ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6921/20 от 27.11.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Попова Е.Л. Дело № 33а-6921/2020

УИД: 76RS0013-02-2020-001336-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

27 ноября 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Солнцева Владимира Михайловича, Камынина Николая Дмитриевича на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 9 сентября 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления Солнцева Владимира Михайловича, Камынина Николая Дмитриевича отказать».

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Солнцев В.М., Камынин Н.Д, обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Рыбинского муниципального района, Управлению недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района, просили признать незаконным бездействие административного ответчика по строительству распределительного газопровода в <данные изъяты>, возложить обязанность совершить действия.

В обоснование заявленных требований указано, что Солнцев В.М. и Камынин Н.Д. являются собственниками жилых домов в <данные изъяты>. Жилые дома административных истцов не газифицированы. Для обеспечения жилых домов административных истцов газом необходимо строительство уличного распределительного газопровода.

Неоднократные обращения административных истцов, а также иных жителей <данные изъяты> в органы местного самоуправления, в органы государственной власти Ярославской области к результату не привели.

Ссылаясь на нарушение административными ответчиками действующего законодательства и прав жителей <данные изъяты>, Солнцев В.М. и Камынин Н.Д. с учетом уточнения исковых требований, просят признать незаконным бездействие администрации Рыбинского муниципального района по строительству газораспределительной системы в <данные изъяты> и присоединению к ней жилых домов № <данные изъяты> и № <данные изъяты>, возложить на администрацию Рыбинского муниципального района обязанность включить <данные изъяты> в перечень сельских поселений, сельских населенных пунктов и сельских агломераций Ярославской области, на территории которых планируется строительство газораспределительных сетей в рамках реализации Государственной программы Ярославской области «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» на 2020-2025 годы.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене решения суда не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанность газифицировать каждый населенный пункт путем строительства распределительного газопровода за счет бюджетных средств. Вопрос газификации населенных пунктов относится к компетенции органа местного самоуправления муниципального района, является вопросом местного значения и подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ. Постановлением Правительства Ярославской области от 3 марта 2020 года № 179-П утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области на 2020 – 2025 годы».

Деревня <данные изъяты> под номером 563 включена в перечень сельских населенных пунктов, на территории которых планируется реализация мероприятий, предусмотренных вышеназванной Программой.

Постановлением администрации Рыбинского муниципального района от 12 марта 2020 года № 353 утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Рыбинского муниципального района» на 2020 -2022 годы, в соответствии с которой строительство подводящего газопровода и распределительных газовых сетей в <данные изъяты> перечнем не предусмотрено. Разработка проектно-сметной документации на строительство подводящего газопровода и распределительных сетей в <данные изъяты> возможны за счет бюджетных средств не ранее 2023 года. Вопрос газификации населенных пунктов, в том числе <данные изъяты>, решается органами местного самоуправления в рамках утвержденных программ и в порядке очередности, вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления по вопросу газификации населенного пункта без каких-либо оснований является нарушением принципа разделения властей, создает необоснованные преимущества жителям одного населенного пункта по отношению к жителям других населенных пунктов.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно указанному принципу разделения властей суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязывать органы власти осуществить соответствующее правовое регулирование, определять содержание издаваемых ими актов либо необходимость того или иного акта.

Кроме того ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, его самостоятельность в пределах своих полномочий.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

При этом статьей 8.1 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по организации газоснабжения на соответствующих территориях отнесены: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании положений статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

В соответствии со статьей 9 Устава Рыбинского муниципального района к вопросам местного значения района относится организация в границах района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 пункт 4).

Анализируя приведенные правовые нормы, учитывая при этом правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по подключению конкретного жилого дома к газораспределительной сети исключительно исходя только из потребностей конкретного гражданина (конкретных граждан) вне зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, а также от наличия объективных препятствий для организации осуществления такого подключения, в частности, отсутствия технической возможности подключения, равно как и не предполагается обязанность органов местного самоуправления компенсировать гражданину понесенные им как собственником жилого дома расходы на подключение данного дома к газораспределительной сети.

Как было установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Ярославской области от 3 марта 2020 года № 179-П утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области на 2020 – 2025 годы».

Деревня <данные изъяты> под номером 563 включена в перечень сельских населенных пунктов, на территории которых планируется реализация мероприятий, предусмотренных вышеназванной Программой.

Постановлением Правительства Ярославской области от 31 марта 2017 года № 252-п утверждена региональная программа «Газификация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2017 - 2021 годы.

Постановлением администрации Рыбинского муниципального района от 12 марта 2020 года № 353 утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Рыбинского муниципального района» на 2020 -2022 годы.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно не установлено наличие незаконного бездействия со стороны административного ответчика в отношении административных истцов.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка авторами апелляционной жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований действующего законодательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку исследованных судом доказательств.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солнцева Владимира Михайловича, Камынина Николая Дмитриевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи