ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6892/19ГОРОД от 25.09.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6892/2019 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего: Поздняковой О.Ю.,

судей Герасимовой О.В., Романовой И.А.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 25 сентября 2019 года частную жалобу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на определение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 7 августа 2019 года о возвращении административного искового заявления, заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю.,

УСТАНОВИЛА:

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее ФКУ «ОСК ВВО») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконными действий по проведению проверки, признании незаконным акта проверки и предписания, решения на возражения относительно акта проверки и выданного предписания.

Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 18.07.2019 года административное исковое заявление оставлено без движения, в том числе, в связи с неуплатой ФКУ «ОСК ВВО» государственной пошлины, уплачиваемой в связи с подачей иска.

30.07.2019 года во исполнение определения от 18.07.2019 года ФКУ «ОСК ВВО» представило дополнения к административному исковому заявлению, однако требования об оплате государственной пошлины не исполнило, указав, что поскольку является органом военного управления, то в силу п.1 ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 07.09.2019 года административное исковое заявление возвращено, на основании п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, поскольку административным истцом не выполнен порядок оплаты государственной пошлины.

В частной жалобе ФКУ «ОСК ВВО» с определением судьи о возвращении иска не согласно. В обоснование жалобы со ссылкой на Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, ст.11, п.1 ст.11.1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» указывает, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации и, следовательно, относится к государственным органам, которые в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ должны распространяться на территориальные органы названного федерального органа исполнительной власти (центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и органы, которые входят в виды и рода Вооруженных Сил Российской Федерации), а поэтому органы военного управления, в том числе Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа, созданное в целях обороны и безопасности государства, относится к государственным органам и освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

В порядке ч.2 ст. 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления и документам, к нему прилагаемым, установлены ст.ст. 125, 126 КАС РФ.

В случае несоответствия административного искового заявления требованиям названных статей оно в силу ч.1 ст.130 КАС РФ подлежит оставлению без движения.

Согласно ч.1 ст. 130 КАС РФ, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Неисполнение требований суда об устранении недостатков в установленный срок влечет возвращение заявления на основании п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.

Как усматривается из представленных материалов, в качестве одного из оснований для оставления без движения административного искового заявления ФКУ «ОСК ВВО» судом указано на неуплату государственной пошлины.

Между тем, при вынесении обжалуемого судебного постановления не учтено следующее.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Исходя из разъяснений, содержащихся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Из положений п.2 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, установлено, что Министерство обороны РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Согласно п.5 Положения Министерство обороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно положениям части 11 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

ФКУ «ОСК ВВО» создано в соответствии со статьей 11.1 ФЗ «Об обороне» на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.09.2010 года № 1262 «О создании федерального бюджетного казенного учреждения в Восточном военном округе» для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.

Таким образом, учитывая подведомственность ФКУ «ОСК ВВО», а также цели создания и выполнение ею функций в области обороны Российской Федерации в рамках компетенций и функций государственного органа - Министерства обороны Российской Федерации, на ФКУ «ОСК ВВО» в полной мере распространяются положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Поэтому выводы суда об оставлении без движения административного искового заявления ФКУ «ОСК ВВО» к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае по мотиву неуплаты государственной пошлины нельзя признать законными и обоснованными.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и принятие определения о возвращении административного искового заявления, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав административного истца.

С учетом изложенного, обжалуемое определение суда подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм процессуального права, а дело - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству.

Руководствуясь ст.ст. 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 7 августа 2019 год отменить.

Направить дело в Кировский районный суд г. Хабаровска для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

Председательствующий Позднякова О.Ю.

Судьи Герасимова О.В.

Романова И.А.