Судья Бжезовская И.В. дело № 33а-6968/18
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 11 июля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Ефимовой Е.О., Кудри В.С.
при секретаре Мишанине Ф.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Нижегородской области Юмшанова А.А. на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 20.03.2018 г. по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Нижегородской области к Законодательному Собранию Нижегородской области, депутату Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО3, об оспаривании решения Законодательного собрания Нижегородской области, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию решения о прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А., объяснения прокуроров отдела прокуратуры Нижегородской области Козлова Д.С., ФИО4, представителя ФИО3 и НРОПП «Справедливая Россия» адвоката Овчинниковой М.М., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО5, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Нижегородской области обратился в суд с административным иском к Законодательному Собранию Нижегородской области, депутату Законодательного собрания Нижегородской области ФИО3, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в соответствии с которым просил:
- признать незаконным постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30.11.2017 № 459 - VI «О представлении и.о. прокурора Нижегородской области об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции»;
- признать незаконным бездействие Законодательного Собрания Нижегородской области, выражающееся в непрекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО3 в связи с нарушением им в период исполнения своих обязанностей на профессиональной основе установленного действующим антикоррупционным законодательством запрета заниматься предпринимательской деятельностью;
- обязать Законодательное Собрание Нижегородской области прекратить полномочия депутата Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО3
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по размещенной на Интернет-сервисе «YouTube» информации в сентябре 2017 года проверено соблюдение законодательства о противодействии коррупции депутатом Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ФИО1 Установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 участвовал в открытии социального рынка «Рынок Народный» по адресу: Севастополь, <адрес>. По мнению административного истца, в имеющихся видеоматериалах ФИО1 представился как руководитель компании-инвестора, а также как глава российского холдинга, занимающегося производством хлеба и оптовой торговлей сахарным песком, в который входят сельскохозяйственные компании и три рынка. В ходе съемок ФИО1 рассказывал об организации торговли на «Рынке Народный», о принципах ценообразования товаров, рекламировал низкие цены и рассказывал о преимуществах торговли на нем. Дальнейшими проверочными действиями установлено, что проведение выставки-продажи согласовано распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> В соответствии с данными ЕГРЮЛ единственным учредителем данной организации является мать ФИО1 - ФИО8, генеральным директором является ФИО9
Административный истец считает, что осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе депутат Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в рабочее время находился в <адрес> при открытии социального рынка «Рынок Народный», единственным учредителем которого является его мать ФИО8 и принимал активные действия по рекламе преимуществ торговли на нем, имея своей целью привлечь внимание массового потребителя товаров, реализуемых на территории Рынка.
По установленному нарушению прокуратурой области в Законодательное Собрание ФИО2<адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с требованием о досрочном прекращении в установленном порядке депутатских полномочий ФИО1 По результатам рассмотрения представления постановлением Законодательного Собрания ФИО2<адрес>№-У1 от ДД.ММ.ГГГГ представление в части требования о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 отклонено. Данное постановление административный истец считает незаконным, а его принятие, как указано в иске, свидетельствует о незаконности действий Законодательного Собрания ФИО2<адрес> в части невыполнения законных требований прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата.
Решением ФИО2 районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении административный истец ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права, при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокуроры отдела прокуратуры ФИО2<адрес>ФИО10, ФИО11 настаивали на отмене решения суда по доводам апелляционного представления.
Представитель ФИО1 и НРОПП «Справедливая Россия» адвокат ФИО12, представитель Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ФИО13 просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, в соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией ФИО1 является депутатом Законодательного Собрания ФИО2<адрес>, избран председателем Комитета Законодательного Собрания ФИО2<адрес> по развитию предпринимательства и туризма.
ФИО1 осуществлял свою деятельность в <адрес> на профессиональной постоянной основе на должности руководителя фракции "Фракция Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании ФИО2<адрес>" с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора ФИО2<адрес> внесено представление в Законодательное собрание области об устранении нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении руководителя фракции «Фракция Партии Справедливая России в Законодательном собрании ФИО2<адрес>» депутата ФИО1, исполняющего полномочия на профессиональной постоянной основе (т. 1 л.д. 110-114).
В представлении прокурора указано на необходимость принятия следующих мер:
- рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению имеющихся нарушений и недопущению подобных впредь;
- досрочно прекратить в установленном порядке депутатские полномочия ФИО1;
- рассмотреть требование с участием прокуратуры ФИО2<адрес>.
Для исполнения представления прокурора установлен месячный срок.
В качестве основания для внесения представления прокурор сослался на то, что осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе депутат Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в рабочее время находился в <адрес> при открытии социального рынка «Рынок Народный» по адресу: <адрес>, единственным учредителем которого является его мать ФИО8, и принимал активные действия по рекламе преимуществ торговли на нем, имея своей целью привлечь внимание массового потребителя товаров, реализуемых на территории Рынка.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Пунктом 3.2 статьи 12 названного Закона регламентировано, что Комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.3 статьи 12 Федерального закона № 184-ФЗ Комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Как установлено пунктом 3.4 статьи 12 Федерального закона № 184-ФЗ, основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке, в том числе, правоохранительными и другими государственными органами.
Постановлением Законодательного Собрания ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1866-III принят Регламент Законодательного Собрания ФИО2<адрес> и признании утратившими силу отдельных постановлений Законодательного Собрания ФИО2<адрес> (далее Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1866-III).
В статьях 71.5, 71.6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1866-III регламентирован порядок подготовки к рассмотрению и порядок рассмотрения протеста, представления прокурора, в соответствии с которыми установлены следующие требования к порядку принятия решений по представлению (протесту) прокурора.
Согласно пункту 1 статьи 71.5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1866-III, председатель Собрания или по его поручению заместитель Председателя Собрания направляет поступившие протест, представление прокурора на законы области и постановления Законодательного Собрания в профильный комитет для предварительного рассмотрения.
Протест, представление прокурора на законы области и постановления Законодательного Собрания, одновременно затрагивающие вопросы ведения нескольких комитетов, должны быть направлены для обсуждения и проработки в комитеты-соисполнители (пункт 2).
Протест, представление прокурора на законы области и постановления Законодательного Собрания также направляются в государственно-правовое управление аппарата Собрания для подготовки отзыва (пункт 3).
Порядок подготовки рассмотрения протеста, представления прокурора определяется профильным комитетом (пункт 4).
По решению профильного комитета протест, представление прокурора могут быть направлены на рассмотрение в <адрес> (пункт 5).
Статья 71.6. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1866-III регламентирует порядок рассмотрения протеста, представления прокурора.
Протест, представление прокурора подлежат рассмотрению на ближайшем заседании профильного комитета и Законодательного Собрания (пункт1).
О дне заседания комитета, Законодательного Собрания сообщается прокурору, внесшему протест, представление (пункт 2).
Предварительное рассмотрение протеста, представления прокурора на заседании комитета предполагает (пункт 3):
1) заслушивание доклада прокурора (его представителя);
2) рассмотрение мнения государственно-правового управления аппарата Собрания;
3) рассмотрение замечаний и предложений <адрес> (при наличии).
По итогам предварительного рассмотрения протеста, представления прокурора комитет может принять следующие решения (пункт 4):
1) рекомендовать Собранию признать протест, представление прокурора подлежащим удовлетворению в целом;
2) рекомендовать Собранию признать протест, представление прокурора подлежащим удовлетворению частично;
3) рекомендовать Собранию отклонить протест, представление прокурора;
4) принятие решения о внесении на рассмотрение Собрания проекта закона области.
По итогам обсуждения на заседании Законодательного Собрания принимается одно из следующих решений:
1) о признании протеста, представления прокурора подлежащим удовлетворению;
2) о признании протеста, представления прокурора подлежащим удовлетворению частично;
3) об отклонении протеста, представления прокурора;
4) о принятии законопроекта в первом чтении либо принятии закона области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, представление исполняющего обязанности прокурора ФИО2<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Законодательное Собрание ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление Законодательного Собрания ФИО2<адрес>№-У1 «О прекращении исполнения полномочий на профессиональной постоянной основе руководителем фракции «Фракция Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном собрании ФИО2<адрес>» ФИО1» (т. 1 л.д. 117). Основанием для принятия такого решения явилось заявление ФИО1 о прекращения полномочий.
Представление прокурора с целью проверки доводов информации, изложенной в представлении о нарушении запретов и ограничений депутатом <адрес>ФИО1, направлено в Комиссию Законодательного Собрания ФИО2<адрес> по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания ФИО2<адрес> (далее Комиссия).
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии, на котором было рассмотрено представление и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции депутатом Законодательного Собрания ФИО2<адрес> (т. 1 л.д. 155-166).
Как следует из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заседание проведено с участием начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры ФИО2<адрес>ФИО14 (т. 1 л.д. 155-166).
По итогам предварительного рассмотрения представления прокурора Комиссией были приняты следующие решения:
«1. Учитывая, что проверка соблюдения запретов и ограничений депутатом <адрес>ФИО1 проведена прокуратурой ФИО2<адрес>, считать проведение аналогичной проверки комиссией Законодательного Собрания ФИО2<адрес> по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного Собрания ФИО2<адрес>, нецелесообразным.
В связи отсутствием объяснения ФИО1 и невозможностью комиссии дать объективную оценку фактам, изложенным в представлении и.о. прокурора ФИО2<адрес>, выводы о нарушении ФИО1 запрета заниматься предпринимательской деятельностью могут быть подтверждены в судебном порядке.
2. Требование и.о. прокурора ФИО2<адрес> о принятии конкретных мер по устранению имеющихся нарушений антикоррупционного законодательства считать исполненным в связи с принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ VI "О прекращении исполнения полномочий на профессиональной постоянной основе руководителем фракции "Фракция Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании ФИО2<адрес>" ФИО1".
Комитету Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества и государственно-правовому управлению аппарата Законодательного Собрания провести семинар для депутатов Законодательного Собрания, осуществляющих деятельность на профессиональной постоянной основе, по запросу соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством по противодействию коррупции с приглашением представителя прокуратуры.
3. Рекомендовать Законодательному собранию области:
1) рассмотреть представление и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на заседании <адрес>ДД.ММ.ГГГГ;2) отклонить представление и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части требования о досрочном прекращении полномочий депутата <адрес>ФИО1.»
В протоколе заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отражены лица, присутствующие на заседании, а также результаты подсчета итогов голосования.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. прокурора ФИО2<адрес> за подписью председателя Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ФИО15 направлено письмо №, в котором сообщено о результатах рассмотрения представления и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Комиссией Законодательного Собрания ФИО2<адрес> по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания ФИО2<адрес> (т. 1 л.д. 24-25).
В указанном ответе на представление прокурора приведены решения, принятые Комиссией Законодательного Собрания ФИО2<адрес> по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания ФИО2<адрес> на заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Также в ответе на представление прокурору сообщается, что представление и.о. прокурора ФИО2<адрес> будет рассмотрено на заседании Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом Законодательного Собрания ФИО2<адрес> по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества (далее - Комитет ЗСНО) рассмотрение представления и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ включено в проект повестки заседания Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано отклонить данное представление в части требования о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания ФИО2<адрес>ФИО1 (т. 1 л.д. 159-160).
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-У1 "О представлении и.о. прокурора ФИО2<адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" (т. 1 л.д. 153-154) принято по результатам рассмотрения представления и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 86-12-2017 в порядке, предусмотренном статьей 71.6 Регламента Законодательного Собрания ФИО2<адрес>.
Пунктом 1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-У1 признано считать исполненным требование и.о. прокурора ФИО2<адрес> о принятии мер по устранению имеющихся нарушений антикоррупционного законодательства в связи с принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 408-У1 "О прекращении исполнения полномочий на профессиональной постоянной основе руководителем фракции "Фракция Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании ФИО2<адрес>" ФИО1".
Пунктом 2 постановления №-У1 отклонено требование и.о. прокурора ФИО2<адрес> о досрочном прекращении полномочий депутата <адрес>ФИО1
Пунктом 3 постановления №-У1 поручено комитету Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества совместно с комитетом Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления и государственно-правовым управлением аппарата Законодательного Собрания ФИО2<адрес> с приглашением представителей прокуратуры ФИО2<адрес> организовать работу по профилактике нарушений антикоррупционного законодательства, реализации запретов и ограничений в деятельности депутатов Законодательного Собрания ФИО2<адрес>.
Разрешая требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановление Законодательного Собрания ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-У1 принято с соблюдением установленных действующим законодательством процедур, в пределах полномочий Законодательного Собрания ФИО2<адрес> и в полном соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О прокуратуре Российской Федерации" и статьей 71.6 Регламента Законодательного Собрания ФИО2<адрес>.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ определено, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 3 Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О статусе депутата Законодательного Собрания ФИО2<адрес>" (далее - <адрес>№) установлено, что полномочия депутата <адрес> прекращаются досрочно в случаях:
1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
2) наделения депутата полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, назначения на должность судьи, замещения иных государственных должностей Российской Федерации, иных государственных должностей ФИО2<адрес>, должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы ФИО2<адрес>, а также муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) несоблюдения депутатом требований, предусмотренных частями 3 - 6 и абзацем первым части 8 статьи 5 настоящего Закона;
4) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
6) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата либо о признании его недееспособным;
7) признания депутата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
8) смерти депутата;
9) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.4. статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что несоблюдение требований, указанных в пункте 3 статьи 2.1 настоящего Федерального закона и пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
В соответствии с пунктами 1.1-1.3 указанной статьи, депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
Согласно пункту 3 статьи 2.1 Федерального закона № 184-ФЗ лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено приведенных оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных законодательством, стороной административного истца не было представлено доказательств наличия таковых, то и обязанность по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО1 у Законодательного Собрания ФИО2<адрес> отсутствовала.
Отклонение Законодательным Собранием ФИО2<адрес> требования и.о. прокурора ФИО2<адрес> о досрочном прекращении полномочий депутата <адрес>ФИО1 и последующее рассмотрение представления с принятием постановления №-VI, вопреки позиции административного истца, не является бездействием.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора в части прекращения полномочий депутата, поскольку в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение о досрочном прекращении депутатских полномочий в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обеспечивают правовую регламентацию порядка осуществления административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения Законодательного Собрания ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ - VI «О представлении и.о. прокурора ФИО2<адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административным истцом без уважительной причины пропущен установленный законом срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании указанного решения, действия органа государственной власти.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании Законодательного Собрания ФИО2<адрес> было принято решение № - VI «О представлении и.о. прокурора ФИО2<адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».
Как следует из выписки из протокола указанного заседания представление и.о. прокурора ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на заседании <адрес> с участием представителей прокуратуры ФИО2<адрес> – ФИО14 и ФИО16
Таким образом, после принятия решения на заседании Законодательного Собрания оно было доведено до сведения представителей прокуратуры ФИО2<адрес>, и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и оспаривание его в судебном порядке, не имелось.
Обратившись в суд ДД.ММ.ГГГГ с измененным предметом требований, в котором ставился вопрос об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ – VI, т.е. по истечении установленного процессуальным законом срока, и.о. прокурора ФИО2<адрес> пропустил без уважительных причин 3-месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела не было заявлено ходатайств административного истца о восстановлении пропущенного срока на оспаривание приведенного решения Законодательного Собрания ФИО2<адрес>, не было указано на наличие доказательств уважительных причин и оснований для восстановления пропущенного срока, которых и не было установлено ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Мотивы, изложенные судом в решении, достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Данные выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, подтверждаются материалами дела, оснований для признания их неверными не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционного представления не содержат оснований к отмене судебного акта, поскольку сводятся по существу к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в суде первой инстанции и получившей надлежащую оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Нижегородской области Юмшанова А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: