Судья Борщенко Т.А. Дело № 33а-7164А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 августа 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В. и Пилипенко Е.В.
при секретаре Горовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Советского районного суда г. Владивостока от 10 мая 2018 года, которым признано незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: <адрес> на администрацию г.Владивостока возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителей администрации г.Владивостока Бадаевой А.В., Махно П.А., представителя МУПВ «ВПЭС» Киреевой А.Г., представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Гуйдик И.В., возражения на апелляционную жалобу прокурора Рогалева А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Советского района г.Владивостока обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование указав, что в ходе проверки коллективного обращения граждан установлено, что балансовая принадлежность инженерных сетей, расположенных по адресу: <адрес>, не определена. Так, согласно договорам теплоснабжения, заключенным с жителями домов <адрес>, МУПВ «ВПЭС» осуществляется поставка тепловой энергии. По договорам теплоснабжения граница эксплуатационной ответственности сторон определяется точками поставки, указанных в приложениях к договорам, потребитель отвечает за состояние внутридомовой инженерной системы. На основании приложенных к договорам актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон теплотрассы от ДТП Э-1 (<адрес>) до наружных стен указанных домов на балансе МУПВ «ВПЭС» не числятся, унитарное предприятие не осуществляет эксплуатацию указанных сетей. По информации КГУП «Приморский водоканал» инженерные сети, расположенные по указанным адресам, в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности предприятия не числятся, договоры на водоснабжения и водоотведение с жителями указанных домов заключены по факту предоставления коммунальных услуг, в состав действующего тарифа на водоснабжение и водоотведение не включены затраты по содержанию указанных сетей.
По информации департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) инженерные сети (тепловые и водопроводные), расположенные по адресу: <адрес>, - являются собственностью Приморского края и распоряжением Департамента от 29.10.2008 № 314-р закреплены за КППК «Приморское ЛXO», инженерные сети водо- и теплоснабжения в районе <адрес> в реестре собственности Приморского края не значатся. Поскольку городская система канализации находится на территории ВГО, не обращение администрации г.Владивостока с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, поскольку непринятие мер по оформлению прав на указанные сети может привести к отсутствию контроля за состоянием ее работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей.
С учетом уточненных требований просит признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: <адрес>, возложить обязанность на администрацию г.Владивостока в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: г.<адрес>.
В судебном заседании прокурор Советского района г.Владивостока поддержал исковые требования.
Представитель администрации г.Владивостока в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных требований, пояснив, что указанные сети построены хозяйственным способом КППК «Приморское ЛХО». Указанные сети проходят по земельным участкам, переданным в частную собственность граждан, частично на тепловых сетях расположены огороды, хозяйственные постройки, они огорожены заборами. В администрации города отсутствуют какие либо документы на указанные сети.
В судебном заседании представители заинтересованного лица МУПВ «ВПЭС» возражали против удовлетворения уточенных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица КГУП «Приморский водоканал» пояснил, что спорные объекты на балансе КГУП «Приморский водоканал» не состоят, техническое обслуживание не осуществляется.
Представители заинтересованных лиц: департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, КППК «Приморское ЛХО» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, в апелляционной жалобе просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года за N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Из административного иска следует, что в ходе проверки прокуратурой Советского района г.Владивостока установлено, что балансовая принадлежность инженерных сетей, расположенных по адресу: <адрес>, не определена.
Из ответа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № от 10.07.2017 года следует, что в реестре собственности Приморского края значатся объекты недвижимости - тепловые сети и инженерные сети водопроводные, расположенные по адресу: <адрес> являющиеся собственностью Приморского края.
Согласно уведомления № № от 12.07.2017 года объекты недвижимости - инженерные сети водоснабжения и теплоснабжения, расположенные по адресу: г.Владивосток, в районе домов <адрес>, по состоянию на 12.07.2017 года в реестре собственности Приморского края не значатся.
Согласно ответу МУПВ «ВПЭС» № № от 28.06.2016 года, участок тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: <адрес> на балансе и на обслуживании МУПВ «ВПЭС» не находятся. Поставка тепловой энергии в дома по <адрес> осуществляется МУПВ «ВПЭС» на основании договоров теплоснабжения, заключенных с жителями домов.
Из ответа КГУП «Приморский водоканал» № № от 28.06.2017 года, следует, что инженерные сети, расположенные по адресу: <адрес> на балансе КГУП «Приморский водоканал» отсутствуют, эксплуатацию тепловых сетей КГУП «Приморский водоканал» не осуществляет.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № 160-р от 24.03.2008 года на праве оперативного управления за КППК «Приморское ЛХО» были закреплены только инженерные сети водопроводные, инвентарный номер №, тепловые сети, инвентарный номер № находящиеся по адресу: <адрес>, являющиеся собственностью Приморского края, а объекты недвижимости - инженерные сети водоснабжения и теплоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре собственности Приморского края не значится, информации о принадлежности, балансодержателях, а также правопритязаниях на спорные объекты недвижимости в материалы дела не представлено, то указанные тепловые и водопроводные сети являются бесхозяйной недвижимой вещью, в связи с чем возложил обязанность на административного ответчика в течении 30 дней со момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: указанных участков тепловых и водопроводных сетей.
С данными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края №160-р от 24.04.2008 года «Об изъятии и закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за казенным предприятием Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» инженерные сети водопроводные, инвентарный номер №, тепловые сети, инвентарный номер № закреплены на праве оперативного управления за КППК «Приморское ЛХО».
Из ответа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № от 09.04.2014 года следует, что согласно актам о приеме/передаче водопроводных сетей с инвентарным номером №, тепловых сетей с инвентарным номером №, расположенных по адресу: <адрес> указанные сети числятся на балансе КППК «Приморское ЛХО». До момента передачи указанных объектов иным эксплуатирующим организациям КППК «Приморское лесохозяйственное объединение» обязано обеспечивать сохранность и надлежащее содержание данных объектов. В настоящее время департаментом проводится работа по обеспечению в установленном законом порядке передачи указанных сетей МУПВ «ВПЭС» и КГУП «Приморский водоканал».
Также из указанного ответа следует, что КППК «Приморское лесохозяйственное объединение» необходимо подготовить пакет правоустанавливающих и технических документов для осуществления указанной передачи.
Таким образом, из изложенного следует, что спорные сети по <адрес> совместно с сетями по <адрес>, которые находятся в собственности Приморского края, имеют единый инвентарный номер, и как единый участок тепловой сети переданы на баланс КППК «Приморское ЛХО».
Сведений о передаче указанных объектов тепловых и водопроводных сетей по <адрес> от КППК «Приморское ЛХО» каким – либо эксплуатирующим организациям суду не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента земельных и имущественных отношений не смогла однозначно пояснить, являются ли спорные сети бесхозяйными или нет, при этом указала, что с такими инвентарными номерами такое имущество не значится в собственности Приморского края. В собственности Приморского края имеются инженерные сети с привязкой по <адрес>, однако в настоящее время у них иные инвентарные номера.
Согласно уведомлений от 30.06.2017 года, представленных прокурором в обоснование иска, в ЕГРН отсутствуют сведения о правопритязаниях на: водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес>, Инв. №№, тепловую сеть, расположенную по адресу: <адрес> Инв. №№, водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес> Инв. №№, тепловую сеть, расположенную по адресу: <адрес>, Инв. №№.
Между тем, участки сетей по адресам <адрес> не являются предметом настоящего спора.
Сведения о том, зарегистрированы ли чьи либо права на участки водопроводных и тепловых сетей по адресам, указанным в иске: <адрес> до наружных стен домов по ул.<адрес> в г.Владивостоке, суду не представлены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что достаточных доказательств, подтверждающих, что указанное имущество является бесхозяйным суду не предоставлено.
Приказом Министерства Экономического развития РФ от 10.12.2015 г. № 931, вступившим в законную силу с 01.01.2017 года, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п.3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
Уточнив требования, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: <адрес>6 до наружных стен домов по ул.ул. <адрес> в г.Владивостоке.
При этом, в иске отсутствуют какие - либо сведения, позволяющие конкретизировать предмет спора, не указаны индивидуально определенные признаки указанных сетей, в том числе, их протяженность, схема расположения и другое. В материалах дела отсутствует какая-либо техническая или исполнительная документация, содержащая сведения, необходимые для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет.
В суд апелляционной инстанции предоставлены договора теплоснабжения, заключенные с собственниками жилых домов по адресу <адрес>
Сведения о подключении домов по <адрес> к указанным сетям, заключение договоров с собственниками указанных домов суду не предоставлены. При этом из технических паспортов, представленных суду апелляционной инстанции представителем администрации г.Владивостока следует, что в домах <адрес> предусмотрено печное отопление.
В силу положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, прокурор в нарушение положений ст.62 КАС РФ прокурор не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
Исходя из системного толкования положений ст.16 КАС РФ об обязательности судебных актов, ст.187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснения пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Учитывая отсутствие какой либо технической или исполнительной документации на указанные спорные тепловые и водопроводные сети, решение суда о возложении обязанности на администрацию г.Владивостока в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: г.<адрес> является неисполнимым.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Владивостока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 10 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Советского района г.Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: участка тепловых и водопроводных сетей, расположенных по адресу: г.<адрес> отказать.
Председательствующий Судьи