Дело 33а-6888/2022 (судья Щетинкина Е.Ю.)
УИД 24RS0035-01-2022-000122-90
А-3.031
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Пташника И.П.
при ведении протокола помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Минусинска Красноярского края о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Минусинска Красноярского края по доверенности ФИО1
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 17 марта 2022 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Минусинска о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Минусинска, выражающееся в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <...>.
Возложить на административного ответчика Администрацию г.Минусинска в течение 12 месяцев после вступления в силу настоящего решения провести ремонтные работы в помещении объекта гражданской обороны:
- усилить несущие наружные и внутренние стены – бетонные блоки, имеющие недопустимые прогибы, трещины, дефекты, следы (увлажнения, промерзания, грибка);
- устранить протечки и промерзание крыши объекта гражданской обороны, установив гидроизоляцию;
- устранить дефекты дверей и ворот помещений объекта гражданской обороны;
- устранить дефекты и повреждения полов помещений в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»;
- провести ремонт помещения объекта гражданской обороны, предусмотрев системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них, укрываемых в течение 48 часов, в том числе, в режиме фильтровентиляции - 12 часов, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 часов в соответствии с п.10.1.1. СП 88.13330.2014;
- провести отделку помещения в соответствии с п.5.2.7 СП 88.13330.2014, устранив отслоение штукатурного слоя;
- установить и оборудовать санитарный пост, площадью 8 кв.м., в соответствии с п.5.2.6 СП 88.13330.2014;
- оборудовать помещение для хранения продовольствия в соответствии с п.5.3.4 СП 88.13330.2014;
- оборудовать места для пребывания укрываемых в соответствии с п. 5.2.3. СП 88.13330.2014.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Минусинского межрайонного прокурора Красноярского края Струкова Т.Я. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательств в сфере гражданской обороны при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <...>, установлено, что указанное защитное сооружение(убежище для противорадиационного укрытия), состоящее из одного подземного этажа, площадью 593 кв.м., находится в собственности и эксплуатируется Администрацией г. Минусинска Красноярского края. Однако административный ответчик уклоняется от выполнения обязанностей по содержанию и поддержанию в постоянной готовности объекта гражданской обороны, хотя для приведения его в рабочее состояние требуются значительные ремонтные работы. Указанным бездействием нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Заместитель Минусинского межрайонного прокурора Красноярского края Струкова Т.Я. с учетом уточнений просила признать незаконным бездействие Администрации г. Минусинска Красноярского края и возложить обязанность по проведению ремонтных работ помещения объекта гражданской обороны, усилить несущие наружные и внутренние стены – бетонные блоки, имеющие недопустимые прогибы, трещины, дефекты, следы (увлажнения, промерзания, грибка); устранить протечки и промерзание крыши объекта гражданской обороны, установив гидроизоляцию; устранить дефекты дверей и ворот помещений объекта гражданской обороны; устранить дефекты и повреждения полов помещений в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»; провести ремонт помещения объекта гражданской обороны, предусмотрев системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 часов, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 часов, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 часов в соответствии с п.10.1.1. СП 88.13330.2014; провести отделку помещения в соответствии с п.5.2.7 СП 88.13330.2014; устранив отслоение штукатурного слоя; установить и оборудовать санитарный пост, площадью 8 кв.м., в соответствии с п.5.2.6 СП 88.13330.2014; оборудовать помещение для хранения продовольствия в соответствии с п.5.3.4 СП 88.13330.2014; оборудовать места для пребывания укрываемых в соответствии с п. 5.2.3. СП 88.13330.2014.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Минусинска Красноярского края по доверенности ФИО1 просил решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не учтено, что территория муниципального образования г. Минусинск не отнесена к какой-либо группе по гражданской обороне, поэтому наличие противорадиационного укрытия не требуется. Администрацией города принимаются меры по снятию данного объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны.
Заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Дозорцеву М.В., просившую об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://kraevoy.krk.sudrf.ru), не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в то числе, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила ПРУ), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 1.2 Правил ПРУ требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны( далее – ГО) определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
В силу п.п. 1.3, 1.7, 1.8 Правил ПРУ в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий, в том числе, по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитного сооружения гражданской обороны к использованию по прямому назначению.
Согласно пункту 3.2.1 Правил ПРУ при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройство о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых.
В соответствии с п. 3.2.10 Правил Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.
Элементы инженерных систем внутри защитных сооружений гражданской обороны должны быть окрашены в разные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для дизельных электростанций;
в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления;
в серый - защитно-герметические двери, герметические двери, ставни, ворота, клапаны избыточного давления.
Пунктом 3.2.11 Правил ПРУ предусмотрено, что инженерно-техническое оборудование должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В силу п. 4.3.1 Правил ПРУ состояние системы фильтровентиляции защитных сооружений гражданской обороны проверяется путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по их эксплуатации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственником защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия по адресу: <...>, состоящее из одного подземного этажа, площадью 593 кв.м., является муниципальное образование г.Минусинск Красноярского края, что подтверждается материалами регистрационного дела, выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016г., выпиской из реестра муниципального имущества г. Минусинска (л.д. 8, 60-76).
Согласно паспорту защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <...> имеет статус противорадиационного укрытия (л.д. 9-24).
Как следует из справки специалиста при проведении совместно с Минусинской межрайонной прокуратурой проверки 18.06.2021 года защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <...>, установлены нарушения требований гражданской обороны (л.д.35-39).
По результатам проверки 08.10.2021г. Минусинским межрайонным прокурором Красноярского края Главе Администрации г.Минусинска внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны (л.д.26-28), которое администрацией г.Минусинска рассмотрено и дан ответ о том, что ведущему специалисту отдела по делам ГО, ЧС и безопасности территории администрации г.Минусинска обозначено обеспечить строгое соблюдение законодательства в сфере гражданской обороны. Кроме того, сообщено, что поскольку на территории г.Минусинска наличие противорадиационного укрытия не требуется, Администрацией прорабатывается вопрос об изменении типа данного противорадиационного укрытия (л.д.51-53).
Согласно заключению МУП «Земли города» г. Минусинск от 10 ноября 2021 года техническое состояние конструкций нежилого помещения по адресу: <...> имеет недопустимое состояние конструкций, категория технического состояния – неудовлетворительное. Бетонные блоки, имеют недопустимые прогибы, трещины, дефекты, следы (увлажнения, промерзания, грибка). Имеются протечки и промерзание крыши. Двери и ворота помещений имеют дефекты. Полы помещений повреждены. Отсутствуют системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации. Не оборудованы места для пребывания укрываемых. Отсутствует санитарный пост (л.д. 137-160).
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с указанными выше требованиями действующего законодательства, обоснованно исходил из того, что муниципальное образование город Минусинск Красноярского края является собственником указанного противорадиационного укрытия, поэтому орган местного самоуправления должен нести ответственность за надлежащее содержание указанного объекта как защитного сооружения гражданской обороны, которое требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельствах дела и на правильном применении к ним норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в отношении противорадиационного укрытия не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитных сооружений, а Администрация г. Минусинска Красноярского края как собственник имущества не содержит имущество в надлежащем состоянии, то, применяя приведенные выше нормы материального права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости возложения на административного ответчика обязанности совершить действия по приведению технического состояния данного объекта в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002г. № 583, требований СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции» актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*» (утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 59/пр) из-за выявленных недостатков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрацией г. Минусинска Красноярского края принимаются меры по снятию противорадиационного укрытия с учета в качестве защитного сооружения гражданской обороны, как на основание к отказу в административном иске признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку защитное сооружение находится в собственности административного ответчика, доказательств передачи защитного сооружения на праве собственности иному юридическому лицу ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не предоставлено. Равным образом не предоставлено доказательств снятия противорадиационного укрытия с учета как защитного сооружения гражданской обороны.
Из материалов дела видно, что противорадиационное укрытие своего статуса как защитного сооружения гражданской обороны не утратило и требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние.
Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2022 года.