ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7149/2022 от 03.06.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Бусыгин Д.А.

УИД 16RS0051-01-2021-016145-51

№ дела в суде первой инстанции 2а-148/2022

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-7149/2022

учет № 199а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 июня 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.,

судей Гафарова Р.Ф., Моисеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Палютиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Мубаракшина Гамиля Камиловича на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2022 года, которым постановлено:

«административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан к Мубаракшину Гамилю Камиловичу о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.

Взыскать с Мубаракшина Гамиля Камиловича, года рождения, проживающего по адресу: в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Татарстан налоговую задолженность за 2017 - 2019 годы в размере 110065 рублей 02 копейки, из которых: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 17314 рублей, пени за 2017 год в размере 1075 рублей 07 копеек за период с 10 января 2018 года по 29 ноября 2020 года, пени за 2018 год в размере 854 рубля 74 копейки за период с 10 января 2019 года по 16 декабря 2020 года, пени за 2019 год в размере 409 рублей 66 копеек за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 79299 рублей, пени за 2017 год в размере 5480 рублей 66 копеек за период с 10 января 2018 года по 29 ноября 2020 года, пени за 2018 год в размере 3885 рублей 08 копеек за период с 10 января 2019 года по 16 декабря 2020 года, пени за 2019 год в размере 1746 рублей 81 копейку за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года.

Взыскать с Мубаракшина Гамиля Камиловича пошлину в бюджет муниципального образования г. Казани в размере 3401 рубль 30 копеек».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителя административного истца Фахрутдиновой А.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан (далее – межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мубаракшину Г.К. о взыскании налоговой задолженности.

В обосновании административного иска указано, что согласно сведениям, полученным межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан, Мубаракшин Г.К. с 4 августа 2014 года осуществляет деятельность арбитражного управляющего, регистрационный номер 5947, Саморегулируемая межрегиональная общественная организация – «Ассоциация антикризисных управляющих» (далее – САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих»), в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Административным истцом в отношении Мубаракшина Г.К. были выставлены налоговые требования от 30 ноября 2020 года № 63595, от 17 декабря 2020 года № 66431 об уплате задолженности по обязательным платежам и санкциям. По вышеуказанным требованиям должнику устанавливался срок для добровольной уплаты налоговой задолженности.

Поскольку Мубаракшин Г.К. в установленный законом срок налоговые требования не исполнил, сумму задолженности в бюджет не уплатил, налоговый орган на основании статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации на сумму недоимки начислил пени.

При этом должником не представлено каких-либо возражений относительно исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций.

В связи с неуплатой задолженности налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 14 по Советскому судебному району города Казани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мубаракшина Г.К. обязательных платежей и санкций.

22 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 14 по Советскому судебному району города Казани вынесен судебный приказ о взыскании с Мубаракшина Г.К. недоимки и пени по обязательным платежам и санкциям.

Определением мирового судьи от 5 апреля 2021 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

Однако задолженность по страховым взносам, пени по настоящее время не уплачена.

Обращаясь с административным исковым заявлением в районный суд, межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан просила взыскать с Мубаракшина Г.К. налоговую задолженность за 2017 - 2019 годы на общую сумму 110 065 рублей 2 копейки, из которых: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 17 314 рублей, пени за 2017 год в размере 1 075 рублей 07 копеек за период с 10 января 2018 года по 29 ноября 2020 года, пени за 2018 год в размере 854 рубля 74 копейки за период с 10 января 2019 года по 16 декабря 2020 года, пени за 2019 год в размере 409 рублей 66 копеек за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 79299 рублей, пени за 2017 год в размере 5480 рублей 66 копеек за период с 10 января 2018 года по 29 ноября 2020 года, пени за 2018 год в размере 3885 рублей 08 копеек за период с 10 января 2019 года по 16 декабря 2020 года, пени за 2019 год в размере 1746 рублей 81 копейку за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился Мубаракшин Г.К. В апелляционной жалобе приводятся фактические обстоятельства дела и доводы по существу отзыва на административное исковое заявление, ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права.

Податель жалобы ссылается на неосведомленность о наличии задолженности, поскольку налоговым органом направлено в его адрес только одно требование от 27 января 2021 года № 2417, которое исполнено налогоплательщиком в полном объёме 19 марта 2021 года.

Указывается на существенный пропуск налоговым органом срока, предусмотренного для направления требований об уплате задолженности по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы.

Отмечается об информированности налогового органа о статусе административного ответчика, поскольку в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц опубликовано сообщение № 01061883 от 11 октября 2016 года о принятии Мубаракшина Г.К. в состав саморегулируемой организации «Ассоциация антикризисных управляющих». Указанное сообщение опубликовано административным ответчиком во исполнении требований Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Более того, представленные налоговые декларации свидетельствуют о том, что Мубаракшин Г.К. получает доход от ведения деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Налоговый орган в своем отзыве на апелляционную жалобу, напротив, считает, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным, справедливым и не нарушающим нормы процессуального и материального права, а доводы административного ответчика несостоятельными. Отмечается, что требование от 27 января 2021 года № 2417, на которое ссылается административный ответчик, в предмет рассматриваемого иска не входит.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Мубаракшина Г.К. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте судебного заседания, направила в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.

САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 1 статьи 432 Кодекса).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции от 30 октября 2017 года).

До 1 января 2017 года Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Действовавшие в 2017 году редакции подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривали, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если величина их дохода за расчетный период не превышала 300 000 рублей, были обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определялся как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, действовавшие в 2017 году подпункты 1 и 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации определяли, что тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования составляли 26 процентов, на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составляет 23 400 рублей (7500 x 12) x 26%, размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год составляет 4 590 рублей (7500 x 12) x 5,1%.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 ноября 2017 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (подпункт 2 пункта 1 статьи 430 Кодекса).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 статьи 432 Кодекса).

При выявлении недоимки по страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года № ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Кодекса).

Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Кодекса).

При неисполнении требования налоговым органом принимаются меры по бесспорному (внесудебному) либо судебному взысканию имеющейся задолженности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 9 статьи 45 Кодекса).

Согласно пункту 1, абзацу 1 пункта 3 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня (часть 3 статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Мубаракшин К.Г. с 4 августа 2014 года по настоящее время является членом Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих», регистрационный номер 5947. Соответствующее сообщение № 01061883 о принятии в состав саморегулируемой организации было опубликовано административным ответчиком в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц 11 октября 2016 года.

За 2017, 2018, 2019 года Мубаракшину К.Г. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 79 299 рублей (за 2017 год 23 400 рублей, за 2018 год 26 545 рублей, за 2019 год 29 354 рубля), а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 17 314 рублей (за 2017 год 4 590 рублей, за 2018 год 5 840 рублей, за 2019 год 6 884 рубля).

В установленные законом сроки страховые взносы уплачены не были, в связи с чем, на основании статьи 75 Налогового кодекса административному ответчику были начислены пени: на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 2 339 рублей 47 копеек, из которых 1 075 рублей 7 копеек (за период с 10 января 2018 года по 29 ноября 2020 года на общую сумму 4 590 рублей за 2017 год); 854 рубля 74 копейки (за период с 10 января 2019 года по 16 декабря 2020 года на общую сумму 5 840 рублей за 2018 год); 409 рублей 66 копеек (за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года на общую сумму 6 884 рубля за 2019 год).

Также начислены пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 11 112 рублей 55 копеек, из которых 5 480 рублей 66 копеек (за период с 10 января 2018 года по 29 ноября 2020 года на общую сумму 23 400 рублей за 2017 год); 3 885 рублей 8 копеек (за период с 10 января 2019 года по 16 декабря 2020 года на общую сумму 26 545 рублей за 2018 год); 1 746 рублей 81 копейка (за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года на общую сумму 29 354 рублей за 2019 год).

Требованием № 63595 по состоянию на 30 ноября 2020 года Мубаракшин Г.К. через личный кабинет налогоплательщика информирован о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей за 2017 год и пени в размере 5 840 рублей 66 копеек, а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей за 2017 год и пени в размере 1 075 рублей 7 копеек. Срок исполнения требования до 11 января 2021 года.

Требованием № 66431 по состоянию на 17 декабря 2020 года Мубаракшин Г.К. через личный кабинет налогоплательщика информирован о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей за 2018 год, 29 354 рубля за 2019 год и пени в размере 5 631 рубль, а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей за 2018 год, 6 884 рубля за 2019 год и пени в размере 1 264 рубля 40 копеек. Срок исполнения требования до 19 января 2021 года.

По причине неисполнения в установленный срок требований об уплате недоимки, ИФНС России № 6 по Республике Татарстан обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

22 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 14 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан был вынесен судебный приказ о взыскании с Мубаракшина Г.К. задолженности по обязательным платежам и санкциям.

5 апреля 2021 года определением мирового судьи судебный приказ отменен в связи с поступившим возражением Мубаракшина Г.К. относительно его исполнения.

После вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, ИФНС России № 6 по Республике Татарстан 27 августа 2021 года обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность требований административного истца подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Размер взыскиваемых налоговым органом страховых взносов, пени рассчитан правильно, административное исковое заявление подано в пределах срока обращения в суд за принудительным взысканием налогов. При этом, отклоняя доводы Мубаракшина Г.К. о пропуске установленного законом срока для направления требований об уплате налоговой задолженности, районный суд приходил к выводу о неосведомленности налоговых органов касаемо статуса административного ответчика.

Однако с такими выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимся в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Требования о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств (в том числе, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений).

Вышеприведенные законоположения, содержащие требования к судебному решению, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту.

Судебная коллегия находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не отвечает.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2021 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Согласно положениям части 5 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2017 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации.

На основании положений пункта 6 статьи 83, пункта 2 статьи 84 и пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой арбитражного управляющего осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении арбитражным управляющим занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, не позднее 10-го числа каждого месяца.

Согласно статье 69 Кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

Налоговым органом заявлены требования о взыскании с Мубаракшина К.Г. недоимки по уплате страховых взносов за 2017, 2018, 2019 годы.

Принимая во внимание, что обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период с 2017 года должна быть исполнена административным ответчиком до 31 декабря 2017 года, по уплате страховых взносов за 2018 год – до 31 декабря 2018 года, по уплате страховых взносов за 2019 год – до 31 декабря 2019 года, днем выявления недоимки следует считать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов с учетом нерабочих праздничных дней.

Соответственно, требования об уплате страховых взносов должны быть направлены налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, то есть, за 2017 год – не позднее 10 апреля 2018 года, за 2018 год – не позднее 9 апреля 2019 года, за 2019 год – не позднее 9 апреля 2020 года.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзац 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, требование об уплате страховых взносов, пени № 63595 от 30 ноября 2020 года направлено в адрес Мубаракшина Г.К. посредством его размещения в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается скриншотом об отправке уведомления (лист дела 18).

Аналогичным способом в адрес административного ответчика направлялось налоговое требование № 66431 от 17 декабря 2020 года.

На основании вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия констатирует пропуск налоговым органом трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерация.

Из пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

Данный вывод следует и из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-0, согласно которым нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность срока на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании страховых взносов с налогоплательщика за пределами срока, установленного вышеприведенным Кодексом: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (Определение от 29 сентября 2020 года № 2315-О).

При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, установленных законом процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (Определение от 2 июля 2020 года № 32-П).

Так, руководящими положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу пункта 2 статьи 48 названного Кодекса заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, в рассматриваемом случае, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования посредством его размещения в личный кабинет налогоплательщика, установленного абзацем 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).

Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и то что, общая сумма по требованию превышает 3 000 рублей, в рассматриваемом случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 года к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (22 марта 2021 года) истек.

При этом, то обстоятельство, что судебный приказ был отменен 5 апреля 2021 года, а настоящий административный иск подан 27 августа 2021 года, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Как усматривается из материалов дела, межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан в суде первой инстанции приводила довод о том, что информация о возникшей недоимке по уплате Мубаракшиным Г.К. страховых взносов по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию поступила в распоряжение налогового органа лишь 6 ноября 2020 года, соответственно, до приведенного периода установить подлинный статус налогоплательщика не представлялось возможным.

Судебная коллегия находит указанные доводы административного истца несостоятельными по следующим причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу пункта 4 названного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 2 статьи 52 Кодекса предусматривает, что обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Указанное правовое регулирование направлено на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности и контроля за ее исполнением.

В материалах дела содержатся представленные административным ответчиком копии налоговых деклараций за 2015-2020 годы по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, подлежащие возврату в налоговый орган (лист дела 57-62). В указанных документах содержатся сведения о том, что налогоплательщик получает доход от ведения деятельности в качестве арбитражного управляющего (код категории налогоплательщика – 750), а также сведения из личного кабинета налогоплательщика об уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц (лист дела 46-47). Более того, административным ответчиком 11 октября 2016 года во исполнение требований Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц опубликовано сообщение № 01061883 (лист дела 129), подтверждающее факт принятия в состав саморегулируемой организации «Ассоциация антикризисных управляющих».

Следовательно, в распоряжении налогового органа было представлено достаточное количество информации для выявления того обстоятельства, что Мубаракшин Г.К. осуществлял свою деятельность в качестве арбитражного управляющего, а значит ежегодно обязан оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Обязанность по налоговому учету плательщиков налогов и сборов, а также по исполнению налогового законодательства возложена на налоговые органы как на единую систему.

Соответственно, не получив в срок от Мубаракшина Г.К. оплаты страховых взносов за 2017, 2018, 2019 годы у административного истца имелась возможность сформировать и направить налогоплательщику соответствующие требования, что в установленный законом срок осуществлено не было.

При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Согласно положениям статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Вместе с этим следует учесть, что по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Таким образом, срок для направления налогоплательщику требований об оплате недоимок по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы, включаемый в совокупный срок принудительного взыскания налоговой задолженности, административным истцом был пропущен, на какие-либо заслуживающие внимания уважительные причины пропуска данного срока последний не ссылался, а потому, исходя из универсальной воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, суд апелляционной инстанции в порядке пункта 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным признать заявленные ко взысканию суммы обязательных платежей, а именно: страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, страховых взносов за 2017 год на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей; страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей, страховых взносов за 2018 год на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей, страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рубля, страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рубля, а также начисленные по ним пени безнадежными ко взысканию, а ИФНС России № 6 по Республике Татарстан – утратившей право их взыскания с Мубаракшина Г.К.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения административных исковых требований ИФНС России № 6 по Республике Татарстан к Мубаракшину Г.К. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям не усматривает.

В результате неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильного применения норм материального права судом первой инстанции вынесено незаконное и необоснованное решение, в связи с чем оно, на основании пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Татарстан к Мубаракшину Гамилю Камиловичу о взыскании недоимки по налогам отказать.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2022 года по данному административному делу отменить и принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан к Мубаракшину Гамилю Камиловичу о взыскании налоговой задолженности – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено

3 июня 2022 года

Определение16.06.2022