ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7021/2021 от 28.04.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Самохина Т.А. Дело № 33а-7021/2021

УИД 61RS0036-01-2020-005156-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Москаленко Ю.М.,

судей: Яковлевой Э.Р., Богатых О.П.,

при секретаре Соловьевой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению директора ООО «Аист» Волченской А.Т. к главному специалисту межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области Романенко И.А., межрайонному отделу №3 Административной инспекции Ростовской области, Административной инспекции Ростовской области об оспаривании действий должностного лица, по апелляционной жалобе Волченской А.Т. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Яковлевой Э.Р., судебная коллегия по административным делам

установила:

Директор ООО «Аист» Волченская А.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностного лица, указав в обоснование заявленных требований, что 27 ноября 2020 года в помещение аптеки ООО «Аист», расположенной по ул. Ворошилова, 139 в г. Каменске-Шахтинском, прибыл главный специалист межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области Романенко И.А. в сопровождении участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Каменский» ФИО12, который, предъявив удостоверение, потребовал вызвать руководителя аптеки для составления протокола об административном правонарушении. Документов, подтверждающих юридические основания для проведения проверочных мероприятий в отношении ООО «Аист» не было представлено.

Административный истец полагала действия должностного лица межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области незаконными, ввиду запрета проведения проверочных мероприятий. Достаточные основания для проведения в отношении ООО «Аист» каких-либо проверочных мероприятий (плановых, внеплановых, иных) отсутствовали, ссылка должностного лица на проведение «мониторинговых мероприятий» не основана на требованиях действующего законодательства.

Должностным лицом в отношении директора ООО «Аист» Волченской А.Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Копия протокола привлекаемому лицу не вручена.

Полагая свои права нарушенными, директор ООО «Аист» Волченская А.Т. просила признать действия главного специалиста межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области Романенко И.А., выразившиеся в совершении им проверочных мероприятий в отношении ООО «Аист», незаконными.

Решением Каменского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Волченской А.Т. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Заявитель, повторяя доводы административного иска, настаивает на нарушении должностным лицом административного органа порядка проведения проверочного мероприятия, не согласованного в установленном порядке с прокуратурой. Кроме того, указывает на необоснованное привлечение в качестве соответчика межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке ч. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

Из материалов дела следует, что 27 ноября 2020 года в 10 часов 00 минут главный специалист межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области Романенко И.А., в рамках осуществления своих полномочий, при осуществлении мониторинговых мероприятий режима повышенной готовности, введённой на территории Ростовской области распоряжением Губернатора Ростовской области от 16.03.2020 №43, и реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, на муниципальной территории города Каменска-Шахтинского, по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ворошилова, 139, в помещении аптеки ООО «Аист», являющейся организацией, чья деятельность не приостановлена, обнаружил признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении требований абз. 4 п. 8 Постановления Правительства Ростовской области № 272 от 05.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». При входе в занимаемое аптекой здание граждане не были обеспечены возможностью обработки рук кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками (те, и другие на входе отсутствовали). Должностным лицом составлен акт обнаружения правонарушения от 27 ноября 2020 года с приложением фотоматериалов. Данное обстоятельство послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

По факту выявленного административного правонарушения должностное лицо составило протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Аист» Волченской А.Т. Постановлением Каменского районного суда Ростовской области от 18 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 11 февраля 2021 года, директор ООО «Аист» Волченская А.Т. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N975-р был утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ. Данный перечень включает в себя, в том числе руководителей созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их заместителей.

Указанный перечень также установлен Распоряжением Губернатора Ростовской области от 25.04.2020 N88 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов исполнительной власти Ростовской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», п. 4.13 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, осуществляется главным специалистом межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области.

Установив, что дело об административном правонарушении было возбуждено должностным лицом не по результатам проверки в рамках осуществления государственного, муниципального контроля (надзора), а в порядке непосредственного обнаружения признаков совершения правонарушения; при выявлении и обнаружении признаков административного правонарушения должностное лицо действовало в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением закона, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных административных требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права судом применены верно.

Доводы заявителя о допущенных должностным лицом Административной инспекции Ростовской области нарушениях порядка проведения проверки нельзя признать состоятельным, учитывая, что в отношении заявителя проверка, предусмотренная Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не проводилась.

Доводы жалобы о необоснованном привлечении в качестве соответчика межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области отклоняются, поскольку полномочия по разрешению вопроса о вступлении в административное дело других административных ответчиков при подготовке административного дела к судебному разбирательству принадлежат суду в силу ч. 3 ст. 135 КАС Российской Федерации.

Поскольку нарушений норм процессуального и материального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Каменского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волченской А.Т. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ю.М. Москаленко

Судьи: Э.Р. Яковлева

О.П. Богатых

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 мая 2021 года.