ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6943/20 от 11.09.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Плындина О.И.

Судья-докладчик Бутина Е.Г.

№ 33а-6943/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В., Бутиной Е.Г.,

с участием прокурора Вокиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Ореховой Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1144/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Шелеховской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу №15

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО3 на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 августа 2020 г.,

установила:

решением Шелеховской территориальной избирательной комиссии (далее Шелеховская ТИК, избирательная комиссия) от 23 июня 2020 г. № 197/1144 на 13 сентября 2020 г. назначены дополнительные выборы депутата Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15.

Решением Шелеховской ТИК от 30 июля 2020 г. (номер изъят) кандидатом в депутаты Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15 зарегистрирован ФИО1

24 июля 2020 г. кандидатом в депутаты Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15 решением избирательной комиссии (номер изъят) зарегистрирован ФИО2

Не согласившись с решением избирательной комиссии о регистрации кандидатом ФИО2, ФИО1 обратился в суд с иском, указывая, что в документах, представленных ФИО2 для его выдвижения и регистрации, имелись нарушения норм действующего избирательного законодательства, а именно: сведения о профессиональном образовании указаны не в полном объеме; не представлен документ об образовании; сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах представлены документом, форма которого не отвечает формальным требованиям избирательного законодательства; воспроизвел сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем супруге и детям, воспроизведение которых для муниципальных выборов не предусмотрено.

На основании изложенного ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить решение Шелеховской ТИК от 24 июля 2020 г. (номер изъят) «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательном округу № 15».

Определением от 26 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Иркутской области, Шелеховское местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Иркутское региональное отделение Политической партии ЛДПР.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 августа 2020 г., с учетом определения об исправлении описки от 4 сентября 2020 г., административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО3 просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает срок для обращения в суд с иском не пропущенным, поскольку административное исковое заявление о защите нарушенных прав может быть подано в течение десяти дней с момента, когда лицо, чье право нарушено, узнало о нарушении своего права, но не позднее срока действия оспариваемого решения, который завершается после установления итогов голосования по соответствующему избирательному округу.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб прокурор, участвующий в деле, Петренева Е.Ю., председатель Шелеховской ТИК ФИО4, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца ФИО1, представителей заинтересованных лиц Избирательной комиссии Иркутской области, Шелеховского местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителей Шелеховской ТИК ФИО5, ФИО4, заинтересованного лица ФИО2, возражавших против доводов жалобы, заслушав заключение прокурора Вокиной А.А., полагавшей решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7 статьи 240 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

Судом установлено, что решением Шелеховской ТИК от 23 июня 2020 г. № 197/1144 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15» на 13 сентября 2020 г. назначены дополнительные выборы депутата Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15.

Решением Шелеховской ТИК от 30 июля 2020 г. (номер изъят) кандидатом в депутаты Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15 зарегистрирован ФИО1

Решением избирательной комиссии от 24 июля 2020 г. (номер изъят) кандидатом в депутаты Думы Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15 зарегистрирован ФИО2

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, проверив доводы административного истца, исследовав представленные ФИО2 в избирательную комиссию документы, установив соблюдение последним требований об объеме подлежащих представлению сведений об образовании, а также, что излишне указанные сведения о супруге и несовершеннолетних детях и самостоятельно воспроизведенный столбец «Итого» не является нарушением формы, не искажает смыслового содержания, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Шелеховского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 15, поскольку административным истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы жалобы, со ссылкой на часть 1.1. статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о том, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением следует исчислять с момента, когда истцу стали известны обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд основаны на ошибочном понимании норм процессуального права и сущности избирательного процесса.

Разрешая спор, суд установил, что обжалуя решение Шелеховской ТИК от 24 июля 2020 г. о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты, административный истец обратился в суд с административным иском 26 августа 2020 г.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в соответствии с которыми решение о регистрации кандидата принято 24 июля 2020 г., а в суд административный истец обратился только 26 августа 2020 г., то есть по истечении десяти дней.

Поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты.

Положения части 1.1. статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, раскрывающей срок и обращения в суд по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, к правоотношениям, связанным с защитой избирательных прав, применены быть не могут, поскольку обратное противоречило бы их существу, учитывая избранный федеральным законодателем подход к их регулированию (установление сокращенных сроков административного судопроизводства и пресекательных сроков обращения в суд), позволяющий учесть временные параметры избирательного процесса и обеспечить установленные федеральными и региональными законами гарантии реализации всеми гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 августа 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Н.И. Медведева

Судьи

Л.В. Гусарова

Е.Г. Бутина