Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело № 33а-6957/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Черноморец Т.В.,
при секретаре Бердовой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2018 года дело по апелляционной жалобе административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Омского районного суда Омской области от 24 мая 2018 года, которым исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация Омского сельского поселения) об оспаривании действий.
В обоснование требований указано, что 25.12.2017 и 09.01.2018 жители д. Зеленовка, в том числе и административные истцы, обращались в Администрацию Омского сельского поселения с вопросом об исключении из проекта Генерального плана Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области территории кладбища.
После получения обращений ответчик сообщил, что указанный в них вопрос уже рассмотрен на публичных слушаниях, проведенных 23.12.2018, и больше рассматриваться не будет. При этом какого-либо письменного ответа на указанные письменные обращения граждан не последовало.
Административные истцы полагали, что протокол публичных слушаний не соответствует действительности, поскольку слушания не проводились, до 23.12.2017 в Администрацию Омского сельского поселения никаких обращений граждан д. Зеленовка не поступало, соответственно такой вопрос не мог рассматриваться.
Полагали, что по поступившему обращению ответчик обязан провести самостоятельные публичные слушания.
Отмечали, что более 90% взрослого населения д. Зеленовки выступают за исключение из проекта Генерального плана Омского сельского поселения территории кладбища д. Зеленовки и не желают его строительства. Какие-либо изыскания Администрация не производила, что влечет необоснованность размещения в планируемом месте кладбища.
С учетом уточнения исковых требований просили:
признать, что вопрос об исключении из проекта Генерального плана территории кладбища, которое может быть размещено в Зоне ритуальной деятельности, расположенной за чертой населенного пункта д. Зеленовка, в рамках публичных слушаний, проведенных на основании решений Главы Администрации Омского сельского поселения от 15.11.2017 № 45 и № 46, рассмотрен незаконно и необоснованно;
признать незаконными и недействительными результаты указанных публичных слушаний, а именно признать незаконным решение об отклонении вопроса об исключении из проекта генерального плана территории кладбища, исключить указанное из принятых от 25.12.2017 заключения о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области;
признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации и проведению публичных слушаний по вопросу об исключении из проекта генерального плана территории кладбища;
обязать ответчика организовать и провести в двухмесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда публичные слушания по вопросу об исключении из проекта Генерального плана территории кладбища.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Административные истцы ФИО3, ФИО1 в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки суду не сообщили, ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель административных истцов ФИО4 в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представитель Администрации Омского сельского поселения ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованные лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят решение отменить полностью, принять новое.
Полагают, что суд неправильно определил обстоятельства, которые надлежало доказать административному ответчику.
Настаивают на том, что слушания не были надлежащим образом организованы, реального обсуждения поставленных вопросов не проводилось, следовательно, решения комиссии, оформленные протоколом от 25.12.2017 № 2/2017, а также заключение комиссии о результатах публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки являются ничтожными.
Обращают внимание на то, что протокол публичных слушаний в д. Березянка с поставленными на обсуждение вопросами ответчиком не представлен.
Отмечают, что житель д. Зеленовка, допрошенный судом в качестве свидетеля, на публичных слушаниях ставил вопрос о переносе кладбища в другое место, а не об исключении его из проекта Генерального плана. Таким образом, комиссия незаконно рассмотрела и включила в заключение по результатам публичных слушаний не тот вопрос, который действительно выносился на обсуждение при их проведении.
Настаивают на том, что по обращению граждан об исключении кладбища ответчик обязан провести самостоятельные публичные слушания.
Указывают, что ответы на заявления граждан 25.12.2017 и 09.01.2018 не даны до сих пор, несмотря на то, что ответчик располагает сведениями об адресе подписавшего заявления ФИО, имеет в распоряжении похозяйственные книги, в которых содержатся сведения о лицах, ведущих личные подсобные хозяйства. Приводят доводы иска о том, что каких-либо изысканий с целью обоснования места размещения кладбища ответчик не проводил, отмечают, что уклон местности от предполагаемой территории размещения кладбища направлен именно в сторону населенного пункта д. Зеленовка.
Отмечают, что члены комиссии некомпетентны решать вопрос о том, в каком месте допустимо размещение кладбища.
Относительно доводов апелляционной жалобы Администрацией Омского сельского поселения представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, выслушав ФИО2, ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановлений Администрации Омского сельского поселения № 96 от 06.07.2015, от 15.09.2015 № 136 о подготовке проектов изменений в Правила землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Генеральный план Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ООО «Городской юридический центр недвижимости «Эталон» разработаны проекты Правил землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Генерального плана Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Проектом генерального плана на расположенных за чертой населенного пункта д. Зеленовка землях, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрена зона ритуального назначения площадью 3,6 га.
Решениями Совета Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 15.11.2017 № 45, 46 определены дата, время и место проведения публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения в п. Омский, д. Зеленовка и д. Березянка, указан адрес для представления предложений и замечаний по проектам.
Протоколами публичных слушаний подтверждено, что слушания в д. Зеленовка состоялись 21.12.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: ул. Центральная, д. 4, слушания в, п. Омский - 23.12.2017 в 15 часов 00 минут по адресу: ул. Центральная, д.7/А.
25.12.2017 председателем комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области утверждены заключения о результатах публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки.
Вместе с тем после проведения публичных слушаний в Администрацию Омского сельского поселения поступили обращения проживающих на территории д. Зеленовка граждан, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО3, об исключении из проекта генерального плана территории кладбища в д. Зеленовка.
Ссылаясь на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, бездействие Администрации Омского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации и проведению публичных слушаний по вопросу об исключении из проекта генерального плана территории кладбища, административные истцы обратились в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленная процедура проведения публичных слушаний соблюдена Администрацией в полном объеме, оснований для проведения публичных слушаний по обращению жителей д. Зеленовка у административного ответчика не имелось, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, положенным в основу исковых требований.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ).
Согласно пп. 6, 7 ст. 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям ст.ст. 24, 32, 33 ГрК РФ генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, в том числе внесение изменений в них, утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1).
Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальный сайт и (или) информационные системы; требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 24).
В развитие указанных положений решением Совета Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 12.10.2005 № 7 утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в Омском сельском поселении Омского муниципального района Омской области (л.д. 106-108 т. 1).
В силу п.п. 2.5, 2.11 Положения жители сельского поселения могут принимать участие в слушаниях, известив лично о своем намерении организатора слушаний не позднее чем за три дня. Замечания и предложения, внесенные участниками слушаний, фиксируются в протоколе слушаний (п.п. 2.5, 2.11 Положения об организации и проведении публичных слушаний). Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 7 дней со дня их проведения (п. 2.12).
Судом первой инстанции обоснованно указано на несостоятельность доводов иска о нарушении ответчиком процедуры проведения публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что Администрация Омского сельского поселения обеспечила возможность публичного обсуждения населением проектов муниципальных правовых актов.
В ходе судебного разбирательства суду представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что 01.11.2017 на официальном сайте Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (омскоепоселение.рф) для ознакомления были размещены проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, помимо официальной публикации решений Совета Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 15.11.2017 № 45 и 46 об организации и проведении публичных слушаний в газете «Омский муниципальный вестник» информация о предстоящих слушаниях 21.11.2017 была размещена на официальном сайте сельского поселения (л.д. 217 т. 1, л.д. 106-108 т. 2).
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля сотрудника Администрации Омского сельского поселения ФИО12 следует, что объявления о публичных слушаниях размещались в ноябре и декабре 2017 года на информационных стендах в д. Зеленовка.
Таким образом, любой гражданин мог ознакомиться с указанными материалами и подать свои предложения и замечания. Извещение индивидуально каждого жителя сельского поселения законодательством не предусмотрено.
Из протоколов публичных слушаний следует, что в слушаниях, проведенных 21.11.2017 в д. Зеленовка, принимали участие 6 жителей указанного населенного пункта, 3 депутата Совета Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также представители разработчика проекта правил землепользования и застройки.
В публичных слушаниях, состоявшихся 23.12.2017 в п. Омский принимали участие 28 жителей Омского района, 3 депутата Совета Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также представители разработчика проекта правил землепользования и застройки Омского сельского поселения.
В протоколы публичных слушаний, проведенных в п. Омский и д. Зеленовка, включены выступления, предложения и заявления участников, высказанные в ходе выступлений.
В частности, из протокола публичных слушаний по проекту генерального плана, проведенных 23.12.2017 в п. Омский, следует, что слово для выступления было предоставлено участнику слушаний ФИО, возражавшему относительно размещения кладбища вблизи территории д. Зеленовка из-за высокого уровня грунтовых вод, предлагавшему перенести кладбище в другое место. Вопросы относительно расположения кладбища ставились им и в ходе публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки, состоявшимся 21.12.2017 в д. Зеленова.
Протоколы публичных слушаний надлежащим образом оформлены, подписаны председателем – главой Омского сельского поселения ФИО6 и секретарем публичных слушаний – заместителем главы сельского поселения ФИО7
Заключениями о результатах публичных слушаний по проектам Генерального плана Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Правил землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 25.12.2017, утвержденными председателем Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, предложения об исключении из проектов генерального плана и правил землепользования и застройки территории кладбища д. Зеленовка были отклонены.
Заключения по соответствующим проектам опубликованы в газете Омский муниципальный вестник № 16 (223) 25.12.2017, а также 29.12.2017 на официальном сайте Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Принимая во внимание надлежащее оповещение населения о проведении публичных слушаний, предоставление достаточного срока для принесения замечаний на проекты, а также факт отклонения вопроса об исключении территории кладбища из проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация Омского сельского поселения не допустила незаконного бездействия при рассмотрении обращений жителей д. Зеленовка.
Как верно отмечено судом, из содержания представленных в материалы дела заявлений однозначно не следует, что граждане ставили вопрос о необходимости проведения повторных публичных слушаний по вопросу исключения из проекта генерального плана зоны ритуальной деятельности.
Ссылки в жалобе на то, что ФИО в ходе публичных слушаний были заявлены замечания только о переносе в иное место, а не об исключении территории кладбища из генерального плана, решающего значения иметь не могут, по существу такие возражения тождественны друг другу.
Довод жалобы о том, что ответы на заявления граждан от 25.12.2017 и 09.01.2018, в которых не были указаны адреса для направления корреспонденции, не даны до сих пор, несмотря на то, что ответчик располагает сведениями об адресе подписавшего заявления ФИО, имеет в распоряжении похозяйственные книги, в которых содержатся сведения о лицах, ведущих личные подсобные хозяйства, по мнению, судебной коллегии, не является достаточным основанием для вывода о ненадлежащем рассмотрении обращения.
Затронутые истцами вопросы о том, что каких-либо изысканий с целью обоснования места размещения кладбища административный ответчик, не обладающий специальными познаниями, не проводил, в предмет доказывания по настоящему делу не входят, поскольку целью обращения является оспаривание результатов публичных слушаний.
Такие вопросы могут быть разрешены после принятия муниципального правового акта представительного органа местного самоуправления, который утвердит расположение зоны ритуального назначения.
Коллегия судей отмечает, что заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.
Довод административных истцов о том, что на территории зоны ритуальной деятельности будет производиться захоронение жителей иных муниципальных образований, основаны на предположениях и к предмету рассматриваемого спора отношения не имеют.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Суд верно распределил бремя доказывания, основываясь на надлежащей оценке представленных в дело доказательств. В приведенной связи судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи