АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сафроновой Л.И., Коротченковой И.И.
при секретаре Власовой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению представителя ОГООИМ.А.А. к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла об оспаривании решения Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций,
по апелляционной жалобе представителя ОГООИМ.А.А. на решение Советского районного суда г. Орла от 14 января 2021 г., которым административное исковое заявление ОГООИ к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла о признании незаконным решения оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения представителя административного истца М.А.А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя административного ответчика Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла по доверенности Д.А.Д., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
представитель ОГООИМ.А.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла об оспаривании решения Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла.
В обоснование требований указывала на то, что Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла (далее УМИЗ) проводился конкурс на право заключения договоров безвозмездного пользования или аренды муниципального недвижимого имущества, предназначенного для представления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.
Административным истцом был подан пакет документов с заявлением для заключения договора безвозмездного пользования нежилого помещения по адресу: <адрес>
<дата> Комиссия по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла заявление административного истца до дальнейшего рассмотрения не допустила, по основанию не подтверждения представленными документами ведения ОГООИ, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» осуществляемой на территории муниципального образования г. Орел в течение последних трех лет.
Полагает, что административным истцом был подан исчерпывающий пакет обязательных документов. В списке требуемых документов нет указания на необходимость подтвердить ведение деятельности на территории муниципального образования «Город Орел» в течение трех лет предшествующих обращению.
По изложенным основаниям административный истец просил суд, признать незаконным решение Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла об отказе в допуске заявления ОГООИ» о предоставлении объекта в безвозмездное пользование до дальнейшего рассмотрения и участия в конкурсе на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципального недвижимого имущества, предназначенного для представления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) пользование на долгосрочной основе.
Обязать Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла заключить с ОГООИ» договор безвозмездного пользования помещением по адресу: <адрес>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОГООИ» М.А.А. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом не установлены правовые основания возникновения у административного истца обязанности подтверждать осуществление деятельности направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, не определены средства доказывания этих обстоятельств.
Полагает, что комиссия не вправе возлагать на участников конкурса обязанность подтверждать соответствие представленных данных требованиям, поскольку имеет возможность самостоятельно запрашивать информацию и документы для проверки соответствия участника конкурса предъявляемым требованиям.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу без удовлетворения.
В силу пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Согласно пунктам 6-8 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 года №35/0656-ГС утверждено Положение «О предоставлении муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе», в которое неоднократно вносились изменения и дополнения.
Пунктами 1 и 2 Положения настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, формируемый в соответствии с Порядком формирования, ведения, обязательного опубликования Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, и утверждаемый постановлением Администрации города Орла.
Действие настоящего Положения распространяется только на предоставление зданий, сооружений и нежилых помещений, включенных в Перечень (далее - объекты), во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с подпунктами 2, 11 пункта 3 Раздела 2 Положения объект предоставляется социально ориентированной некоммерческой организации во владение и (или) в пользование на следующих условиях: объект предоставляется в безвозмездное пользование только социально ориентированной некоммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных учреждений, при условии осуществления ею в соответствии с учредительными документами деятельности по одному или нескольким видам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», на территории муниципального образования «Город Орел» в течение не менее трех лет до подачи указанной организацией заявления о предоставлении объекта в безвозмездное пользование.
В случае если социально ориентированная некоммерческая организация в течение трех и более лет подряд на безвозмездной основе занимает нежилое помещение, включенное в Перечень, и добросовестно выполняет условия договора, решение о предоставлении ей на новый срок в безвозмездное пользование указанного нежилого помещения принимает Орловский городской Совет народных депутатов без предварительного проведения конкурсов или аукционов при условии осуществления видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что к заявлению о предоставлении объекта в безвозмездное пользование или в аренду должны быть приложены: 1) копии учредительных документов социально ориентированной некоммерческой организации; 2) документ, подтверждающий полномочия руководителя социально ориентированной некоммерческой организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявления о предоставлении объекта в безвозмездное пользование или в аренду представителем социально ориентированной некоммерческой организации, также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанную руководителем и заверенную печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности; 3) решение об одобрении или о совершении сделки по форме договора, содержащейся в размещенном на официальном сайте извещении, на условиях, указанных в заявлении о предоставлении объекта в безвозмездное пользование или в аренду, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами социально ориентированной некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 14 Положения не допускается требовать от социально ориентированной некоммерческой организации иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных: подпунктами 1 - 17 пункта 11 и пунктом 13 настоящего Положения - при подаче заявления о предоставлении объекта в безвозмездное пользование; подпунктами 1 - 16 пункта 11, подпунктом 2 пункта 12 и пунктом 13 настоящего Положения - при подаче заявления о предоставлении объекта в аренду.
Не допускается требовать от социально ориентированной некоммерческой организации предоставления оригиналов документов.
В силу подпункта 3 пункта 39 Положения заявление о предоставлении объекта в безвозмездное пользование или в аренду, поступившее в УМИЗ в течение срока приема заявлений, не допускается до дальнейшего рассмотрения в случаях, если оно подано социально ориентированной некоммерческой организацией, которой объект не может быть предоставлен на запрошенном ею праве в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 настоящего Положения.
Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на заключение договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. При этом положениями статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям муниципальное имущество в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения об ОГООИ» внесены в ЕГРЮЛ <дата>; основным видом деятельности является – деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (л.д.39-45).
<дата> председатель ОГООИ» Т.А.В. обратился с заявлением к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла о предоставлении объекта в безвозмездное пользование (л.д. 93-96).
Согласно протоколу № от <дата>, решением Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла, в соответствии с подпунктом 3 пункта 39 Положения, заявление ОГООИ о предоставлении объекта в безвозмездное пользование, до дальнейшего рассмотрения не допущено.
В качестве основания указано что Комиссия при проверке заявления, с прилагаемыми документами, не нашла подтверждения ведения административным истцом деятельности предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», на территории муниципального образования «Город Орел» в течение не менее трех лет до подачи организацией заявления о предоставлении объекта в безвозмездное пользование (л.д. 112-114).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности осуществления Орловской городской общественной организацией инвалидов «Соломон» деятельности предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», на территории муниципального образования «Город Орле» в течение не менее трех лет до подачи указанной организацией заявления о предоставлении объекта в безвозмездное пользование, в связи с чем, отказал ОГООИ в удовлетворении исковых требований.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на административного истца обязанности подтвердить указанные выше обстоятельства не влекут отмену судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, а, следовательно, судебной коллегией во внимание не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 14 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОГООИ» М.А.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
1версия для печатиДело № 33а-698/2021 (Определение)