ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6/18 от 11.01.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Каркавцева А.А. Стр. 015а г/п 00 руб.

Докладчик Верещагин Г.С. № 33а-6/18 11 января 2018 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Верещагина Г.С.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Мироненко М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 22 сентября 2017 года, которым постановлено:

«административный иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности утвердить границы и поставить на кадастровый учет особо охраняемые природные территории регионального значения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в непринятии мер для внесения предусмотренных законодательством сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 30 сентября 2019 года исполнить требования федерального законодательства по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения:

государственный природный ландшафтный заказник «Приморский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Мудьюгский»;

государственный природный биологический заказник «Двинской»;

государственный природный биологический заказник «Беломорский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Пучкомский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Веркольский»;

государственный природный биологический заказник «Кулойский»;

государственный природный биологический заказник «Монастырский»;

государственный природный биологический заказник «Сурский»;

государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник «Железные Ворота»;

государственный природный ландшафтный заказник «Кожозерский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Чугский»;

государственный природный биологический заказник «Яренский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Ленский»;

государственный природный биологический заказник «Лачский»;

государственный природный биологический заказник «Филатовский»;

государственный природный биологический заказник «Важский»;

государственный природный биологический заказник «Вилегодский»;

государственный природный биологический заказник «Клоновский»;

государственный природный биологический заказник «Коношский»;

государственный природный биологический заказник «Котласский»;

государственный природный биологический заказник «Сольвычегодский»;

государственный природный биологический заказник «Шиловский»;

государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник «Уфтюго-Илешский»;

государственный природный биологический заказник «Шултусский»;

государственный природный геологический заказник «Пермиловский»;

государственный природный биологический заказник «Устьянский»;

государственный природный биологический заказник «Селенгинский».

Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности утвердить границы и поставить на кадастровый учет особо охраняемые природные территории регионального значения.

В обоснование заявленных требований указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлены факты ненадлежащей охраны ряда расположенных на территории Архангельской области заказников регионального значения. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не в полной мере осуществляет свои полномочия по определению, описанию и закреплению границ данных особо охраняемых природных территорий, о границах которых не внесены предусмотренные законодательством сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Отсутствие в реестре информации об ограничении и (или) запрете осуществления отдельных видов экономической деятельности и использования объектов недвижимости в границах зон с особыми условиями использования территорий создает невозможность своевременно определить вид разрешенного использования территории и объектов недвижимости в охранной зоне и может повлечь порчу или утрату природных объектов. Просил признать бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области незаконным и обязать в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования федерального законодательства по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения:

государственный природный ландшафтный заказник «Приморский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Мудьюгский»;

государственный природный биологический заказник «Двинской»;

государственный природный биологический заказник «Беломорский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Пучкомский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Веркольский»;

государственный природный биологический заказник «Кулойский»;

государственный природный биологический заказник «Монастырский»;

государственный природный биологический заказник «Сурский»;

государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник «Железные Ворота»;

государственный природный ландшафтный заказник «Кожозерский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Чугский»;

государственный природный биологический заказник «Яренский»;

государственный природный ландшафтный заказник «Ленский»;

государственный природный биологический заказник «Лачский»;

государственный природный биологический заказник «Филатовский»;

государственный природный биологический заказник «Важский»;

государственный природный биологический заказник «Вилегодский»;

государственный природный биологический заказник «Клоновский»;

государственный природный биологический заказник «Коношский»;

государственный природный биологический заказник «Котласский»;

государственный природный биологический заказник «Сольвычегодский»;

государственный природный биологический заказник «Шиловский»;

государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник «Уфтюго-Илешский»;

государственный природный биологический заказник «Шултусский»;

государственный природный геологический заказник «Пермиловский»;

государственный природный биологический заказник «Устьянский»;

государственный природный биологический заказник «Селенгинский».

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Макаров А.В. в судебном заседании с административным иском не согласился в части предложенного прокурором срока внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о заказниках. Полагал необходимым установить срок не менее 900 дней. Факт бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в непринятии мер для внесения предусмотренных законодательством сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости, не оспаривал.

Представитель заинтересованного лица – руководитель государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» Кравцов А.Н. в судебном заседании пояснил, что данное учреждение проводит работы, необходимые для постановки на учет особо охраняемых природных территорий, при наличии задания административного ответчика. Полагал, что для проведения работ в объеме, заявленном в административном иске, необходимо не менее полутора лет.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В апелляционной жалобе просит изменить решение суда в части установления срока для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, установив его до 22 марта 2020 года. Указывает на то, что срок выполнения работ, указанных в исковом заявлении, будет составлять не менее 900 календарных дней, то есть 2,5 года.

В возражениях Архангельский межрайонный природоохранный прокурор Некрасов Д.С. доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Канаева А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.ст. 56, 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, связанный с установлением определенных ограничений в условиях их оборота и использования.

В силу ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о том, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не исполнена надлежащим образом обязанность по утверждению границ и поставке на кадастровый учет особо охраняемых природных территории регионального значения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда в силу следующего.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В силу п. 3 ст. 24 Федерального закона № 33-ФЗ, задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 78 п. 8 положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утверждённого постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп, указанное министерство осуществляет на территории Архангельской области государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Суд первой инстанции установил, что в Архангельской области путем утверждения Положений к числу особо охраняемых природных территорий отнесены:

государственный природный ландшафтный заказник «Приморский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 362-пп);

государственный природный ландшафтный заказник «Мудьюгский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 363-пп);

государственный природный биологический заказник «Двинской» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 364-пп);

государственный природный биологический заказник «Беломорский» (постановление администрации Архангельской области от 11 декабря 2006 года № 49-па, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 26 мая 2015 года № 197-пп);

государственный природный ландшафтный заказник «Пучкомский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 380-пп);

государственный природный ландшафтный заказник «Веркольский» (постановление Правительства Архангельской области от 15 марта 2016 года № 82-пп);

государственный природный биологический заказник «Кулойский» (постановление Правительства Архангельской области от 14 июня 2016 года № 214-пп);

государственный природный биологический заказник «Монастырский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 367-пп);

государственный природный биологический заказник «Сурский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 366-пп);

государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник «Железные Ворота» (постановление Правительства Архангельской области от 14 июня 2016 года № 217-пп);

государственный природный ландшафтный заказник «Кожозерский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 385-пп);

государственный природный ландшафтный заказник «Чугский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 377-пп);

государственный природный биологический заказник «Яренский» (постановление Правительства Архангельской области от 14 июня 2016 года № 216-пп);

государственный природный ландшафтный заказник «Ленский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 358-пп);

государственный природный биологический заказник «Лачский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 357-пп);

государственный природный биологический заказник «Филатовский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 381-пп);

государственный природный биологический заказник «Важский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 365-пп);

государственный природный биологический заказник «Вилегодский» (постановление Правительства Архангельской области от 14 июня 2016 года № 214-пп);

государственный природный биологический заказник «Клоновский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 359-пп);

государственный природный биологический заказник «Коношский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 356-пп);

государственный природный биологический заказник «Котласский» (постановление Правительства Архангельской области от 15 марта 2016 года № 83-пп);

государственный природный биологический заказник «Сольвычегодский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 379-пп);

государственный природный биологический заказник «Шиловский» (постановление Правительства Архангельской области от 14 июня 2016 года № 215-пп);

государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник «Уфтюго-Илешский» (постановление Правительства Архангельской области от 24 ноября 2015 года № 475-пп);

государственный природный биологический заказник «Шултусский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 384-пп);

государственный природный геологический заказник «Пермиловский» (постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 361-пп);

государственный природный биологический заказник «Устьянский» (постановление Правительства Архангельской области от 28 сентября 2016 года № 395-пп);

государственный природный биологический заказник «Селенгинский» (постановление Правительства Архангельской области от 20 сентября 2016 года № 378-пп).

Архангельским межрайонным природоохранным прокурором представлены доказательства того, что административным ответчиком приведенные требования закона о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в отношении приведённых выше заказников не исполняются.

В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании ч. 8 ст. 84 КАС РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Положения ст. 84 КАС РФ судом первой инстанции, включая оценку письменных доказательств, соблюдены, оснований для переоценки представленных в ходе судебного заседания доказательств судебной коллегией не установлено.

Выводы суда первой инстанции в части срока исполнения решения суда приняты с учетом всех обстоятельств дела, в достаточной степени мотивированы, отвечают принципу разумности, основаны на требованиях ст.ст. 180, 227 КАС РФ и потому являются правильными.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены при рассмотрении дела по существу и оснований для переоценки обстоятельств дела, представленных доказательств и доводов сторон суд апелляционной инстанции не усматривает.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 22 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий Г.С. Верещагин

Судьи И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь