Судья Шумилова Ю.А. Дело № 33а-6921/2023
УИД 76RS0016-01-2023-001243-39
(номер дела в суде первой инстанции 2а-1808/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
судей Бисеровой О.И., Бодрова Д.М.,
при секретаре Мурзиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
20 сентября 2023 года
апелляционную жалобу департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (после переименования – государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области) на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Дзержинского района г. Ярославля к департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области об обязании организовать проведение историко-культурной экспертизы, которым постановлено:
«Обязать Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (ИНН 7604281999, ОГРН 1157627011630) в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Башня водонапорная», расположенного по адресу: г<адрес>, в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия».
Заслушав доклад судьи Бисеровой О.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Дзержинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на административного ответчика обязанности организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Башня водонапорная», расположенного по адресу: <адрес>, в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Дзержинского района г. Ярославля в феврале 2023 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Установлено, что административный ответчик является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с «Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области», утвержденным постановлением правительства Ярославской области от 17.06.2015 № 659-п. Объект культурного наследия «Башня водонапорная», расположенный по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия в соответствии с Постановлением администрации Ярославской области от 03.09.2004 №148. До настоящего времени не принимались меры к определению статуса вновь выявленного объекта культурного наследия, государственная историко-культурная экспертиза выявленного объекта культурного наследия, по итогам которой был бы сделан вывод об отнесении его к объектам культурного наследия федерального, регионального или местного значения, не проведена, охранная зона объекта не установлена, что является нарушением требований ст.ст. 18, 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и может повлечь уничтожение либо повреждение вновь выявленного объекта культурного наследия.
23.05.2023 года определением Дзержинского районного суда г. Ярославля постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Ярославской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца помощник прокурора Рябцев М.Д. заявленные требования поддержал по основания, изложенным в иске.
Административный ответчик департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил письменную позицию, полагал, что иск удовлетворению не подлежит.
Заинтересованное лицо ГБУ ЯО «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры Ярославской области» в судебное заседание не явилось, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный ответчик – департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
Постановлением правительства Ярославской области от 21.06.2023 № 587-п «Об изменении структуры исполнительных органов Ярославской области» с 01.09.2023 департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области переименован в государственную службу охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца либо изменении указанного решения в части срока исполнения решения до 27.07.2025 с учетом стоимости, характера и объема работ по организации проведения государственных историко-культурных экспертиз. Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному применению норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Представитель административного истца прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Ярославской области Манокин А.О. в суде апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Остальные участники судебного процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Судебной коллегией, в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, в том числе по доводам жалобы, заслушав возражения прокурора Манокина А.О., исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ярославской области от 03.09.2004 №148 «Башня водонапорная», расположенная по адресу: г<адрес>, включена в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Ярославля.
Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются специальным Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
В силу абзаца 1 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу положений подпункта 2 пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе проведение историко-культурной экспертизы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15).
Статьей 16 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (пункт 5 статьи 16.1).
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (абзац 2 пункта 5 статьи 16.1).
Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также в примыкающих к его территории внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия данного субъекта Российской Федерации (пункт 14 статьи 16.1).
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия определен статьей 18 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (часть 1 статьи 18).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр (часть 3 статьи 18).
Таким образом, в силу прямого указания закона к числу обязательных мероприятий, направленных на сохранность объектов культурного наследия, относится обеспечение региональным органом охраны указанных объектов проведение историко-культурной экспертизы.
Как следует из пункта 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
В силу Положения о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 № 659-п (в ред. постановления Правительства Ярославской области от 24.08.2023 № 823-п), государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области (до переименования департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Суд первой инстанции, установив при рассмотрении спора, что административный ответчик является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, которым меры к определению статуса вновь выявленного объекта культурного наследия не принимались, пришел к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на ответчика обязанности по организации и проведению историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия «Башня водонапорная» в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия, установив срок исполнения указанной экспертизы в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда и не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Утверждение апелляционной жалобы о том, что отсутствие акта государственной историко-культурной экспертизы и решения о включении (отказе во включении) спорного выявленного объекта в реестр не влечет нарушения прав неопределенного круга лиц, не является основанием для отмены решения суда.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия включает в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, также обоснование границ территории, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны (часть 2 статьи 18 и часть 2 статьи 32 Федерального закона №73-ФЗ).
Вопреки доводам жалобы, не включение выявленного объекта культурного наследия в соответствующий реестр не позволяет в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона №73-ФЗ обеспечить в полной мере его государственную охрану в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекту культурного наследия, а также в целях его защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Сохранность объектов культурного наследия в интересах многонационального народа Российской Федерации является обязанностью соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ссылка автора жалобы на то, что административный ответчик не является единственным лицом, уполномоченным на заключение договоров на проведение историко-культурной экспертизы, судебной коллегией признаются несостоятельными.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ, региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно пункту 2.1 статьи 31 указанного закона, организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доводы жалобы о том, что решение суда неисполнимо в установленный судом срок, в том числе в связи с отсутствием финансирования, не могут быть приняты судебной коллегий во внимание.
Как установлено частью 8 статьи 18 указанного Федерального закона № 73-ФЗ решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Отсутствие необходимого финансирования для совершения ответчиком действий по выполнению вышеуказанных мероприятий, не может являться основанием для изменения, установленного судом срока, который, по мнению, судебной коллегии является разумным, соответствует установленным обстоятельствам, объему подлежащих выполнению работ, балансу интересов истца и ответчика.
Допущенные в описательно-мотивировочной части решения суда описки в части неверного наименования объекта «Дом управляющего» (входит в ансамбль «Двор конюшенный Прохорова») вместо «Башня водонапорная», подлежат исправлению в соответствии со статьей 184 КАС РФ, и основанием к отмене или изменению решения суда не являются.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом правильно. С осуществленной судом оценкой доказательств судебная коллегия соглашается. Выводы суда обстоятельствам дела соответствуют. Материальный закон судом применен и истолкован правильно. Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (после переименования государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области) – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи