Судья Голубева А.Е. Дело № 33а-689/2021
УИД: 76RS0021-01-2020-001854-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.
судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
с участием прокурора Верещагиной К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
12 января 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 11 декабря 2020 года, которым постановлено:
«Поместить гражданина ... ФИО1, ... года рождения, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области на период оформления необходимых документов и исполнения решения о депортации, на срок не более 3 месяцев, до 11 марта 2021 года.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.»
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
УМВД России по Ярославской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданина ... ФИО1, ... года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области сроком на 3 месяца, необходимым для открытия государственных границ, закрытых в связи с пандемией COVID-19, а также оформления проездного документа для выезда за пределы Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что гражданин ... ФИО2 осужден за совершение преступления небольшой тяжести, отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении ..., освобожден по отбытии срока наказания ... года. 24 ноября 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний в отношении ФИО2 вынесено распоряжение № 5981-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. УМВД России по Ярославской области в отношении ФИО2 вынесено решение о его депортации за пределы Российской Федерации. В личном деле гражданина ... ФИО2 имеется паспорт гражданина ....
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального и материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав ФИО2 и его представителя по устному ходатайству ФИО3, поддержавших доводы жалобы, представителя УМВД России по Ярославской области по доверенности ФИО4, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Верещагиной К.Н., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовые основания для отмены либо изменения решения суда отсутствуют.
С выводом суда об удовлетворении требований УМВД России по Ярославской области судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Судом установлено, что ФИО2 является гражданином ..., гражданства Российской Федерации не имеет и ранее не имел.
24 ноября 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний в отношении ФИО2 вынесено распоряжение № 5981-рн о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации сроком на три года после отбытия наказания до момента погашения судимости.
3 декабря 2020 года УМВД России по Ярославской области в отношении ФИО2 принято решение о депортации за пределы Российской Федерации после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда.
11 декабря 2020 года ФИО2 освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания, назначенного приговором суда.
Согласно части 5 статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года (далее Федеральный закон №114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №115-ФЗ) в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу требований пункта 9 статьи 31 Федерального закона №115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Федерального закона №115-ФЗ содержание в специальных учреждениях лиц до исполнения решения о депортации осуществляется только на основании решения суда.
Конституционный Суд РФ в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О указал, что п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с пп. «f» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
На момент вынесения оспариваемого решения распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и решение о депортации в установленном порядке не отменены и не признаны незаконными.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие в отношении ФИО2 распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации, отсутствие у него законных оснований для пребывания (проживания) на территории России, суд пришел к правильному выводу о необходимости помещения ФИО2 в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации за пределы Российской Федерации, сроком на 3 месяца до 11 марта 2021 года.
Доводы жалобы о наличии у ФИО2 на территории Российской Федерации супруги, а также ребенка, являющихся гражданами Российской Федерации, - повторяют позицию стороны ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, обоснованно отклонены судом как не являющиеся основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. Законных оснований для нахождения ФИО2 на территории Российской Федерации судом не установлено.
Указанные доводы в данном случае не могут быть приняты во внимание, на правильность оспариваемого решения не влияют, поскольку, как указано выше, в отношении административного ответчика вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а в последующем – также решение о его депортации. Указанные решения незаконными не признаны. Последующее решение о помещении в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан принято во исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) ФИО2 в Российской Федерации и о депортации.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о наличии оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения в связи с подписанием его не уполномоченным лицом, - судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти.
Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
На основании частей 1, 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия; в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя, в том числе, на подписание административного искового заявления, подачу его в суд.
В силу положений части 1 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции).
В соответствии с частью 4 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подписывается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
В свою очередь, Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба. Функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
На основании подпункта 25 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 21 декабря 2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации, помимо иных полномочий, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Названным выше Указом Президента Российской Федерации структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнена, в том числе, Главным управлением по вопросам миграции.
На основании подпунктов 1, 29 пункта 12 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 21 декабря 2016 № 699, указанный территориальный орган участвует в реализации государственной политики в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел) на территории субъекта Российской Федерации; в частности, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.
В соответствии с подпунктами 1, 19, 31 пункта 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, утвержденного приказом МВД России от 11 апреля 2017 года № 200, УМВД России по Ярославской области предоставлены полномочия по участию в реализации государственной политики в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее – «сфера внутренних дел») на территории Ярославской области; осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции; реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционному контролю в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Управление по вопросам миграции Управления внутренних дел России по Ярославской области, которое входит в структуру Управления внутренних дел России по Ярославской области, самостоятельным юридическим лицом не является, административной процессуальной правоспособностью не обладает.
Принимая во внимание изложенное, подписание административного искового заявления представителем, имеющим высшее юридическое образование, действующим на основании доверенности, выданной в установленном порядке руководителем Управления внутренних дел России по Ярославской области - территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего соответствующие функции в сфере миграции, - требованиям процессуального закона соответствует. Вопреки доводам апелляционной жалобы административное исковое заявление подписано лицом, имеющим полномочия на его подписание, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения у суда не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат сведений о нарушениях, позволяющих поставить под сомнение законность и обоснованность решения суда.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение и решение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи