ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6975/18ГОРОД от 26.09.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6975/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,

при секретаре Павловой Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и проекта пояснительной записки к нему на рассмотрение Правительства Хабаровского края, по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края, Министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 25 июня 2018 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителей Правительства Хабаровского края ФИО1, Министерства природных ресурсов Хабаровского каря ФИО2, помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства Хабаровского края проекта решения и пояснительной записки к нему, указав в обоснование заявленных требований, что в результате проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) Министерством природных ресурсов Хабаровского края, было установлено, что 92 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые, не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась. По результатам рассмотрения представления прокурора, Минприроды края выработаны предложения по установлению охранных зон для некоторых как наиболее антропогенно уязвимых памятников природы краевого значения, в том числе, в отношении памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в г. Хабаровске. При этом, никаких конкретных мер по созданию охранных зон по настоящее время не принято. Согласно выписке из протокола заседания рабочей группы от 16.11.2017, по итогам заседания принято решение рекомендовать Минприроды обеспечить создание охранной зоны для одного из наиболее антропогенно уязвимого памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» со сроком исполнения до ноября 2018 года. Однако, Минприроды края работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проектов нормативных актов, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения не проведена, что не позволило исполнить Правительству края пункт 21 Правил по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Указывает, что вопреки требованиям ст.16 Федерального закона № 221- ФЗ, ст.2 Федерального закона № 33-ФЗ, в течение длительного времени границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствие в ЕГРН сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану, создает условия для незаконного использования охранных зон, как прилегающих территорий ООПТ, может повлечь за собой нанесение экологического ущерба, к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности. Полагает, что бездействие Минприроды края нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Правительство Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 25.06.2018 года требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель правительства Хабаровского края ФИО4 просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. С решением суда не согласна, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Указывает, что дело рассмотрено в порядке КАС РФ. Однако, судом применен не действующий в настоящее время механизм перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, в связи с чем суду по правилам п.1 ч.1 ст.134, ст.220 ГПК РФ надлежало прекратить производство по делу. Административным ответчиком и заинтересованным лицом заявлялось о пропуске прокурором установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока на обращения в суд, однако судом данное заявление не рассмотрено. Питомник Лукашова объявлен памятником природы краевого значения постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 года № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края». В соответствии с п.4 указанного постановления муниципальными образованиями совместно с уполномоченными органами государственной власти в области охраны окружающей среды даны поручения определить границы памятников природы краевого значения, в том числе, Памятник природы. Данная работа была проделана, и постановлением Правительства края от 07.03.2013 № 37-пр «О памятниках природы краевого значения на территории городского округа «Город Хабаровск», которым утверждено Положение о Памятнике природы в том числе его границы и режим особой охраны. Установленные судом юридически значимые обстоятельства не доказаны, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является самостоятельным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. Заявленные прокурором требования были основаны лишь на мнении прокурора о наличии негативного воздействия осуществляемой на территории Природного парка хозяйственной и иной деятельности при этом, в нарушение п. 2 ч.1 ст.62 КАС РФ данные сведения ничем не подтверждены, заключение государственной экологической экспертизы в материалах дела не представлено. Создание охранных зон являлось правом, а не безусловной обязанностью органов исполнительной власти, в том числе, администрации г. Хабаровска, которой в 2013 году принято решение не создавать данные зоны для Памятника природы, однако администрация г.Хабаровска не была привлечена к участию в деле.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов ФИО2 просит решение суда отменить и прекратить производство по делу, либо принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. С решением суда не согласен ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что в ГПК РФ, и КАС РФ отсутствуют нормы, однозначно позволяющие перейти к рассмотрению гражданского дела в порядке административного судопроизводства. Кроме того, без восстановления пропущенного срока требования прокурора были удовлетворены, однако пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Судом не были рассмотрены доводы министерства о невозможности в судебном порядке к понуждению принятия нормативного правового акта. Необходимость создания охранных зон памятника природы основан на неправильном истолковании положений действующего законодательства. Решение о создании охранной зоны ООПТ не может быть принято по решению суда, так как является правом органа власти.

В возражениях на апелляционные жалобы природоохранный прокурор Поддубнова И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Указывает, что пропущенный 3 месячный срок подачи административного искового заявления регламентирован ст. 129 КАС РФ, между тем, прокурор обратился в суд в порядке установленном гражданским судопроизводством, в котором срок не ограничен 3 месяцами. Вопрос о законности бездействия ответчика решен судом верно, что способствует защите общественных интересов. Отсутствие же установленной охраной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Питомник им.Лукашова» не исключает негативного антропологенного воздействия на объект природы, использование прилегающих земель способом, который может привести невосполнимый урон природному комплексу, создает риск засорения территории в непосредственной близости к данному природному объекту. Федеральный закон № 33-ФЗ не устанавливает ограничений либо запретов на установление охранных зон при наличии плотной городской застройки территории, прилегающей к данному виду ООПТ.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Суд первой инстанции, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Правительством Российской Федерации, Положение о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, постановление Губернатора Хабаровского края от 30.12.2003 года № 335 № об утверждении границ и режима особой охраны памятников природы краевого значения в г. Хабаровске», Постановление Правительства края от 07.03.2013 года № 37-пр «О памятниках природы краевого значения на территории городского округа «город Хабаровск», постановление Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края», сделал правильный вывод о том, что Питомник имени Лукашова является памятником природы краевого значения, описание границ Памятника утверждено постановление Губернатора Хабаровского края, Постановлением Правительства края утверждено положение о Памятнике природы, в том числе, его режим особой охраны, однако Министерством природных ресурсов Хабаровского края, в обязанности которого входит выполнение данных работ, длительное время границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет. Отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, воздействия на них самовольных построек.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

Согласно статье 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть федерального, регионального значения.

Статьи 26, 27 названного федерального закона предусматривают, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно п. 2.2, 2.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, основными задачами Министерства являются разработка и реализация совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, министерствами края, иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными организациями, хозяйствующими субъектами, предложений по формированию государственной политики края в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включающих подготовку новых и совершенствование действующих законов и иных нормативных актов края, разработку предложений по установлению размеров платежей за пользование природными ресурсами и их дифференциации, по совершенствованию налоговой политики в отношении предприятий и организаций, использующих природные ресурсы. Разработка и обеспечение в установленном порядке внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Законодательной Думы края, Губернатора и Правительства края проектов законов, указов, постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности использования, охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов, формирование благоприятного инвестиционного климата для развития добычи и переработки ресурсов, рост поступлений в бюджеты всех уровней.

Судом установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.08.2017 года проведена проверка, в результате которой установлено, что 92 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые, не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась.

17.08.2017 года в Хабаровской межрайонной прокуратурой Хабаровского края адрес Минприроды края внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий.

01.09.2017 года Правительством Хабаровского края в адрес И.о. прокурора Хабаровской межрайонной прокуратуры направлен ответ, из которого следует, что в рамках полномочий Министерством природных ресурсов Хабаровского края обеспечено установление режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий краевого значения, обеспечивающих сохранность природных комплексов и объектов в границах таких территорий; перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения предметно изучен, минприроды проанализирована необходимость предотвращения возможного негативного антропогенного воздействия, выработаны предложения по установлению охранных зон для ряда памятников природы, которые будут представлены на рассмотрение краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологического устройства развития Хабаровского края. О решениях, принятых на заседании рабочей группы, будет сообщено дополнительно до 01.12.2017 года.

Согласно выписке из протокола заседания краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия устойчивого развития Хабаровского края от 16.11.2017 года министерству природных ресурсов края рекомендовано обеспечить создание охранных зон памятников природы краевого значения, в том числе «Питомник имени Лукашова», в срок до ноября 2018 года.

Однако, Министерством природных ресурсов Хабаровского края не исполняется возложенная на него законом обязанность по проведению работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проекта решений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения, а также пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, воздействия на них самовольных построек.

Ссылка представителя Правительства Хабаровского края об отсутствии оснований для установления охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» со свалкой на письмо администрации г.Хабаровска от 9.02.2018 г. , в соответствии с которым территория ООПТ в предполагаемой охранной зоны находится в границах плотной застройки, определение ширины и конфигурации охранной зоны затруднены наличием социальных, транспортных и хозяйственных объектов, инженерных коммуникаций, является несостоятельными, поскольку в указном письме не содержится сведений о невозможности установления такой зоны, а предлагается изменить категорию ООПТ на иную, не требующую создания охранных зон. При этом судом первой инстанции правильно отмечено, что Министерством, в полномочия которого входит разработка и обеспечение в установленном порядке внесения на рассмотрение законодательных органов проектов законов, указов, постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности использования, охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов, каких-либо доказательств невозможности установления охранной зоны в условиях сложившейся хозяйственной деятельности на территории, близлежащей к Памятнику природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в применении не действующего в настоящее время механизма перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, основаны на неверном толковании норм права.

Согласно абзацу 2 статьи 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 названного Кодекса.

При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу, что заявленные требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, в связи с чем, рассмотрение данного дела в порядке гражданского судопроизводства было прекращено и суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам, установленным КАС РФ, о чем вынесено определение от 20.06.2018 года (л.д. 114-115).

Доводы жалобы о пропуске прокурором срока обращения в суд, являются несостоятельными.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалам дела 17.08.2017 года прокурором в адрес Министерства природных ресурсов вынесено представление об устранении нарушений закона.

01.09.2017 года Правительством Хабаровского края дан ответ на представление, в котором сообщалось, что о решениях, принятых на заседании рабочей группы, прокурору будет сообщено дополнительно до 01.12.2017 года.

Поскольку, Правительством края прокурору сообщен срок принятия решения по внесенному представлению как 01.12.2017 года, то срок на обращение в суд следует исчислять со 02.12.2017 года, а не с даты вынесения представления 17.08.2017 года, а следовательно на день предъявления настоящего иска в суд, т.е. 21.12.2017 года 3 месячный срок на обращение в суд прокурором не пропущен.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом в полной мере исследованы представленные в дело доказательства, достоверно установлена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для возложения на Министерства природных ресурсов Хабаровского края обязанности по проведению работ по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и проекта пояснительной записки к нему на рассмотрение Правительства Хабаровского края.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, судебной коллегией не выявлено.

Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2018 года по административному исковому заявлению и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и проекта пояснительной записки к нему на рассмотрение Правительства Хабаровского края – оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Хабаровского края, Министерства природных ресурсов Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Унтевская Е.Л.

Судьи Позднякова О..Ю.

Романова И.А.