ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6912/20 от 14.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сорокина О.А. адм. дело N33А-6912/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2020 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Клюева С.Б. и Лазаревой М.А.,

при секретаре Ивановой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N /2020 по апелляционной жалобе администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самаркой области от 17 февраля 2020 года, которым отказано в удовлетворении требований администрации г.о. Самара о признании незаконным требования прокурора.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя администрации г.о. Сызрань ФИО5 в поддержание доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя прокуратуры <адрес>ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Администрация городского округа Сызрань обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокурору <адрес> о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в <адрес>».

В обосновании требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о. Сызрань поступило представление исполняющего обязанности прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2784/К-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в <адрес>» содержащее требования о принятии мер к недопущению повторения впредь выявленных нарушений требований Закона Самарской от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>»; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности: специалиста администрации г.о. Сызрань ФИО7, начальника отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань ФИО10, заведующую сектором документационного обеспечения общего отдела Администрации г.о. Сызрань ФИО8, руководителя комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань ФИО1, а так же иных лиц.

Решением Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований административного истца отказано.

В апелляционной жалобе администрация г.о. Сызрань ЗАО просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N110-О, законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес>ФИО9 было вынесено представление N 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в <адрес>», которое содержит требования:

- о рассмотрении настоящего представления с участием представителя прокуратуры <адрес> и проведении анализа причин и условий, способствующих совершению указанных в представлении нарушений требований регионального законодательства, регламентирующего сроки рассмотрения обращений депутатов,

- рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности специалиста Администрации г.о. Сызрань ФИО7, начальника отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО10, заведующую сектором документационного обеспечения общего отдела Администрации г.о. Сызрань ФИО8, руководителя Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО1, а так же иных лиц, по вине которых допущено нарушение требований <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» в части сроков рассмотрения обращений депутатов,

- сообщении о результатах рассмотрения представления в прокуратуру <адрес> в установленный законом месячный срок в письменном виде, а в случае привлечения должностных лиц организаций к дисциплинарной ответственности приложении копии приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности.

В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.о. Сызрань поступило обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы городского округа Сызрань ФИО11 с просьбой провести рабочую встречу по вопросу строительства лыжной базы на территории спортивного объекта по адресу: <адрес>, которое зарегистрировано в электронной системе.

ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение поступило в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань.

По результатам рассмотрения обращения ФИО11 начальником отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО10 подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГи направлен нарочно в Думу г.о. Сызрань ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением мирового судьи судебного участка N 82 судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и Землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО10 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» для целей настоящего Закона понятия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес> используются в значениях, определенных федеральным законодательством.

На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» депутатским запросом признается по решению представительного органа муниципального образования обращение депутата или группы депутатов, оформленное в письменном виде, в государственные органы <адрес>, органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, к должностным лицам <адрес>, должностным лицам местного самоуправления в <адрес>, руководителям и (или) должностным лицам предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, расположенных на территории <адрес> (далее - предприятия, учреждения и иные организации), по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц и имеющим общественное значение.

Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной (но не более 60 дней) определенный в депутатском запросе срок, в случае если для подготовки ответа на депутатский запрос требуется дополнительное изучение или проверка. Депутатский запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования. Порядок оформления, внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается правовым актом представительного органа муниципального образования.

На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по вопросам, связанным с их деятельностью, вправе направить обращение в органы государственной власти <адрес>, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и иные организации. Соответствующие руководители и должностные лица должны безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации обращения дать ответ на это обращение и представить запрашиваемые документы и сведения по вопросам, входящим в их компетенцию, если обращение не требует дополнительного изучения поставленных в нем вопросов либо проведения соответствующей проверки. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления дополнительного изучения вопроса или проверки информации, содержащейся в обращении, лица, которым направлено обращение, обязаны сообщить об этом в трехдневный срок со дня регистрации обращения. В этом случае ответ, документы, сведения направляются в срок не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутат это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

Частью 4.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»предусмотрены обязанности депутата представительного органа, а именно: регулярно не реже одного раза в месяц вести прием избирателей; своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции; отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год.

Таким образом, депутаты представительного органа законом наделены обязанностями, неисполнение которых нарушает конституционное право граждан участвовать в решении вопросов местного значения через своих представителей. Вместе с тем представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом. Свои властные полномочия депутат реализует через работу в представительном органе путем совместного участия с другими депутатами в принятии решений, выработке рекомендаций, вынесении депутатского запроса и так далее, следовательно, никакой самостоятельной властью он не обладает.

В соответствии со ст.ст. 50, 51 Регламента Думы г.о. Сызрань, утвержденного Решением Думы г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 67 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 17) членами комитетов Думы являются депутаты Думы. Депутат, являющийся членом комитета, может выйти из его состава по своей инициативе и войти в состав другого комитета. Участие депутата в работе комитетов в качестве председателя прекращается по инициативе самого депутата на основании его письменного заявления на имя Председателя Думы либо по инициативе Председателя Думы или группы депутатов, входящих в состав соответствующего комитета. Таким образом, членами комитетов Думы, председателями комитетов Думы являются депутаты Думы.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного вышеуказанным законом для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Однако, ответ на обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГг. N 0988/03-КФКиС, поступившее в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань ДД.ММ.ГГГГ, направлен в Думу г.о. Сызрань ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 13-й рабочий день со дня регистрации обращения в Комитете по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань.

Суд оценил действия истца как нежелание выполнять законные требования прокуратуры.

Доводы административного истца о том, что п. 3.6.6 инструкции по делопроизводству в Думе г.о. Сызрань, утвержденной Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N 53-р установлено, что для оформления документов за подписью депутатов Думы г.о. Сызрань используются бланки депутатов, указанных в Приложении N 10, 11 к Регламенту, не могут служить основанием для удовлетворения требований истца и признании представления незаконным и необоснованным, поскольку указанная Инструкция не является нормативным правовым актом и исходя из существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт, перечисленных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Кроме того, согласно решению Думы г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «О признании полномочий депутатов Думы городского округа Сызрань VII созыва», опубликованному в открытом доступе на официальном сайте Думы г.о. Сызрань ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО11 признаны полномочия депутата Думы г.о. Сызрань VII созыв Сызранского городского отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации». Указанное решение Думы г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «О признании полномочий депутатов Думы г.о. Сызрань VII созыва» также ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Вестник местного самоуправления <адрес>» N 39 (382), в связи с чем, на момент поступления указанного обращения Администрация г.о. Сызрань не могла не знать о статусе ФИО11 как депутата Думы г.о. Сызрань.

Руководствуясь статьями 218 КАС РФ, статьями 21, 22 и 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

При этом суд обоснованно исходил из наличия полномочий у прокурора на вынесение акта прокурорского реагирования, законности оснований и порядка внесения обжалуемого акта прокурорского реагирования и отсутствия нарушения данным актом прав административного истца.

Судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

С учетом изложенного суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Приведенные в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе доводы об отсутствии со стороны административного истца нарушений законодательства, в связи с которыми вынесено оспариваемое представление, не могут быть приняты во внимание.

Внося оспариваемое представление, прокурор действовал в рамках предоставленных полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, самостоятельно решив вопрос о необходимости в данном случае внесения такого акта прокурорского реагирования.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

Решение Сызранского городского суда Самаркой области от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. Сызрань - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Сызранский городской суд Самарской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи