ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6957/2017 от 04.07.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Коноваленко Л.В. Дело № 33а-6957/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Вегель А.А.,

судей Знаменщикова Р.В., Соболевой С.Л.,

при секретаре Клименко А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 18 апреля 2017 года по делу

по административному исковому заявлению прокурора Красногорского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края (пятого созыва) о признании решения незаконным, возложении обязанности по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов.

Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решениями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, *** по избирательному округу *** избран депутат Д.А.В., по избирательному округу *** избрана депутат О.Т.Г..

В ходе осуществления проверки, проведенной ДД.ММ.ГГ прокуратурой Красногорского района Алтайского края, выявлены нарушения депутатами Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Д.А.В. и О.Т.Г. действующего законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, установлено, что требуемые сведения указанными депутатами представлены не были.

В связи с этом прокурором Красногорского района Алтайского края В.С.А. в адрес Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции *** года, в том числе с требованием о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края Д.А.В. и О.Т.Г. в течение 30 дней со дня получения представления, принятия решения о досрочном прекращении полномочий иными депутатами представительного органа муниципального образования, представившими заведомо недостоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решением Совета депутатов *** от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции о принятии решения о прекращении полномочий депутатов представительного органа муниципального образования, представившими заведомо недостоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отказано. Депутатам К.З.В., К.С.В., Л.М.Г., С.О.В., Б.О.Г., К.Т.Е., Р.С.А., представившими заведомо неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также депутатам О.Т.Г. и Д.А.В., не представившими сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, своих, своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, объявлено замечание.

Ссылаясь на нарушение Советом депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края антикоррупционного законодательства, прокурор Красногорского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части отказа в принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа муниципального образования О.Т.Г. и Д.А.В., возложении на Совет депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края обязанности по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов О.Т.Г. и Д.А.В. на ближайшем заседании указанного представительного органа после вступления решения суда в законную силу.

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в части отказа в удовлетворении представления прокурора Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края О.Т.Г. и Д.А.В. На Совет депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края возложена обязанность на ближайшей сессии со дня вступления в законную силу решения суда прекратить полномочия депутатов О.Т.Г. и Д.А.В. в связи с неисполнением ими обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год, в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГ.

В апелляционной жалобе административный ответчик Совет депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске, указывая на то, что при обращении в суд прокурор не указал, в чем заключается нарушение прав неопределенного круга лиц нахождением О.Т.Г. и Д.А.В. в статусе депутатов; возложение прокурором на депутатов обязанности по принятию однозначного решения о прекращении полномочий О.Т.Г. и Д.А.В. нарушает принцип свободного волеизъявления и права выбора депутата при решении рассматриваемого вопроса.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Красногорского района Алтайского края просит оставить ее без изменения, а принятое судом решение – без изменения.

В судебном заседании прокурор Т.Я.В. полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Аналогичный срок подачи сведений о доходах установлены Указом Губернатора Алтайского края от 16 января 2015 года № 1«Об утверждении Положения о представлении гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Алтайского края, и государственным гражданским служащим Алтайского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (п. 2), а также Положением о порядке предоставления депутатами сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. решением Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 26 марта 2016 года № 4 (п. 2).

Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается в том числе посредством единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.

К лицам, замещающим муниципальную должность в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Согласно ч. 11 ст. 40 этого Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение вышеприведенных норм депутаты О.Т.Г. и Д.А.В. не представили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГ (О.Т.Г. предоставила соответствующие сведения ДД.ММ.ГГ, Д.А.В. данные сведения вообще не предоставил). Непредставление таких сведений в названный срок административный ответчик и заинтересованные лица не оспаривали.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, учитывая, что последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным, соответственно, принятие Советом депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края решения об объявлении депутатам О.Т.Г. и Д.А.В. замечания являлось незаконным.

Более того, как пояснила в своих письменных объяснениях председатель Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края К.З.В., представление прокурора, которое было рассмотрено на сессии ДД.ММ.ГГ, по мнению депутатов, являлось обоснованным, однако в его удовлетворении в части прекращения полномочий депутатов О.Т.Г. и Д.А.В. было отказано, поскольку это повлекло бы необходимость проведения дополнительных выборов, что привело бы к дополнительных затратам бюджета (л.д. 54-56).

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о нарушении прав депутатов отсутствием у них права выбора при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов О.Т.Г. и Д.А.В. безосновательны и основаны на ошибочном толковании материального закона, который в данном случае императивно устанавливает конкретное последствие за неисполнение установленных законом ограничений при прохождении государственной и муниципальной службы.

Что касается доводов апелляционной жалобы в части неуказания прокурором, в чем заключается нарушение прав неопределенного круга лиц нахождением О.Т.Г. и Д.А.В. в статусе депутатов, то они также подлежат отклонению как несостоятельные. Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами. Вопреки позиции административного ответчика, прокурор, обращаясь в суд, подтвердил правовой интерес по делу, выражающийся в понуждении последнего к соблюдению закона, нарушение которого напрямую затрагивает интересы государства, так как подрывает принципы противодействия коррупции.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногорского районного суда Алтайского края от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>