ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6973/2022 от 06.04.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-6973/2022 Судья: Никандрова С.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 06 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.,

судей

Носковой Н.В., Есениной Т.В.

при секретаре

В.А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-9461/2021 по апелляционной жалобе Т.В.В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 октября 2021 года по административному иску Т.В.В. к Главному управлению МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения административного истца Т.В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Т.В.В. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, после уточнения требований в порядке статьи 46 КАС Российской Федерации (л.д. 31-35), просил признать незаконным решение Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <дата>№... об отказе в возврате излишне взысканной с истца суммы штрафа.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Т.В.В. просил суд возложить на Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность осуществить возврат ему (истцу) денежных средств.

В обоснование административного иска Т.В.В. ссылался на то обстоятельство, что судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП Главного управления ФССП России по Санкт-Петербургу Р.А. от <дата> на основании постановления мирового судьи судебного участка № 25 Санкт-Петербургу по делу об административном правонарушении №... от <дата> возбуждено исполнительное производство №...-ИП, предметом исполнения по которому является взыскание с истца штрафа в размере 5000 рублей; в рамках данного исполнительного производства, как указал истец, судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на денежные средства Т.В.В., находящиеся в кредитном учреждении, в связи с чем, с его банковских счетов были списаны денежные средства в общей сумме 13597 рублей 54 копейки.

По утверждению истца, к моменту возбуждения данного исполнительного производства указанная сумма штрафа была им уплачена добровольно, в связи с чем, он направил в Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, являющееся взыскателем по исполнительному производству, заявление о возврате излишне взысканной с истца суммы штрафа, однако решением ответчика от <дата> в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что подобное заявление может быть подано только лицом, указанным в качестве плательщика в платежном документе, то есть Выборгским РОСП Главного управления ФССП России по Санкт-Петербургу.

По мнению Т.В.В., отказ в возврате денежных средств не основан на законе и нарушает имущественные права истца, поскольку уплата штрафа произведена в большем размере, чем было установлено постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Санкт-Петербургу от <дата>.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 05 октября 2021 года, в удовлетворении административного иска Т.В.В. отказано.

В апелляционной жалобе Т.В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством почтовой, а также посредством направления судебного извещения по адресу электронной почты.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Санкт-Петербургу по делу об административном правонарушении №... от <дата> с Т.В.В. взыскан административный штраф в размере 5000 рублей.

Уплата данного штрафа произведена Т.В.В. в льготный период, предусмотренный частью 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 2500 рублей, что подтверждается платежным поручением от <дата>№... (л.д. 14).

На основании указанного постановления мирового судьи судебного участка № 25 Санкт-Петербургу судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу возбуждено исполнительное производство №...-ИП,

В рамках данного исполнительного производства с Т.В.В. взысканы денежные средства в размере 5000 рублей, которые платежными поручениями от <дата>№... и от <дата>№..., №... перечислены на счет Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 41-43).

<дата>Т.В.В. обратился в Выборгский РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу с заявлением о возврате излишне взысканных с него денежных средств в рамках исполнительного производства №...-ИП.

<дата> судебным приставом-исполнителем Р.А. в адрес Т.В.В. направлено уведомление, в котором разъяснено, что для возврата излишне взысканных с него денежных средств необходимо обратиться в органы ГИБДД, поскольку денежные средства уже перечислены в полном объеме (л.д. 9).

<дата>Т.В.В. обратился в Управление ГИБДД Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением, в котором просил осуществить возврат истцу суммы излишне уплаченного штрафа.

Письмом начальника 6-го отдела Управления ГИБДД Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <дата>№...Т.В.В. сообщено, что задолженность по оплате штрафа, назначенного постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Санкт-Петербургу от <дата>, отсутствует; выявлена переплата, в связи с поступлением денежных средств из службы судебных приставов; осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств не представляется возможным, поскольку заявление о возврате данных денежных средств должно быть подано лицом, указанным в качестве плательщика в платежном документе, то есть Выборгским РОСП Главного управления ФССП России по Санкт-Петербургу.

Этим же письмом Т.В.В. разъяснено о необходимости обращения в Выборгский РОСП Главного управления ФССП России по Санкт-Петербургу с заявлением о возврате излишне взысканных с него денежных средств (л.д. 18-19).

Отказывая в удовлетворении административного иска Т.В.В., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что должностные лица ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области имели предусмотренные законом основания для отказа ему в возврате излишне взысканной суммы штрафа, поскольку истец не указан в качестве плательщика в платежных документах, перечисление денежных средств по которым привело к образованию переплаты.

Вывод суда первой инстанции следует признать правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Согласно части 2 статьи 31.2 указанного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 названного Кодекса.

В силу абзаца 5 пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные в результате применения мер административной ответственности, в том числе штрафы, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по нормативу 100 процентов.

Полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей, в том числе административных штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата наделены, в силу пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администраторы доходов бюджета.

Согласно Приказу МВД России от 18.12.2019 № 955 администратором доходов бюджета по административным штрафам за нарушение Правил дорожного движения являются, в частности, территориальные органы МВД России.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 года № 66н утверждён Порядок учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Данный порядок устанавливает правила проведения и учёта операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 28 Порядка установлено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий трёх рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с данным Порядком. Возврат сумм поступлений осуществляется исходя из законодательно установленных нормативов распределения поступлений.

В силу пункта 28 Порядка орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами.

Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата сумм поступлений по указанным платежам, в том числе, по следующим направлениям:

соблюдение сроков возврата платежей, подлежащих проверке обоснованности возврата (при наличии);

соответствие реквизитов плательщика, в том числе плательщика, чья обязанность по уплате государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, исполняется (далее - плательщик) (ИНН (при его наличии), наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица из распоряжения плательщика реквизитам получателя платежа (ИНН (при его наличии) и наименование), указанным в реквизитах, предназначенных для указания информации о получателе платежа Заявки на возврат.

В случае если форма или содержание документов, подтверждающих факт уплаты платежа, и документов, подтверждающих право плательщика на возврат, документов, позволяющих идентифицировать ФИО плательщика - физического лица, не соответствуют указанным требованиям орган Федерального казначейства отказывает администратору доходов бюджета в исполнении Заявки на возврат в соответствии с Правилами организации и функционирования системы казначейских платежей.

В платежных поручениях от <дата>№... (на сумму 28 рублей 46 копеек), от <дата>№... (на сумму 28 рублей 46 копеек) и №... (на сумму 4943 рублей 08 копеек), плательщиком указан УФК по Санкт-Петербургу (Выборгский РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу), получателем - УФК по Санкт-Петербургу (УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) – л.д. 41-43.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы штрафа подано плательщиком денежных средств Т.В.В., являющимся должником по исполнительному производству.

Следовательно, с учетом приведённых выше положений Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, принимая во внимание, что в данные о плательщике, указанные в платежном поручении не совпадают с данными получателя платежа, указанными в заявлении о возврате излишне уплаченной суммы штрафа, Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области формально имело основания для отказа Т.В.В. в возврате излишне взысканной с истца суммы штрафа, а суд первой инстанции, соответственно, - в отказе истцу в требовании о признании такого отказа незаконным.

Между тем, рассматривая вопрос о возможности возложения на ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанности возврата денежных средств, суд первой инстанции обязан был учесть изменения в законодательстве, регулирующее спорные отношения, и применить соответствующие положения закона, но не выполнил этого, что в силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации служит основанием для отмены решения в указанной части.

Так, Федеральным законом от 01.07.2021 № 244-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 40.1 «Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет».

Согласно пунктам 1-3 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.09.2021 № 137н утверждены Общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей (далее – Общие требования).

В соответствии с пунктом 3 Общих требований, излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или региональных порталов государственных и муниципальных услуг в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ.

Согласно пункту 5 Общих требований, заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя.

Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа осуществляется на банковский счет Заявителя, представителя Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя), открытый в кредитной организации и указанный в Заявлении на возврат (пункт 6 Общих требований).

В силу пунктов 9, 11 Общих требований, администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации им Заявления на возврат, осуществляет проверку и в случае положительного результата проведения данной проверки администратор доходов бюджета в течение 10 рабочих дней принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, после чего в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, на день рассмотрения данного административного дела судом первой инстанции действующим законодательством уже была предусмотрена возможность подачи заявления на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа лицом, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, либо его представителем.

В суде апелляционной инстанции Т.В.В. пояснил, что возврат излишне уплаченной суммы штрафа административным ответчиком до настоящего времени не осуществлён, заявление о возврате подавалось истцом в электронном виде.

Учитывая приведённые выше нормы права, а также в целях процессуальной экономии и во избежание повторного обращения с административным иском, следует прийти к выводу о наличии оснований для возложения на Главное управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанности возвратить Т.В.В. излишне взысканную сумму штрафа в размере 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 октября 2021 года по административному делу № 2а-9461/2021 в части отказа в возложении на Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанности возвратить Т.В.В. излишне взысканную сумму штрафа в сумме 5000 рублей отменить.

В указанной части требований принять новое решение.

Обязать Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возвратить Т.В.В. излишне взысканную сумму штрафа в сумме 5000 рублей в срок до <дата>.

В остальной части решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 октября 2021 года, оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: