Судья Михайлова О.А. Дело № 33а-689/2018
Докладчик Лихачева С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2018 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего – Крылова Н.А.,
судей – Качура И.О., Лихачевой С.А.,
при секретаре – Вавулиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» об оспаривании решения об отказе в признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, -
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» на решение Смирныховского районного суда от 10 января 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным решение администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» об отказе в признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма ФИО2 (уведомление от 20 октября 2017 года №).
На администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма от 11 октября 2017 года (входящий регистрационный №).
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
02 ноября 2017 года ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» (далее – администрация МО ГО «Смирныховский»), в котором просила признать незаконным решение об отказе в признании ее малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма (уведомление от 20 октября 2017 года №); возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма от 11 октября 2017 года (входящий регистрационный №).
В обоснование заявленных требований указала, что прибыла в Российскую Федерацию по программе добровольного переселения 08 сентября 2016 года. В настоящее время является гражданкой Российской Федерации, своего жилья не имеет, вместе с несовершеннолетней дочерью зарегистрированы по месту пребывания в пгт. Смирных. 11 октября 2017 года она обратилась в администрацию МО ГО «Смирныховский» с заявлением о признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. Уведомлением администрации от 20 октября 2017 года № в предоставлении муниципальной услуги ей было отказано в связи с не предоставлением документов, предусмотренных подразделом 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Полагала данный отказ незаконным, указав, что из уведомления не ясно, какой именно документ не предоставлен заявителем.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Смирныховский» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает оспариваемый отказ правомерным. Указывает, что основанием для отказа послужило непредоставление ФИО2 паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о постоянной регистрации на территории МО ГО «Смирныховский», что соответствует требованиям административного регламента. Считает, что также не дана надлежащая оценка малоимущности ФИО2 в связи с отсутствием сведений о получении ею алиментов на содержание дочери и справки о степени родства совместно проживающих лиц и их доходов. Без предоставления перечисленных сведений невозможно произвести обоснованный расчет для признания ФИО2 малоимущей и принять законное решение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, администрация МО ГО «Смирныховский» своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в связи с чем на основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда определен законом Сахалинской области от 16 декабря 2005 года № 97-ЗО.
Согласно частям 5 и 7 статьи 4 указанного Закона граждане или лица, уполномоченные гражданами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления следующие документы:
1) заявление о признании гражданина малоимущим;
2) справку о месте жительства, пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
3) справку о доходах каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина;
4) документ о степени родства совместно проживающих лиц;
5) справку о стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению;
6) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина.
Отказ в признании граждан малоимущими допускается в случае, если:
1) не представлены документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи;
2) документы, представленные гражданином, не подтверждают статус малоимущего;
3) сведения, указанные в документах, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, являются недостоверными.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденным постановлением администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» от 07 декабря 2015 года № 1529 предусмотрено, что получателем данной муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, проживающие и зарегистрированные по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о регистрационном учете граждан (пункт 1.2.2).
Пунктом 2.6.1 Административного регламента определен перечень документов, которые должен представить заявитель:
1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (Приложение № 2);
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина.
3) справку о месте жительства, пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
4) документы о доходах каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период;
5) документы о степени родства совместно проживающих лиц;
6) документы о стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению;
7) справку БТИ о наличии либо отсутствии объектов недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов (строений) на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2.8.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) не представлены документы, предусмотренные подразделом 2.6 настоящего административного регламента;
2) документы, представленные гражданином, не подтверждают статус малоимущего;
3) сведения, указанные в документах, предусмотренных пунктом 2.6.1 настоящего административного регламента, являются недостоверными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, граждане Республики Молдова ФИО2 и ее дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В мае 2017 года они приобрели гражданство Российской Федерации, с 21 июня 2017 года по 27 декабря 2018 года зарегистрированы по месту пребывания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей знакомым, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеют.
10 октября 2017 года ФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением о признании малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, к которому приложила: паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о регистрации по месту пребывания; свидетельства о регистрации и расторжении брака; справку ГУП «РБТИ» №С от 01 августа 2017 года; справку Государственной службы регистрации и нотариата Слободзейского отдела регистрации Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики от 10 августа 2017 года №; СНИЛС ФИО2 и СНИЛС ФИО1; свидетельство о рождении ФИО1; справку 2 НДФЛ на имя ФИО2, справку о составе семьи, свидетельство ИНН на имя ФИО2.
Уведомлением главы МО ГО «Смирныховский» от 20 октября 2017 года № ФИО2 отказано в удовлетворении указанного заявления на основании пункта 7 статьи 4 Закона Сахалинской области № 97-ЗО и подпункта 1 статьи 2.8.1 Административного регламента в связи с непредставлением документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента.
Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании суд установил, что основанием для отказа послужило непредоставление ФИО2 паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский», справки о неполучении алиментов, справки о степени родства совместно проживающих лиц, а также отсутствие у ФИО1 гражданства Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск и признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции, исходил из того, что он противоречит действующему законодательству. При этом указал, что положения пункта 1.2.2 Административного регламента, ограничивающего круг получателей муниципальной услуги гражданами Российской Федерации, имеющими регистрацию по месту жительства на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский» не подлежат применению, поскольку противоречат статье 27 Конституции Российской Федерации и статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, счел незаконным позицию органа местного самоуправления о наличии у ФИО2 обязанности представить справку о неполучении алиментов и документов о степени родства с совместно проживающими лицами, поскольку действующее законодательство не возлагает на лиц, претендующих на получение муниципальной услуги, обязанности предоставлять документы об отсутствии доходов, также как и обязанности предоставлять сведения о степени родства в отношении лиц, у которых они зарегистрированы по месту пребывания, и членами семьи которых не являются.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, правильно примененным судом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не препятствует возможности проведения проверки его нуждаемости в улучшении жилищных условий, а непредставление им справки о неполучении алиментов не препятствует возможности проведения обоснованного расчета в целях признания его малоимущим исходя из представленных сведений о доходах до установления органом местного самоуправления факта недостоверности представленных сведений.
Указанные доводы, по сути, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Доводы апеллянта о том, что в связи с наступлением 2018 года у заявителя возникла обязанность представить сведения о доходах за 2017 год, судебная коллегия отклоняет, как не имеющие правового значения для разрешения возникшего спора об обоснованности отказа в предоставлении муниципальной услуги, имевшего место 20 октября 2017 года.
Поскольку решение суда в полной мере соответствует требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смирныховского районного суда от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» – без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Крылов
Судьи И.О. Качура
С.А. Лихачева