ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6979/2016 от 16.09.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Петухов Р.В. Дело №33а-6979/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

судей Парменычевой М.В., Федотовой Н.П.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парменычевой М.В.

16 сентября 2016 года

административное дело по апелляционной жалобе представителя Мусарова И.А. по доверенности Кузьминой О.Ю. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 01 июля 2016 года по административному иску Мусарова И.А. о признании приказа Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области незаконным, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Мусарова И.А. - отказать».

По делу установлено:

Мусарову И.А. на праве аренды предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, для строительства подъездной дороги.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области издан приказ «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия», согласно которому в данный перечень включен объект «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>.

Мусаров И.А. считает, что требование обеспечения сохранности подземного сооружения объекта культурного наследия и запрет его сноса означают запрет на строительство им подъездной дороги, что нарушает его права и интересы, в связи с чем, он обратился в суд и просил признать приказ Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика принять решение об отказе во включении подземного сооружения хозяйственной постройки, расположенного по адресу: <адрес> в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на жалобу Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Мусарова И.А. по доверенности Кузьмину О.Ю., возражения представителя Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по доверенности Субботиной Е.Н. и представителя Галагаева Р.В. по ордеру Уколова В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правовое регулирование отношений в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации в настоящее время предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статьей 6 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ принятие оспариваемого приказа относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, (введена в действие с 22 января 2015 года), работы по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона организуют региональные и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия организует работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 16.1) и по истечении срока, установленного п. 3 ст. 16.1, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (п. 5 ст. 16.1).

В период принятия оспариваемого акта действовало Положение о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденное постановлением Правительства Ярославской области от 17 июня 2015 г. N 659-па.

В силу пункта 1.1 данного Положения Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пп. 3.1.1.1 п. 3.1 Положения департамент в соответствии с возложенными на него задачами в сфере осуществления государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в установленном порядке принимает решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ярославской области.

Таким образом, оспариваемый приказ о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, расположенного по <адрес> - «<данные изъяты>», обладает всеми существенными признаками, характеризующими правовой акт как нормативный - издан в установленном порядке управомоченным исполнительным органом государственной власти Ярославской области, в нем содержатся положения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 20 КАС РФ Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, заявление Мусарова И.А. было принято к производству Кировского районного суда г. Ярославля с нарушением правил подсудности.

В соответствии со ч. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе.

С учетом вышеприведенных положений действующего процессуального законодательства, решение суда подлежат отмене с направлением для рассмотрения по существу в Ярославский областной суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ярославля от 01 июля 2016 года отменить, административное дело по административному иску Мусарова И.А. о признании приказа Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области незаконным направить по подсудности для рассмотрения в Ярославский областной суд.

Председательствующий

Судьи: