дело № 33а-6932/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 26 июля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Шидаковой О.А., Холодной Е.И. ФИО1, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованное лицо Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2021 года по административному делу № 2а-1150/2021, которым административное исковое заявление удовлетворения частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., мнение явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО2 обратилась в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать отказ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенный в письме за исх. № 2/932пн от 28 сентября 2020 года по включению сведений об объекте в соответствующий Реестр – незаконным, а также возложить на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым обязанность включить в Реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по адресу: <адрес>» в течении пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что 31 августа 2020 года Горячая Т.А. обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в Реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведений об объекте капитального строительства, однако по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, ею был получен соответствующий отказ. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку основания для отказа не содержатся в перечне, предусмотренном постановлением Совета министров Республики Крым № 51, не указывается, в чём заключается несоответствие представленной документации постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Постановление № 87), также отсутствуют основания для отказа по причине расположения объекта строительства на нескольких земельных участках. Обжалуемый отказ нарушает права административного истца на распоряжение собственностью.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2021 года административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено частично, признаны незаконными пункты 1.3, 2 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенные в письме от 28 сентября 2020 года №2/932пн об отказе ФИО2 во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым требования административного искового заявления удовлетворить в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводом суда о законности пунктов 1.1, 1.2 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенных в письме от 28 сентября 2020 года №2/932пн, при этом указывается, что суд, подменяя функции административного органа, самостоятельно сделал вывод о несоответствии документа, разрешающего строительство, как о части проектной документации, которая начала разрабатываться в 2011 году, градостроительным условиям и ограничениям земельного участка, выданным 18 марта 2014 года, одновременно, указывается, что суд мог вместо административного ответчика установить соответствие либо несоответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, а именно декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной 3 июля 2014 года Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, исходным данным на проектирование градостроительным условиям и ограничениям земельного участка, выданным 18 марта 2014 года. Также, апеллянт ссылается на то, что судом сделан необоснованный вывод, что проектная документация разработана в 2011 году, а не в 2014 году. Считает несостоятельным вывод суда о необходимости предоставления раздела проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», поскольку у административного истца есть действующий раздел проектной документации «Генеральный план земельного участка», выполненный согласно исходных данных на проектирование Градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка № 378 от 18 марта 2014 года.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым поданы письменные возражения, согласно которых на основании пункта 2.5 части 2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, в связи с выявленными нарушениями установленных требований, Министерство отказало во включении сведений о документах и проектной документации в соответствующий Реестр объектов капитально строительства по объекту: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания», расположенного по адресу: <адрес> Кроме того, не имеется оснований для удовлетворения требования о возложении на ответчика обязанности включить сведения об объекте в реестр в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда, учитывая исключительные полномочия административного ответчика в указанном вопросе, считает, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО3 просил апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО4 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 31 августа 2020 года ФИО2 в Службу государственного строительного надзора Республики Крым направлено заявление о внесении в Реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведений об объекте: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания», расположенного по адресу: <адрес>, вид строительства: новое строительство. Строительство велось на основании декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 3 июля 2014 года за №№. Документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком № - договор аренды земельного участка № от 18 апреля 2017 года с видом разрешённого использования – автомобильный транспорт (код 7.2), объекты придорожного сервиса (код 4.9.1); № - договор аренды земельного участка №2-2018 от 10 января 2018 года с видом разрешённого использования – обслуживание автотранспорта (код 4.9). Положительное заключение экспертизы проектной документации - экспертный отчёт №01-0349-14/14 от 16 июня 2014 года (т. 1 л.д. 11-14).
К заявлению приложены документы: копия заявления ФИО2 от 30 марта 2020 года; копия сообщения Службы государственного строительного надзора Республики Крым – ответ № 2/690, исх. от 24 апреля 2020 года с замечаниями к поданному ранее заявлению; пояснительная записка на замечания.
Указом Главы Республики Крым от 6 августа 2020 года №256-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Крым, признании утратившим силу Указа Главы Республики Крым от 24 июля 2020 года №235-У» образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым; упразднена (ликвидирована) Служба государственного строительного надзора Республики Крым с 10 сентября 2020 года; функции и полномочия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, предусмотренные Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №169 переданы Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Учитывая данные обстоятельства, заявление ФИО2 рассмотрено Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
По итогам рассмотрения заявления ФИО2 Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым 28 сентября 2020 года направлен ответ №2/932пн (т. 1 л.д. 22-25).
Из ответа следует, что согласно представленной копии декларации о начале выполнения строительных работ № №, она зарегистрирована 3 июля 2014 года, таким образом, в соответствии с пунктом 2.1 части 2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов к заявлению необходимо прикладывать материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Постановления № 87. Представленные материалы проектной документации в части разделов «Пояснительная записка, исходные данные, генеральный план», «Архитектурные решения» выполнены с нарушением требований Постановления № 87. Также представленные разделы «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», «Проект организации строительства», выполнены после регистрации декларации, а также после получения экспертного отчёта от 16 июня 2014 года № 01-0349-14/14, выданного филиалом ГП «Укргосстройэкспертиза» в 2014 году (пункт 1.1).
В нарушение частей 2.1, 2.2 раздела 2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, в предоставленных документах отсутствуют материалы проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», подготовленные в соответствии с требованиями Постановления № 87 (пункт 1.2).
В представленных документах и материалах проектной документации отсутствует информация о заключённом договоре с Департаментом бюджета, финансов и экономики Симферопольского городского совета, чем нарушено требование п. 13 Градостроительных условий и ограничений (пункт 1.3).
В пункте 2 указывается, что в заявлении, предоставленных копиях проектной документации, а также в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка № 378, декларации о начале выполнения строительных работ от 03.07.2014 № № отражена информация о двух земельных участках с кадастровыми номерами № с размещением объектов капитального строительства. Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 10 октября 2011 года № Д23 - 4229 один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещён только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации. Для осуществления строительства здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, согласно пунктам 2.5 части 2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, в связи с выявленными нарушениями установленных требований, Министерство отказало во включении сведений о документах и проектной документации в соответствующий Реестр объектов капитально строительства по объекту: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания», расположенному по адресу: <адрес>. Одновременно разъяснено, что после устранения причин, послуживших основанием для отказа в приёме заявления, застройщик или технический заказчик имеет право повторно обратиться с заявлением для включения сведений в соответствующий реестр.
Согласно материалам дела Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, №378, подписаны начальником Главного управления архитектуры, строительства и регионального развития 18 марта 2014 года. В пунктах 3, 6, 10 указывается, что намерениями застройки является строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания (т. 1 л.д. 99-102).
Экспертный отчёт по рассмотрению проектной документации в части прочности, надёжности и долговечности объекта строительства по рабочему проекту: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по <адрес>» №01-0349-14/14 составлен 16 июня 2014 года (т. 1 л.д. 106-113).
Согласно декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 3 июля 2014 года за №№, строительный адрес объекта: <адрес>, вид строительства: новое строительство, общая площадь зданий в соответствии с проектной документацией 6470 кв.м, площадь застройки 2835 кв.м (т. 1 л.д. 117-121).
На основании договора аренды земельного участка № 2-2018 от 10 января 2018 года Администрация города Симферополя Республики Крым передала ФИО2 за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 2660 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> – <адрес>, кадастровый номер № (т. 1 л.д. 80-88).
Договором аренды земельного участка № 296-2017 от 18 апреля 2017 года, с учётом дополнительного соглашения от 23 августа 2017 года, Администрация города Симферополя Республики Крым передала ФИО2 и ФИО5 за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 6117 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> – <адрес>, кадастровый № и земельный участок площадью 3162 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (т. 1 л.д. 57-66, 75-76).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу, что административным ответчиком обоснованно указано о несоответствии разделов проектной документации «Пояснительная записка. Исходные данные. Генеральный план» и «Архитектурные решения» нормативным требованиям, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе во включении сведений в Реестр в силу взаимосвязанных положений абзаца 5 пункта 2.4 и подпункта 2 пункта 2.5 Порядка формирования реестра поднадзорных объектов. Также отсутствуют основания для признания незаконным обжалуемого пункта 1.2, поскольку пункт 2.2. Порядка формирования реестра поднадзорных объектов не является альтернативным. Вместе с тем, основания для отказа, изложенные в пункте 1.3 обжалуемого отказа, являются незаконными, учитывая, что представленные административным истцом материалы проектной документации должны были соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Признаны не соответствующими требованиям закона основания для отказа, изложенные в пункте 2 обжалуемого решения, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, прямо запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух земельных участках. Вместе с тем, учитывая, что в целом у административного ответчика имелись законные основания для отказа Горячей В.И. во включении сведений об объекте капитального строительства в соответствующий Реестр, основания для возложения на административного ответчика обязанности включить данный объект в Реестр поднадзорных - отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее по тексту - Закон №6- ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно статье 23 Закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 статьи 12.1 Закона №6-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым № 67-ЗРК/2015) регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 21.3 Закона Республики Крым № 67-ЗРК/2015, с учётом внесённых изменений Законом Республики Крым от 30 октября 2020 года №121-ЗРК/2020, в срок до 31 декабря 2020 года, в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 1 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов).
Согласно частям 7 и 8 названной статьи объекты капитального строительства, сведения о которых включены в Реестр поднадзорных объектов, приравниваются к объектам, имеющим разрешение на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, по которым застройщик или технический заказчик не направил заявление в порядке и в сроки, предусмотренные настоящей статьей, либо получил отказ во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в соответствии с частью 5 настоящей статьи, Осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 21.3 Закона Республики Крым № 67-ЗРК/2015 к заявлению прикладываются следующие документы: 1) документ, подтверждающий право собственности или пользования земельным участком, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документа, разрешающего строительство или реконструкцию, указанные в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона; 3) документ, разрешающий строительство или реконструкцию, указанный в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона; 4) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; раздел проекта «Генеральный план» или «Схема планировочной организации земельного участка», выполненный в соответствии с документацией, указанной в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона; раздел проекта «Архитектурные решения»; перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством; 6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных действующим на момент получения документации, дающей право на осуществление строительных работ, законодательством; 7) иные заключения (согласования) государственных органов (органов местного самоуправления), предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях если такие заключения не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Согласно части 3 статьи 21.3 Закона Республики Крым № 67-ЗРК/2015 исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность, на наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование и виду разрешённого использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками (заказчиками) документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона.
При выявлении несоответствия в представленных документах, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, документам, указанными в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона, или виду разрешённого использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками или техническими заказчиками документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым, с указанием причин такого отказа (часть 5 статьи 21.3 Закона Республики Крым № 67-ЗРК/2015).
По смыслу изложенного, уполномоченный орган проверяет соответствие документов, указанных в части 2 статьи 21.3 указанного Закона, исходным данным на проектирование соответствующего объекта капитального строительства. Установление разночтений или несоответствий в указанных документах, является основанием для принятия в соответствии с частью 5 статьи 21.3 Закона решения об отказе во включении сведений в соответствующий Реестр.
Порядок формирования Реестра поднадзорных объектов утверждён Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 февраля 2020 года №51 (в редакции от 22 июля 2020 года, далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка для включения в Реестр поднадзорных объектов Застройщик или Технический заказчик строительства (реконструкции) объектов капитального строительства подаёт заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку на бумажном носителе посредством личного обращения в Уполномоченный орган либо направляет заявление в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении заявления.
К заявлению о включении в Реестр поднадзорных объектов прикладываются следующие документы (либо их заверенные копии): 1) документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также содержащие сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию; 3) документ, предоставляющий (удостоверяющий) право на проведение строительства или реконструкции объектов капитального строительства, действующий в момент подачи заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов; 4) материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до 21 марта 2014 года. К материалам проектной документации, указанным в настоящем подпункте настоящего Порядка, относятся: пояснительная записка; раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» (Генеральный план земельного участка), выполненный в соответствии с исходными данными на проектирование; раздел проектной документации «Архитектурные решения»; перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда; обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала строительства (реконструкции) и окончания строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством; 6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации (в случаях, если это предусмотрено действующим на момент получения документации законодательством); 7) иные заключения (согласования) исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Согласно пункту 2.4 заявление и документы, принятые к рассмотрению Уполномоченным органом, проверяются на соответствие следующим требованиям: комплектность (наличие всех документов необходимых для подачи заявления); срок действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (документ должен быть действующим на дату подачи заявления); наличие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи); соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование; соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, виду разрешённого использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией, действующей на момент получения Застройщиком либо Техническим заказчиком документов, указанных в части 2 статьи 21.2 Закона № 67-ЗРК/2015; наличие заключений (согласований) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренных действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства), в том числе на наличие согласований, установленных требованиями части 4 статьи 4 Закона № 409-ЗРК/2017.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 состав разделов проектной документации включает: Раздел 1 «Пояснительная записка»; Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»; Раздел 3 «Архитектурные решения»; Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»; Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»; Раздел 6 «Проект организации строительства»; Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства); Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»; Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»; Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»; Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»; Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
При этом Раздел 1 Пояснительная записка должен содержать, в том числе, исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (пункт б).
Согласно абзацу 7 пункта 1.2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 06 февраля 2020 года № 51, исходные данные на проектирование - документы, явившиеся основанием для разработки проектной документации на строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, послужившей основанием для выдачи (регистрации) документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности. К исходным данным на проектирование относятся: - градостроительный план земельного участка; - градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка; - архитектурно-планировочное задание; - разрешение на проектно-изыскательские работы; - строительный паспорт (для объектов индивидуального жилищного строительства).
Несоответствие документов требованиям, установленным пунктом 2.4 данного Порядка, является самостоятельным основанием для отказа о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в силу подпункта 2 пункта 2.5 Порядка.
Учитывая приведённые нормы закона, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что разрешительная документация на начало строительных работ - декларация № РК 083140000994 должна соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в связи с чем, административным ответчиком в пункте 1.1 обжалуемого письма обоснованно указано о несоответствии проектной документации «Пояснительная записка. Исходные данные. Генеральный план» и «Архитектурные решения» нормативным требованиям, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе во включении сведений в Реестр в силу взаимосвязанных положений абзаца 5 пункта 2.4 и подпункта 2 пункта 2.5 Порядка.
Также, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 2.2 Порядка формирования реестра поднадзорных объектов не является альтернативным и в неразрывной взаимосвязи с пунктом 2.1 указывает на то, что в случае, если разрешительный документ на начало строительных работ был зарегистрирован после 21 марта 2014 года, то заявителем должна быть предоставлена проектная документация, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87, то есть раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка»; в случае же, если разрешительный документ на начало строительных работ был зарегистрирован до 21 марта 2014 года - предоставлению подлежит Генеральный план земельного участка, разработанный в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до указанной даты.
В связи с указанным в пункте 1.2 оспариваемого решения обоснованно указано на нарушение пунктов 2.1, 2.2 Порядка формирования реестра поднадзорных объектов, поскольку в представленных документах отсутствуют материалы проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», подготовленные в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
При этом, указание в пункте 1.3 обжалуемого решения на отсутствие в материалах проектной документации информации о заключённом договоре с Департаментом бюджета, финансов и экономики Симферопольского городского совета является необоснованным, что также верно установлено судом первой инстанции, поскольку представленные административным истцом материалы проектной документации должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а нормы статьи 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17 февраля 2011 года №3038-VI (действовавшего на территории Крым на момент утверждения Градостроительных условий и ограничений) указывали на необходимость заключения договора с Департаментом бюджета, финансов и экономики Симферопольского городского совета до 21 марта 2014 года.
Также, судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоответствии оснований для отказа, изложенных в пункте 2 обжалуемого решения требованиям закона, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, прямо запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух земельных участках.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая установленные обстоятельства административного дела, выводы суда о частичном удовлетворении административного искового заявления ФИО2 являются правильными.
Относительно довода апеллянта о том, что суд самостоятельно мог определить соответствие либо несоответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства исходным данным на проектирование, следует отменить, что в соответствии с частью 3 статьи 21.3 Закон Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» указанные действия входят в компетенцию исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство.
Указание апеллянта на то, что суд, подменяя функции административного органа, самостоятельно сделал вывод о несоответствии документа, разрешающего строительство, как о части проектной документации, не подтверждается материалами дела.
Ссылка апеллянта на то, что судом сделан необоснованный вывод, что проектная документация разработана в 2011 году, а не в 2014 году, не влекут переоценки имеющихся в деле доказательств и иного применения норм права.
Иные доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Частью 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям.
Случаев, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
При таких данных оспариваемый судебный акт суда первой инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2021 года по административному делу № 2а-1150/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи О.А. Шидакова
ФИО6