Судья Лунева Е.В. дело № 33а-7164/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Балашовой И.Б., Антропова Е.А.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску территориального общественного самоуправления «Забота», территориального общественного самоуправления «Зеленый угол» к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления.
по апелляционной жалобе территориального общественного самоуправления «Зелёный угол»
на решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от 22 марта 2016 года, которым постановлено:
Территориальному общественному самоуправлению «Забота», территориальному общественному самоуправлению «Зеленый угол» отказать в удовлетворении заявленных требований к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим подпункта «в» пункта 5.1.1 и о признании незаконным пункта 5.2. Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённого постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18 ноября 2015 года
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное общественное самоуправление «Забота» (далее - ТОС «Забота») и территориальное общественное самоуправление «Зелёный угол» (далее - ТОС «Зеленый угол» обратились в суд с административным иском, указывая на то, что ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность по благоустройству территории и вопросам местного значения в рамках установленных границ за счёт средств субсидий, выплачиваемых из бюджета.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 12 ноября 2015 года № 688-п «Об утверждении Порядка предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления» условиями предоставления субсидии из областного бюджета являются, в том числе, наличие правового акта муниципального района (городского округа) Волгоградской области, предусматривающего: порядок, условия и сроки проведения конкурса на право получения субсидий из местного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета (далее именуются - субсидии из местного бюджета); порядок предоставления организациям ТОС субсидий из местного бюджета; условие о допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организаций ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном порядке; основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организациям ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 г. № 106-п «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»).
В целях реализации указанного постановления администрацией Суровикинского муниципального района принято постановление от 18 ноября 2015 года № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году» (далее – Постановление № 991), которым определены вышеуказанные условия предоставления субсидии из областного бюджета.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1.1. Положения о конкурсе, утверждённого Постановлением № 991, в перечень документов, которые следует представить для участия в конкурсе входит справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе из территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учет.
Каких-либо требований, в том числе о необходимом сроке действия этого документа, Постановлением № 991 не определено. Более того, срок действия данной справки составляет 30 дней.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 5.2. Положения о конкурсе, утверждённого Постановлением № 991, каждый проект, представленный на конкурс, оценивается индивидуально каждым членом комиссии по пятибалльной системе от 0 до 5 баллов. При поведении итогов конкурса баллы суммируются. В случае равенства баллов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии. Победителями признаются участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов. Поскольку критерии оценки конкурсных работ не определены, они полностью зависят от личных симпатий или антипатий членов комиссии, что может повлечь случаи коррупции.
По мнению административных истцов, положение Постановления № 991 о том, что проекты «оценивается индивидуально каждым членом комиссии» является коррупционным фактором, устанавливающим необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределённые, трудновыполнимые требования к организациям. Правовой акт не содержит критериев оценки заявок ТОСов, в соответствии с которыми членами комиссии должны приниматься соответствующие решения.
Также в нарушение постановления Администрации Волгоградской области от 12 ноября 2015 года № 688-п в постановлении № 991 не установлены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организация ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013года № 106-п («О порядке определения объёма и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»).
Принятым административным ответчиком постановлением № 1004 от 23 ноября 2015 года в Положение о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённом постановлением № 991, внесены изменения, в новой редакции изложен пункт 3.2, который установил основания для отказа в допуске организации ТОС для участия в конкурсе.
По смыслу ст. 1058 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, которым конкурс был объявлен. Конкурс объявлен путём опубликования постановления на официальном сайте администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области 20 ноября 2015 года.
В нарушение требований действующего законодательства, Постановление № 1004 от 23 ноября 2015 года до настоящего времени не опубликовано на официальном сайте администрации Суровикинского муниципального района, а потому оно не действует. Из текста оспариваемых постановлений следует, что они подлежат опубликованию в общественно-политической газете <.......> При этом постановление № 1004 от 23 ноября 2015 года о внесении изменений в постановление № 991 опубликовано в газете 03 декабря 2015 года, а само постановление № 991 опубликовано в газете «<.......> 10 декабря 2015 года.
Также в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2010 года № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» органы государственной власти и местного самоуправления не вправе требовать от граждан и юридических лиц предоставления документов, находящихся в органах государственной власти или органах местного самоуправления. Указанные документы должны быть запрошены органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствующих органах, в порядке межведомственного взаимодействия. В нарушение данных требований закона обжалуемое постановление содержит требование о предоставлении справки о состоянии расчётов по налогам, сборам и т.д.
Истцы полагали, что подпункт «в» пункта 5.1.1, пункт 5.2 Положения о проведении районного конкурса утверждённого Постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18 ноября 2015года, приняты с существенными нарушениями норм законодательства, в связи с чем просили признать их недействующими.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе территориальное общественное самоуправление «Зелёный угол» оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в полном объёме, проверив материалы дела, выслушав представителя ТОС «Забота» П.., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, администрацией Суровикинского муниципального района 18 ноября 2015 года принято постановление № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году», которым утверждено Положение о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году (далее – Положение).
Предметом спора по настоящему делу являются подпункт «в» пункта 5.1.1 и п. 5.2 Положения.
Согласно подпункту «в» пункта 5.1.1 Положения, на первом этапе организации ТОС, желающие принять участие в конкурсе, предоставляют в администрацию Суровикинского муниципального района до 01 декабря 2015 года пакет документов, в том числе справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе из территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учёт.
Пунктом 5.2 Положения предусматривается, что каждый проект, представленный на конкурс, оценивается индивидуально каждым членом комиссии по пятибалльной системе от 0 до 5 баллов. При подведении итогов конкурса баллы суммируются. В случае равенства баллов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии. Победителями признаются участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия с таким выводом согласна.
Согласно ч.1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.
Однако нарушение оспариваемым правовым актом конкретных прав и законных интересов административных истцов приведенными в исковом заявлении фактами не подтверждено.
Как правильно указано судом, подпункт «в» пункта 5.1.1 Положения о проведении конкурса не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов, которые в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ не лишены возможности получить справку о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса, в том числе и после объявления конкурса.
Поскольку проведение конкурса проектов по благоустройству территорий не отнесено к перечню государственных и муниципальных услуг, а также к перечню государственных и муниципальных функций, то положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства РФ от 08 сентября 2010 года № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», предусматривающие, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не наделены правом требовать от граждан и юридических лиц предоставления документов, находящихся в их ведении, а указанные документы должны быть запрошены перечисленными органами публичной власти в соответствующих органах в порядке межведомственного взаимодействия, не распространяются на правоотношения, возникшие между организатором проведения конкурса – администрацией Суровикинского муниципального района и территориальным общественным самоуправлением, желающим принять участие в конкурсе.
Доводы административных истцов о том, что пункт 5.2 Положения о районном конкурсе проектов по благоустройству территории не содержит критериев оценки заявок ТОСов и может повлечь случаи коррупции, суд правильно нашел несостоятельными для удовлетворения заявленных требований.
Как правильно указано судом, принцип индивидуальной оценки представленных организациями ТОС на конкурс проектов по балльной системе не противоречит действующему законодательству. Утверждение административных истцов о зависимости оценки конкурсных работ ТОСов от личных симпатий или антипатий членов конкурсной комиссии и возможности в связи с этим коррупционных проявлений является предположением, не основанном на каких-либо доказательствах. Кроме того, пунктом 5.2 Положения о конкурсе предусмотрено, что при подведении итогов конкурса баллы суммируются, что исключает зависимость результатов конкурса от решения отдельного члена комиссии. При этом, критерии оценки конкурсных работ разработаны и содержатся в подпункте «г» подпункта 5.1.1 пункта 5.1 и пункте 3.3. Положения.
Понятие коррупциогенного фактора, предусмотренное частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», применимо только в отношении нормативных правовых актов (их проектов), к числу которых постановление администрации Суровикинского муниципального района от 18 ноября 2015 года № 991 не относится.
При указанных обстоятельствах, универсальная совокупность условий для признания оспариваемых положений правового акта органа местного самоуправления отсутствует. Решение об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь 309-311 КАС РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от 22 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления «Зелёный угол» - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: