ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7094/2022 от 25.08.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Баканова О.А. УИД 38RS0032-01-2019-003582-44 № 33а-7094/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Иркутского областного суда Махмудова О.С., рассмотрев единолично частную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на определение Кировского районного суда г. от 14 апреля 2022 г. об удовлетворении заявления министерства лесного комплекса Иркутской области о замене должника по административному делу № 2а-3486/2019 по административному исковому заявлению Прокурора Иркутского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории Голоустненского лесничества Иркутского района Иркутской области, обязании организовать проведение лесоустройства, где срок проведения лесоустройства превышает 10 лет

установил:

решением Кировского районного суда г. Иркутска по административному делу № 2а-3486/2019 от 11 апреля 2017 г. на министерство лесного комплекса Иркутской области в рамках данного дела возложена обязанность в срок до 1 октября 2019 г. организовать проведение лесоустройства на территории Голоустненского лесничества Иркутского района Иркутской области, где срок проведения лесоустройства превышает 10 лет.

Решение суда вступило в законную силу.

Дата изъята министерство лесного комплекса по Иркутской области обратилось в суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства, в обоснование которого указано, что полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в части организации и проведения лесоустройства на землях лесного фонда РФ упразднены с 1 января 2022 г. на основании Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 304-ФЗ. На сегодня полномочия по организации и проведению лесоустройства на землях лесного фонда РФ возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства, а его реализация осуществляется силами федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Рослесхозу. В связи с чем, полагает, что дальнейшее пребывание министерства в статусе «должника» исполнительного производства, требования исполнительного документа, в рамках которого исполнить по объективной причине невозможно (в силу изменения законодательства), нарушает его права и законные интересы как стороны, поэтому необходимо произвести замену должника с министерства лесного комплекса Иркутской области на Федеральное агентство лесного хозяйства РФ.

Разрешая заявление административного ответчика и удовлетворяя его, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что федеральным законодательством полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

В частной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит определение судьи отменить, разрешить вопрос по существу.

В письменных возражениях на частную жалобу министерство лесного комплекса Иркутской области просит определение оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив представленный материал, законность и обоснованность принятого судебного акта, суд находит его правильным.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», что при применении частей 1 и 2 названной выше статьи следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, а также при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (пункт 11).

В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Исходя из приведенных законоположений и разъяснений, вопрос о правопреемстве подлежит разрешению, если дело рассматривается по существу, или в апелляционном, кассационном порядке, или в связи с новыми, вновь открывшимися обстоятельствами, или в рамках исполнительного производства.

Из представленных материалов следует, что 15 февраля 2020 г. возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП на основании выданного исполнительного листа Кировским районным судом г. Иркутска по административному делу.

На момент обращения с настоящим заявлением в суд решение суда не исполнено, исполнительное производство находится в производстве межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ» с 1 января 2022 г. полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в части организации и проведении лесоустройства на землях лесного фонда РФ упразднены.

Согласно п. 9 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, с 1 января 2022 г. таким полномочием обладает Федеральное агентство лесного хозяйства.

На основании постановления Правительства Иркутской области от 29 ноября 2021 г. №907-пп из функций министерства лесного комплекса Иркутской области исключены функции по проведению на землях лесного фонда лесоустройства.

Основанием функционального правопреемства является перераспределение полномочий между органами исполнительной власти в силу изменений Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ».

Перераспределение публичных полномочий (функций органов различного уровня власти) не должно являться препятствием к исполнению вступившего в законную силу судебного акта, принятого по иску прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, функциональное правопреемство положениям статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не противоречит.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, полномочие по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации передано субъектам Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Абзацем 2 пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Указанные средства федерального бюджета носят целевой характер и не могут быть использованы субъектом на другие цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила № 837).

Пунктом 2 Правил № 837 предусмотрено финансирование за счет субвенций из федерального бюджета расходов субъектов Российской Федерации для проведения на землях лесного фонда лесоустройства.

Средства для проведения лесоустроительных работ являются расходным обязательством Российской Федерации, возникшим в результате принятия федерального закона и нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства для проведения лесоустроительных работ после их получения в виде субвенции становятся расходным обязательством Иркутской области, возникшим при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть министерству лесного комплекса Иркутской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (далее - Положение № 736), в редакции от 14 декабря 2018 г., осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1, пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отвечает от имени Российской Федерации, по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, по которым в соответствии с федеральным законом интересы Российской Федерации представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 838 определена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которой Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель средств федерального бюджета лишь доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках выделенного объема финансирования.

Согласно пункту 3 Правил органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).

Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.

Следовательно, расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.

Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует из материалов исполнительного производства, должник неоднократно ссылался на то обстоятельство, что невыполнение обязанностей, возложенных на министерство лесного комплекса Иркутской области решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19 августа 2019 г. по административному делу № 2а-3486/2019 обусловлено недостаточностью финансирования, добровольно исполнить исполнительный документ не представлялось возможным по объективным обстоятельствам.

В связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ» субвенции из федерального бюджета для осуществления полномочий по лесоустройству должнику с 1 января 2022 г. предоставлены быть не могут. Министерство лесного комплекса Иркутской области не имеет законом установленных полномочий на исполнение решения суда, кроме того у должника отсутствует финансирование на исполнение обязанностей возложенных вступившим в законную силу решением суда. Процессуальное правопреемство должно обеспечивать не только рассмотрение дела с участием последующих правопреемников сторон по делу (истца или ответчика), которым переходят их права и обязанности, но и исполнение принятого по делу судебного акта в случае удовлетворения иска.

При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 апреля 2022 г. об удовлетворении заявления министерства лесного комплекса Иркутской области о замене должника – министерства лесного комплекса Иркутской области оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления), представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья О.С. Махмудова