Судья: Передреева Т.Е. № 33а-6970
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2018 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Литвиновой М.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) о признании незаконными решений о досрочном прекращении полномочий председателя и депутата Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) в связи с утратой доверия, о возложении обязанности восстановить ФИО1 в должности по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 06 июля 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) ФИО3, возражавшего по доводам жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что на основании представлений прокурора Саратовского района Саратовской области от 22 ноября 2017 года № 68-606-2017, от 30 января 2018 года об устранении нарушений Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользования иностранным финансовыми инструментами» (далее - Закон № 79-ФЗ), Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон № 131-ФЗ) Собранием депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) (далее - Собрание депутатов) приняты решение от 29 декабря 2017 года № 1-07/530 о досрочном прекращении полномочий председателя Собрания депутатов ФИО1, решение от 27 февраля 2018 года № 1-07/554 об отмене решения от 29 декабря 2017 года № 1-07/530 и досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов, председателя Собрания депутатов ФИО1 в связи с утратой доверия. Ссылаясь на отсутствие в действиях административного истца нарушений требований вышеуказанных законов. Вместе с тем полагал, что у Собрания депутатов не имелось правовых оснований для прекращения полномочий ФИО1, как председателя и депутата Собрания депутатов. Указал, что договор страхования жизни ИМСР № от 18 марта 2013 года, заключенный между ФИО1 и <данные изъяты>, не является иностранным финансовым инструментом, определенном в статье 1 Закона № 79-ФЗ и, соответственно, административный истец не нарушал требования указанного закона. Ссылка в оспариваемом решении от 27 февраля 2018 года № 1-07/554 на нарушение им положений Законов № 273-ФЗ, № 131-ФЗ также, по мнению ФИО1, является несостоятельной, поскольку административный истец, являясь председателем Собрания депутатов, инициировал вопрос повышения размера пособия на погребение в соответствии с требованиями Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996 года (далее - Закон № 8-ФЗ), исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициентом индексации, определяемого Правительством РФ, ежегодными письмами Пенсионного фонда РФ относительно гарантированного перечня услуг по погребению. При этом общество с ограниченной ответственностью «Специализированная похоронная служба «Ритуал-С» (далее - ООО «СПС «Ритуал-С») получателем пособия на погребение, как и сам ФИО1 и ФИО7 не являлись, каких-либо привилегий для себя и своих родственников при подписании решений Собрания депутатов не получил.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 06 июля 2018 года признано незаконным решение Собрания депутатов от 27 февраля 2018 года № 1-07/554 о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия депутата Собрания депутатов, председателя Собрания депутатов в части путем исключения из него указания на нарушение ФИО1 Закона № 79-ФЗ; в удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказано.
ФИО1 не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на необоснованность выводов суда о том, что вопрос об установлении стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, инициирован ФИО1 Указывает, что решения по выплатам социальных пособий на погребение приняты Собранием депутатов и подписаны ФИО1 как его председателем в силу должностных полномочий. Считает, что судом первой инстанции не приняты меры к истребованию доказательств в подтверждение позиции административного истца, а именно - обращений пенсионных органов об индексации стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, не учтено, что повышение размера пособия по погребению осуществляется ежегодно. При этом родственники ФИО1 не являлись получателями социального пособия на погребение; ООО «СПС «Ритуал-С» не осуществляется возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, поскольку орган местного самоуправления не является учредителем данного общества.
В возражениях на апелляционную жалобу Собрание депутатов ссылается на несостоятельность ее доводов, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения допущены судом первой инстанции.
Так, из материалов административного дела следует, что ФИО1 являлся депутатом Собрания депутатов, решением которого от 06 июня 2016 года № 1-07/328 избран председателем Собрания депутатов.
22 ноября 2017 года прокурором Саратовского района Саратовской области в адрес Собрания депутатов внесено представление № 68-606-2017 об устранении нарушений Закона № 79-ФЗ депутатом ФИО1, в связи с заключением между ФИО1 и <данные изъяты>», которой предусмотрены условия страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода по нескольким стратегиям инвестирования: акции инновационных технологий иностранных компаний, глобальный фонд облигаций, мировой рынок недвижимости, золото, глобальный нефтяной сектор. При этом ФИО1, как страхователь, выбрал набор инвестиционного инструмента - «Золото», то есть денежные средства по договору страхования ФИО1 используются для получения фьючерсов на золото на Лондонской бирже. На основании изложенного прокурор полагал, что ФИО1 использует денежные средства по сделкам с иностранными компаниями, тем самым нарушая запрет на использование иностранных финансовых инструментов, установленных Законом № 79-ФЗ.
27 ноября 2017 года состоялось заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Саратовского муниципального района, их должностным поведением, соблюдению запретов и ограничений, требований к должностному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов (далее - Комиссия по контролю за достоверностью сведений), в связи с поступлением представления прокуратуры Саратовского района от 22 ноября 2017 года, на котором был установлен факт нарушения ФИО1 Закона № 79-ФЗ в части несоблюдения запрета по владению и пользованию иностранными финансовыми инструментами, в связи с чем было рекомендовано Собранию депутатов применить к ФИО1 меру ответственности в виде прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
22 декабря 2017 года и 26 декабря 2017 года состоялись заседания комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности Саратовского муниципального района запретов и ограничений, требований к должностному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов, по рассмотрению уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов Собрания депутатов (далее - Комиссия по урегулированию конфликтов интересов), которой принято решение о несоблюдении ФИО1 ограничений и запретов, установленных Законами № 79-ФЗ, № 273-ФЗ, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Саратовской области, Уставом Саратовского муниципального района Саратовской области. Собранию депутатов рекомендовано применить к ФИО1 меру ответственности в виде прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
Решением Собрания депутатов от 29 декабря 2017 года № 1-07/530 в соответствии с требованиями подпункта 1.1, пункта 2 части 1 статьи 2, пункта 3 части 2 статьи 2, статьей 10 Закона № 79-ФЗ, частью 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, частью 4 статьи 12.1, пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ и на основании заключения комиссии за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции досрочно прекращены полномочия председателя Собрания депутатов ФИО1 в связи с утратой доверия.
30 января 2018 года прокурором Саратовского района Саратовской области в адрес Собрания депутатов, Совета Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района, главе Саратовского муниципального района внесено представление № 68-23-2018 об устранении нарушений Закона № 273-ФЗ, Закона № 131-ФЗ в действиях депутата ФИО1
Прокурор в представлении указал на нарушение ФИО1 положений части 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ, Закона ЗСО № 66-ЗСО, поскольку наряду с замещением выборной муниципальной должности ФИО1 до 31 июля 2017 года занимал должность генерального директора общества в ООО «СПС «Ритуал-С», основным видом деятельности которого является осуществление погребения, похоронное дело. При этом ФИО1 дважды инициировал принятие нормативных правовых актов, напрямую касающихся предоставления похоронных услуг, возглавляемой им ООО «СПС «Ритуал-С», подписав, как председатель Собрания, решения Собрания депутатов от 22 декабря 2016 года № 01-07/402 и 27 января 2017 года № 1-07/426. Кроме того, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год не указал о заключении с <данные изъяты>
22 февраля 2018 года состоялось заседание Комиссии по контролю за достоверностью сведений Совета Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, из решения которой следует, что факты, указанные в представлении прокурора, подтверждения не нашли, основания для лишения ФИО1 статуса депутата отсутствуют.
26 февраля 2018 года состоялось заседание Комиссия по урегулированию конфликтов интересов, решением которой установлено неисполнение ФИО1 обязанностей, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, несоблюдение ограничений, требований об урегулировании конфликта интересов. ФИО1, совмещая одновременно должности председателя Собрания депутатов и генерального директора ООО «СПС «Ритуал-С», допустил возможность возникновения конфликта интересов при инициировании и подписании решений Собрания депутатов от 22 декабря 2016 года № 01-07/402 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов от 22 декабря 2014 года № 01-7/129 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» и от 27 января 2017 года № 1-07/426 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению». Однако о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, ФИО1 не уведомил Собрание депутатов, а также не принял мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта, как предусмотрено частями 1, 2, 4, 5 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ. Собранию депутатов было рекомендовано рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов в связи с утратой доверия.
27 февраля 2018 года № 1-07/554 решением Собрания депутатов отменено решение Собрания депутатов от 29 декабря 2017 года № 1-07/530 «О досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия председателя Собрания депутатов ФИО1»; за допущенные нарушения Законов № 79-ФЗ, № 273-ФЗ, № 131-ФЗ были досрочно прекращены полномочия ФИО1, как депутата Собрания депутатов, председателя Собрания депутатов в связи с утратой доверия.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции исходил из того, что депутатом и председателем Собрания депутатов нарушены положения части 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ о необходимости выполнения обязанностей, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции не основанным на положениях материального закона и не соответствующим обстоятельствам административного дела.
В силу статьи 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Законом № 131-ФЗ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Аналогичные основания досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов указаны в пункте 9 статьи 19 Устава Саратовского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года (в редакции решений Саратовского районного Совета Саратовского района Саратовской области на момент возникновения спорных правоотношений).
Публичный статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе предопределяет право законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям депутата относятся установленные Законом № 273-ФЗ обязанности предоставлять сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статьи 8 и 8.1); уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; а также соблюдать запреты открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (статья 7.1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона № 273-ФЗ коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Из содержания статьи 10 Закона № 273-ФЗ следует, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Положениями статьи 11 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1). Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2). Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4). Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).
Согласно части 4.1 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
В соответствии со статьей 2 Закона № 79-ФЗ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов; их супругам и несовершеннолетним детям.
В силу статьи 10 Закона № 79-ФЗ несоблюдение лицом, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
Исходя из положений статьи 23 Устава Саратовского муниципального района, председатель Собрания депутатов занимается вопросами организационного обеспечения дельности Собрания депутатов на непостоянной основе. Председатель организует работу Собрания депутатов, координирует деятельность его органов, в том числе издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов, подписывает решения, принятые Собранием депутатов, издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты.
Из материалов административного дела следует, что поводом для выводов о нарушении ФИО1 действующего законодательства послужил факт подписания решений Собрания депутатов от 22 декабря 2016 года № 01-07/402 и от 27 января 2017 года № 1-07/426 по вопросу установления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Между тем, исходя из положений статьи 21 Устава, полномочия по разрешению данного вопроса отнесены к компетенции Собрания депутатов, а факт подписания председателем Собрания депутатов соответствующих решений свидетельствует о принятии их в установленном порядке Собранием депутатов.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом Законом № 8-ФЗ предусмотрена гарантия получения определенного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 9).
В связи с этим у муниципального образования, в чьи обязанности входит организация ритуальных услуг, возникают расходы, обусловленные необходимостью оказания ряда таких услуг на безвозмездной основе. Закон № 8-ФЗ предусматривает возмещение указанных расходов специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 9), причем Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе стоимость услуг в размере, не превышающем 4000 рублей с учетом последующей индексации (абзац 6 пункта 3 статьи 9). Таким образом, индексация стоимости указанных услуг осуществляется ежегодно в силу закона.
Кроме того, заключение договоров страхования жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе лицами, указанными в части 1 статьи 2 Закона № 79-ФЗ, не приводит к нарушению запрета по владению и (или) пользованию (в том числе косвенно) иностранными финансовыми инструментами, а также не является косвенным владением ценными бумагами. Указанная правовая позиция изложена также в письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 марта 2018 года № 86-13-2018/Ип2487-18, в связи с чем оснований для указания в оспариваемом решении Собрания депутатов № 1-07/554 от 27 февраля 2018 года на нарушение ФИО1 положений Федерального закона № 79-ФЗ, также не имелось.
Выводы суда о том, что решение Собрания депутатов от 29 декабря 2017 года № 1-07/530 о досрочном прекращении полномочий Председателя Собрания депутатов ФИО1 отменено и доказательств нарушения его прав не представлено, в связи с чем оснований для его признания незаконным не имеется, основаны на неправильном толковании закона, поскольку отмена решения не препятствует оспариванию указанным лицом такого решения.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, порядок принятия оспариваемого решения. При этом обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на лицо, принявшее такое решение.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализ приведенных выше положений законодательства, материалов административного дела, позволяет прийти к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решений Совета депутатов требованиям закона, нарушении данными решениями интересов административного истца и удовлетворении требований ФИО1 в части признания незаконными оспариваемых решений.
Вместе с тем, учитывая порядок избрания депутатов и председателя Собрания депутатов, истечение срока полномочий депутатов, что подтвердили в судебном заседании его участники, судебная коллегия не находит правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по восстановлению ФИО1 в полномочиях.
Так, Уставом Саратовского муниципального района определен порядок замещения должности председателя Собрания, установлено, что председатель Собрания депутатов избирается из числа депутатов большинством в 2/3 установленного числа депутатов (статья 23).
Таким образом, в силу закона депутаты в своем волеизъявлении свободны и никто не вправе повлиять на их выбор и мнение, при этом суд не может обязать орган принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции определенной ветви власти, что согласуется с закрепленным в Конституции РФ принципом разделения властей (статья 10).
В связи с тем, что по административному делу установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению, при наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований ФИО1 в части признания незаконными оспариваемых решений Собрания депутатов и об отказе в удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 06 июля 2018 года отменить, принять по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) о признании незаконным решений новое решение, которым частично удовлетворить административные исковые требования ФИО1.
Признать незаконным решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) № 1-07/530 от 29 декабря 2017 года о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия председателя Собрания депутатов ФИО1.
Признать незаконным решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области (третьего созыва) № 1-07/554 от 27 февраля 2018 года о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия депутата Собрания депутатов, председателя Собрания депутатов ФИО1.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 - отказать.
Председательствующий:
Судьи: