ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-695/2016 от 16.02.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-695-2016

судья Волошина С.Э.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Смолякова П.Н., Ходюкова Д.С.

при секретаре Гайгул И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 16 февраля 2016 г. административное дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Забайкальского края, муниципальных образований «Забайкальский район», «Нерчинский район», «Каларский район», «Город Петровск-Забайкальский», «Хилокский район», неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к действию

по апелляционным жалобам представителя Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края – Бондаренко И.А. и Министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края – Полякова О.А.

на решение Центрального районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, выразившееся в нереализации мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске» в 2014 - 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке» в 2014 - 2015 г., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Забайкальского края в 2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске» в 2014 - 2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке» в 2014 - 2015 гг., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Забайкальского края в 2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске» в 2014 - 2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке» в 2014 - 2015 гг., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Обязать Правительство Забайкальского края обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2015гг.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2015 гг.

Обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края реализовать мероприятия «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2015 гг.

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителей ответчика Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Яшкиной Ю.В., Борщевской О.В. и Ваврищук И.С., поддержавших доводы жалобы, помощника Читинского природоохранного межрайонного прокурора Портновой Т.Ю., возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда праивльным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

21 октября 2015 г. Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 №188 утверждена Государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды». В настоящее время на территории Забайкальского края отсутствуют специализированные полигоны захоронения твердых коммунальных отходов. Согласно пп.1.2.3.1, 1.2.3.2, 1.2.1.13, 1.2.1.1., 1.2.1.2 Основных мероприятий, показателей и объемов финансирования Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» предусмотрены мероприятия по строительству полигонов ТКО. Финансирование должно предоставляться путем перечисления субсидий в бюджет соответствующих муниципальных образований. В связи с дефицитом бюджета Забайкальского края выполнение данных мероприятий в 2014 г. не осуществлялось и до конца 2015 г. осуществляться не будет. Однако решение о прекращении или об изменении, начиная с очередного финансового года, исполнения Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» в части вышеуказанных мероприятий Правительством Забайкальского края не принималось. Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, выразившееся в нереализации мероприятии «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске» в 2014 - 2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2015 гг. Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 - 2015 гг. в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию указанных мероприятий в объемах, предусмотренных программой. Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 - 2015 гг. в части выделения бюджетных ассигновании на реализацию указанных мероприятий в объемах, предусмотренных на эти мероприятия программой. Обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края реализовать указанные мероприятия, а Министерство финансов Забайкальского края и Правительство Забайкальского края соответственно организовать и обеспечить исполнения бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах представитель Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края – Бондаренко И.А. полагает решение суда незаконным. Указывает, что Минприроды Забайкальского края, являясь ответственным исполнителем программы, не инициировало внесение изменений в Государственную программу. В целом Минприроды Забайкальского края за 2014 год, без учета федеральных средств, направлено <данные изъяты> В течение 2014 год, по инициативе Минприроды Забайкальского края, дважды осуществлялась перекодировка финансирования по другим направлениям. Указывает на то, что бюджет 2014 г. исполнен, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования 2014 г. прекратили свое действие 31 декабря 2014 г. При формировании бюджета края на 2015 г. Минприроды Забайкальского края не внесены предложения по включению мероприятия по обеспечению экологической безопасности в расходную часть бюджета. Поэтому она просит отменить решение суда.

В апелляционной жалобе Министр природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Поляков О.В. просит отменить решение в части признании незаконным бездействия министерства. Полагает, что Минприроды Забайкальского края совершило все зависящие от него действия, направленные на реализацию Государственной программы «Охрана окружающей среды». По его мнению, Минприроды Забайкальского края организовало мероприятия государственной программы и в правовых актах осуществило распределение их финансирования, а реализация мероприятий была возможна только при выделении бюджетных ассигнований. Указывает, что Министерство финансов Забайкальского края в кассовый план расходы на реализацию мероприятия Государственной программы не включило, что сделало невозможным последующие направление в Министерство финансов заявок на финансирование мероприятий Государственной программы.

В суд апелляционной инстанции представители истцов МО «Нерчинский район», МО «Каларский район», МО «Город Петровск-Забайкальский», МО «Хилокский район», МО «Забайкальский район», ответчиков Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ст.150 КАС РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.

Так, постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 г. №188 утверждена Государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды» (далее – Государственная программа).

Согласно паспорту Государственной программы ее ответственным исполнителем является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Исходя из положений ч.ч.1, 2 ст.179, ст.215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.43 Устава Забайкальского края, п.1 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, суд верно указал в решении, что реализация Государственной программы возможна при наличии бюджетных ассигновании, распределении финансирования, организации мероприятий программы и лишь при взаимодействии Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края и Министерства природных ресурсов Забайкальского края.

Как следует из материалов дела и правильно установил суд, Правительством Забайкальского края и Минфином Забайкальского края не созданы финансовые условия исполнения и финансирования Государственной программы за счет средств краевого бюджета в 2014 г. и в 2015 г. в сумме 1248289,7 тыс. руб., а Минприроды Забайкальского края не приняло исчерпывающих мер, направленных на обеспечение исполнения мероприятий Государственной программы в 2014, 2015 гг., в пределах, утвержденного Государственной программой, финансирования.

При этом суд проверил доводы представителя Минприроды Забайкальского края о разработке Порядка реализации мероприятий, издание приказов о распределении бюджетных ассигнований, направление уведомлений о лимитах, направление заявок в кассовый план и обоснованно счел их недостаточными, бесспорно не свидетельствующими о принятии всех мер для исполнения мероприятий Государственной программы в 2014, 2015 гг. в пределах утвержденного финансирования.

Суд также учел, что правом, предоставленным ч.3 ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой по каждой государственной программе субъекта Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации, по результатам которой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы, Правительство Забайкальского края не воспользовалось.

При таком положении вывод суда об удовлетворении административного иска прокурора является правильным.

Доводы апелляционных жалоб Правительства, Минфина и Минприроды Забайкальского края о том, что ими приняты все меры к реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды», были предметом судебного разбирательства и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, оставлены без удовлетворения.

Указаний на обстоятельства, которые не были проверены судом первой инстанции, но имели бы существенное значение для правильного разрешения дела, а также сведений, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат.

С учетом изложенного, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильным выводам и удовлетворил исковое заявление. Оснований для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Читы от 10 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчиков Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края – Бондаренко И.А., Министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Полякова О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Толстобров А.А.

Судьи: Смоляков П.Н.

Ходюков Д.С.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.