 ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ, был обязан принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, заявив самоотвод от участия в заседании комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы, в тот момент, когда ему стало известно об участии ФИО2 в данном конкурсе. Однако ФИО1 не принял мер к предотвращению возникновения конфликта интересов, принял участие в работе комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы в качестве председателя комиссии. Таким образом, участие в работе конкурсной комиссии заинтересованного лица с правом решающего голоса, могло повлиять на обоснованность выводов членов комиссии о соответствии либо несоответствии кандидата должности, на которую он претендует, и привести к нарушению одного из основных принципов муниципальной службы, закрепленного в п.2 ст.4 Федерального закона №25-ФЗ - равный доступ граждан к муниципальной службе, чем привести к нарушению прав иных граждан, в частности, лиц, участвовавших в конкурсе наравне с ФИО2

По делу принято приведенное выше решение.

С таким решением суда не согласился представитель административного ответчика, в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.

Прокурор в возражении на апелляционную жалобу просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил решение оставить без изменения.

Представитель административного ответчика - Глава СП «Зимстан» ФИО1 в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал требования апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала позицию административного ответчика.

Проверив законность решения суда первой инстанции в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, в соответствии с решением Совета МО СП «Зимстан» от <Дата обезличена><Номер обезличен> главой сельского поселения «Зимстан» избран депутат Совета сельского поселения «Зимстан» 4 созыва ФИО1. Согласно п.2 решения Совета МО СП «Зимстан» от <Дата обезличена><Номер обезличен> глава поселения одновременно является председателем Совета поселения и руководителем администрации поселения.

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, утвержденным Законом Республики Коми от 21.12.2007 №133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми», должность руководителя (главы) администрации сельского поселения относится к должностям муниципальной службы, высшей либо ведущей в зависимости от численности населения.

Прокуратурой Усть-Куломского района проведена проверка соблюдения администрацией МО СП «Зимстан» законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции, по результатам которой было установлено, что распоряжением главы МО СП «Зимстан» от <Дата обезличена><Номер обезличен> создана комиссия для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации сельского поселения «Зимстан» в составе 9 человек, под председательством главы МО СП «Зимстан» ФИО1 Для участия в конкурсе поступило 6 заявлений, в том числе, заявление и пакет документов от ФИО2 На основании распоряжения главы МО СП «Зимстан» от <Дата обезличена><Номер обезличен><Дата обезличена> проведено заседание комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы. Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы от <Дата обезличена> под председательством ФИО1 за кандидатуру ФИО2 проголосовали все 9 членов комиссии, включая председателя. Решением комиссии ФИО2 признана победителем конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации МО СП «Зимстан» и назначена на должность .... Приказом (распоряжением) главы МО СП «Зимстан» от <Дата обезличена><Номер обезличен> ФИО2 принята на работу в администрацию сельского поселения «Зимстан» на должность ..., в тот же день с ней заключен трудовой договор. Согласно п.1.4 Должностной инструкции ... назначается на должность главой сельского поселения «Зимстан» по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы и освобождается от должности главой сельского поселения «Зимстан». ... непосредственно подчиняется главе сельского поселения «Зимстан» (п.1.5 Должностной инструкции). Пунктом 3.2 Должностной инструкции предусмотрено, что исходя из задач и функций ..., в частности, разрабатывает проекты постановлений в пределах своей компетенции, выполняет отдельные поручения главы сельского поселения «Зимстан». В соответствии со справками, выданными администрацией МО СП «Зимстан», глава МО СП «Зимстан» ФИО1 и ФИО2 проживают совместно, у них имеется ... совместных детей.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом наличия между ФИО1 и ФИО2 фактических брачных отношений, ФИО1 мог иметь личную заинтересованность в приёме ФИО2 на должность муниципальной службы, с целью обеспечить ей получение доходов в виде заработной платы и установленных законодательством гарантий для муниципальных служащих. Участие в работе конкурсной комиссии заинтересованного лица с правом решающего голоса могло повлиять на обоснованность выводов членов комиссии о соответствии либо несоответствии кандидата должности, на которую он претендует, и привести к нарушению одного из основных принципов муниципальной службы, закрепленного в п.2 ст.4 Федерального закона №25-ФЗ - равный доступ граждан к муниципальной службе, чем привести к нарушению прав иных граждан, в частности, лиц, участвовавших в конкурсе наравне с ФИО2 Являясь муниципальным служащим, ФИО1 в соответствии с ч.ч.1, 5 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ, был обязан принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, заявив самоотвод от участия в заседании комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы в тот момент, когда ему стало известно об участии ФИО2 в данном конкурсе. Однако ФИО1 не принял мер к предотвращению возникновения конфликта интересов, принял участие в работе комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы в качестве председателя комиссии.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав правовую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также положением утвержденного Решением Совета МО СП «Зимстан» от <Дата обезличена><Номер обезличен> Порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным решение комиссии по проведению конкурса на замещение муниципальной службы в администрации сельского поселения «Зимстан» от <Дата обезличена> о признании ФИО2 победителем конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации МО СП «Зимстан» и назначении её на должность ..., с обязанием администрации МО СП «Зимстан» расторгнуть трудовой договор от <Дата обезличена> с ФИО2

Судебная коллегия находит указанные выводы суда верными, так как они соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, основаны на установленных по делу обстоятельствах и подтверждаются представленными доказательствами. Оснований для переоценки выводов суда не имеется, поскольку они основаны на верной оценке судом совокупности представленных в материалы дела доказательств.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии между ФИО1 и ФИО2 конфликта интересов, так как доказательств подтверждающие брачные отношения между ними нет, они не проживают совместно с <Дата обезличена> года, оснований для его отвода и самоотвода не было, судебная коллегия признает несостоятельными и учитывает следующее.Согласно ст.17 Федерального закона №25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона №273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов на государственной службе, могут быть отнесены, например, участие государственного служащего, его родственников или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных (фактические брачные, интимные, дружеские и иные отношения) или имущественных обязательствах, в деятельности коммерческой организации или осуществление родственниками и иными лицами предпринимательской деятельности, если отдельные функции государственного управления данной организацией либо в соответствующей сфере деятельности входят в должностные обязанности государственного служащего (п.2.10 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах», одобренных президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 13.04.2011 №24).

Согласно п.1 ч.3 ст.10 Федерального закона №273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ лицо, указанное в ч.1 ст.10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с ч.5 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в ч.1 ст.10 данного Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2.3 ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Из материалов дела следует ФИО2 и ФИО1 по настоящее время зарегистрированы по одному адресу с ... общими детьми (....). В судебном заседании <Дата обезличена> ФИО1 именно этот адрес указал в качестве места жительства. В <Дата обезличена> ФИО2 обращалась в Государственный Совет Республики Коми с запросом о разъяснении возможности возникновения конфликта интересов, если она поступит на муниципальную службу, при условии, что главой администрации является ФИО1 - её сожитель, то есть лицо, с которым она вместе проживает. Из пояснений ФИО2, ФИО1 данных в судебных заседаниях <Дата обезличена>, <Дата обезличена> также следует, что ФИО1 активно участвует в воспитании и содержании их общих детей, которые даже не знают, что они уже не проживают совместно.

Как правильно указал суд первой инстанции, выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о нарушении муниципальным служащим ФИО1 требований законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции, поскольку установленные обстоятельства свидетельствуют о заинтересованности ФИО1 в результатах проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы под его председательством по кандидатуре ФИО2 с целью назначения её на должность ..., что связано с близкими отношениями с ФИО2 и их общими интересами.

Указанный иск прокурором заявлен с целью соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и принятия мер к устранению допущенных нарушений закона, которые подлежат устранению путём обязания администрации МО СП «Зимстан» расторгнуть трудовой договор от <Дата обезличена> с ФИО2

Не может повлечь безусловную отмену решения доводы административного ответчика о том, что данный служебный спор, связанный с доступом и прохождением муниципальной службы, не подлежал рассмотрению по правилам КАС РФ силу следующего.

Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст.1 КАС РФ, суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Положениями Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона N273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Обращаясь в суд с требованием о признании незаконным решение комиссии по проведению конкурса на замещение муниципальной службы в администрации сельского поселения «Зимстан» от <Дата обезличена> о признании ФИО2 победителем конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации МО СП «Зимстан» и назначении её на должность муниципальной службы, при наличии конфликта интересов, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия.

В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Как следует из требований статьи Кодекса административного судопроизводства РФ, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий, осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 31 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования сельского поселения «Зимстан» ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи