ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7107/2020А-023 от 13.07.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Кравченко О.Е. дело № 33а-7107/2020 А-023

24RS0041-01-2019-005366-94

13 июля 2020 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Данцевой Т.Н., Охременко О.В.,

при секретаре судебного заседания помощнике судьи Привалихиной О.Ю.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.

административное дело по административному иску ФИО1 к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва,

на решение суда Октябрьского района города Красноярска от 27 февраля 2020 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования ФИО1 к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным решение МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва исх. от 05.06.2019г. и возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от .».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным ответа от 19.06.2019г о предоставлении информации и возложении обязанности повторно рассмотреть обращение.

Требования мотивировал тем, что он, имея статус многодетного гражданина, 05.06.2019 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в границах земельного участке с кадастровым номером <данные изъяты> путем его раздела. Письмом от 19.06.2019 г. в рассмотрении заявления ему было отказано, со ссылкой на наличие для федеральных органов государственной власти запрета по согласованию сделок, а также на отсутствие у данного органа полномочий для предоставления государственной услуги. Полагает, что данный ответ незаконный и нарушает его права.

Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, имея статус многодетного, желая реализовать право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с целью осуществления индивидуального жилищного строительства, 05.06.2019 г. обратилась с соответствующим заявлением в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

В качестве испрашиваемого обозначен земельный участок площадью 25000 +/-55 кв.м., адрес ориентира: <...> км западнее от Плодово-ягодной станции; вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».

Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от19.06.2019 г. следует, что в предоставлении земельного участка отказано, основанием для отказа послужило отсутствие у Территориального управления полномочий на выделение земельных наделов многодетным гражданам, решение данных вопросов отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, признавая названный ответ незаконным и возлагая на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность повторно рассмотреть обращение ФИО1, исходил из того, что Управление является органом, уполномоченным на рассмотрение заявлений многодетных граждан о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Однако указанный вывод суда первой инстанции является неправильным, основанным не неверном толковании норм материального права.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемые этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).

Во исполнение названного положения в Красноярском крае был принят Закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 данного нормативного правового акта право на одно-кратное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие трех и более детей. Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

В соответствии с определением, предложенным в ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), а субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 ЗК РФ).

Исходя из системного толкования указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации и ранее приведенных норм следует, что предоставление многодетным гражданам в безвозмездном порядке земельных участков может быть реализовано лишь за счет земель, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или принадлежащих им. Обеспечение указанной категории граждан земельными участков из состава земель, находящихся в федеральной собственности, не предусмотрено.

Предложенное понимание в полной мере соотносится с требованиями Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372. Согласно п.п. 16, 18, 19 данного акта при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принять во внимание, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют критериям отбора земельных участков, рекомендуется руководствоваться положениями п. 5 ст. ЗК РФ, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ без-возмездную передачу:

-земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность;

- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.

Также в соответствии с требованиями Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми на трехлетний срок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа (таковым является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Законом.

Согласно п. 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» от 5 июня 2008 года № 432, к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Более подробное изложение функциональных обязанностей административного ответчика содержится в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года. Анализ содержащихся в данном нормативном правовом акте положений позволяет сделать вывод, что бесплатное предоставление земельных участков без торгов многодетным гражданам из состава земель из состава федеральной собственности к полномочиям Управления не относится.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 27 февраля 2020 года отменить.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности – отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд города Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья Полынцев С.Н.

Судьи Данцева Т.Н.

Охременко О.В.