Судья Подгайная Н.В.
Дело № 33а-7200/2022; 2а-53/2022
УИД 59 RS0004-01-2021-004768-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Елоховой А.С.,
рассмотрела 19 сентября 2022 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционным жалобам ФИО1, ООО «ЭДЕЛЬВЕЙС» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 апреля 2022 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Эдельвейс», ФИО1 к администрации г. Перми о признании недействительными Постановления Администрации г. Перми от 28.11.2016 № 1057 «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», Постановления Администрации г. Перми от 22.03.2017 № 210 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», Постановления Администрации г. Перми от 23.01.2018 № 41 «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми», отказать».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс», ФИО1 обратились в суд с административным иском к администрации г. Перми о признании недействительными Постановления Администрации г. Перми от 28.11.2016 № 1057 «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», Постановления Администрации г. Перми от 22.03.2017 № 210 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», Постановления Администрации г. Перми от 23.01.2018 № 41 «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми».
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.010.2003 № 131-ФЗ, Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ, Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, постановлению администрации г. Перми от 25.05.2012 № 235, решению Пермской городской Думы от 25.06.2019 № 141; нарушают права ООО «Эдельвейс» на участие в открытых конкурсах на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по вновь установленным маршрутам, измененным маршрутам, в отношении которых перевозчик отказался продолжить осуществлять перевозки, препятствуют проведении конкурсных процедур.
В дополнительных письменных пояснениях административных истцов указано, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением процедуры, подписаны не уполномоченными лицами.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционных жалобах просят ООО «Эдельвейс» и ФИО1, считают его незаконным, указывая, что суд первой инстанции не принял во внимание, что оспариваемые нормативные акты, подписаны ненадлежащим должностным лицом; вопрос создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Перми относится к компетенции администрации города Перми, Постановление администрации г. Перми от 22.03.2017 № 210 подписано и издано исполняющим обязанности главы города Перми ФИО2. В оспариваемые постановления неоднократно (более 45 раз вносились изменения), которые подписывали и издавали лица, не являющиеся главой города Перми. Полагают, что в оспариваемом решении суд обязан был дать оценку имеющемуся в материалах административного дела решению Пермской городской Думы от 23.03.2021 № 64 вне зависимости обжаловано оно или нет. Считают, что судом не учтено, что ФЗ № 131 не предоставил Главе города Перми и администрации города Перми полномочий на внесение изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты. Указывают, что в материалах дела отсутствуют тексты проектов постановлений, которыми были внесены изменения и дополнения в оспариваемые нормативно-правовые акты. Выводы суда о принятии оспариваемых нормативно-правовых актов в соответствии с Порядком подготовки правовых актов в администрации города Перми, утвержденном Постановлением администрации города Перми от 25.05.2012 № 235, не свидетельствует о соблюдении процедуры принятия оспариваемых НПА, поскольку сами проекты оспариваемых постановлений в администрацию города Перми внесены не были, кроме этого, в городе отсутствует сам порядок внесения проектов постановлений в администрацию города Перми. Полагают, что суд не учел, что оспариваемый НПА ограничивает возможности предоставления и получения транспортных услуг, тем самым, ограничивает конкуренцию. Считают, что нарушение прав выражены ограничением доступности транспортных услуг, запретом на установление нового маршрута либо ничем не обусловленной возможностью отмены, изменения маршрута, отсутствием беспересадочного пути следования, выбора класса транспортного средства, предложений со стороны перевозчиков о стоимости проезда.
Прокуратурой г. Перми, администрацией г. Перми, Департаментом транспорта администрации г. Перми представлены письменные возражения на апелляционные жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов ФИО3 поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель административного ответчика администрации города Перми ФИО4 и представители заинтересованного лица Департамента транспорта администрации города Перми ФИО5, ФИО6 пояснили, что с решением суда первой инстанции согласны в полном объеме, в удовлетворении апелляционных жалоб просили отказать.
Прокурором прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», Постановлением администрации г. Перми № 235 от 25.05.2012 об утверждении порядка подготовки правовых актов, и исходил из того, что оспариваемые нормативные акты соответствуют нормам федерального и регионального законодательства, приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, порядка, формы его принятия и права ООО «Эдельвейс», ФИО1 не нарушают.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
Положениями ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актам.
Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Постановлением Администрации г. Перми от 28.11.2016 № 1057 утвержден Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми /л.д.42-54, т.1/.
Постановлением Администрации г. Перми от 22.03.2017 № 210 утвержден Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми /л.д. 55-163, т.1/.
Постановлением Администрации г. Перми от 23.01.2018 № 41 утвержден Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми /л.д. 164-175, т.1/.
Судом первой инстанции в решении проведен подробный анализ оспариваемых положений постановлений администрации г. Перми и обосновано установлено отсутствие противоречий Федеральному законом от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иным нормативно-правовым актам, всем доводам административных истцов дана надлежащая оценка.
Кроме того, судебной коллегией учитывается, что оценка законности Постановления администрации города Перми от 22.03.2017 № 210 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» была дана Ленинским районным судом г. Перми при рассмотрении административного дела № 2а-1676/2021. Решением от 15.10.2021, которое апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21.03.2022 было оставлено без изменения, в удовлетворении административных исковых требованиях отказано.
В соответствии с п. 21 ст. 49 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150 (далее - Устав города Перми), администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе организует на территории города Перми транспортное обслуживание населения города Перми.
Согласно ст. ст. 57, 59 Устава города Перми глава города Перми в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законодательством Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления администрации города Перми по вопросам местного значения.
Таким образом, принятие оспариваемых правовых актов находится в компетенции администрации города Перми. Порядок издания правовых актов определяется администрацией города.
В соответствии с требованиями Постановления Администрации г. Перми от 25.05.2012 № 235 «О порядке подготовки правовых актов в администрации города Перми», постановления и распоряжения администрации города Перми должны:
соответствовать действующему законодательству, нормативным актам органов государственной власти, ранее принятым правовым актам органов местного самоуправления города Перми (если проектом правового акта администрации города Перми не предусматривается их отмена или изменение);
предусматривать порядок вступления в силу;
предусматривать порядок опубликования (при необходимости);
определять лиц по контролю исполнения постановлений и распоряжений администрации города Перми.
В соответствии с разделом 5 Порядка подготовки правовых актов установлены этапы формирования проекта постановления и сопроводительных документов к нему.
Согласно п.5.2. Порядку подготовки правовых актов инициатор проекта (функциональный или территориальный орган администрации города Перми), а в данном случае им выступал именно департамент дорог и транспорта администрации города Перми до запуска процесса в СЭД обеспечивает проведение: оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Перми в порядке, установленном действующим законодательством, нормативными правовыми актами Пермского края и нормативными правовыми актами администрации города Перми;
- независимой антикоррупционной экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов администрации города Перми в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными правовыми актами администрации города Перми;
- общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования города Перми в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными правовыми актами города Перми.
Установлено и материалами административного дела подтверждается, что Постановления Администрации № 1057, № 41 и № 210 приняты в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ, решением Пермской городской Думы от 24 мая 2016 г. № 96 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми», прошли процедуру издания в соответствии с Порядком подготовки правовых актов в администрации города Перми, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 25.05.2012 № 235.
В соответствии с постановлением администрации города Перми от 25.12.2014 № 1041 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», оспариваемые постановления были направлены в департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми для размещения на официальном сайте муниципального образования «Город Пермь» в целях обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия и размещены на официальном сайте муниципального образования «Город Пермь» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.gorodperm.ru.
Проведение оценки регулирующего воздействия распространяется на проекты нормативных правовых актов Пермской городской Думы, проекты нормативных правовых актов Главы города Перми и проекты нормативных правовых актов администрации города Перми, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением проектов нормативных правовых актов Пермской городской Думы, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы, и проектов нормативных правовых актов Пермской городской Думы, регулирующих бюджетные правоотношения.
Целью оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов является выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Перми.
В соответствии с разделом 2 Постановления № 1041 в целях проведения процедуры оценки регулирующего воздействия разработчик подготовил текст проекта оспариваемых постановлений, отчет об оценке регулирующего воздействия, пояснительную записку к проекту правового акта и финансово-экономическое обоснование принятия данного нормативного правового акта.
В соответствии с п. 5.7.2.2. Порядка подготовки правовых актов пояснительная записка к проектам оспариваемых постановлений излагала необходимость принятия проекта правового акта, прогноз возможных социальных, экономических, правовых и иных последствий действия принимаемого правового акта, с обязательным указанием - нормативности проекта принимаемого правового акта и необходимости проведения независимой антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия. Кроме этого, в пояснительной записке отражены положительные результаты независимой антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия.
В соответствии с п. 5.7.2.3. Порядка подготовки правовых актов разработчик проекта нормативного правового акта должен подготовить финансово-экономическое обоснование с приложением необходимых расчетов, в случае, если реализация проекта постановления или распоряжения администрации города Перми требует материальных и других затрат. При подготовке проекта оспариваемых постановлений финансово-экономическое обоснование готовилось с указанием того, что принятие проектов оспариваемых постановлений не повлечет увеличения дополнительных расходов бюджета города Перми.
В соответствии с Постановлением администрации города Перми от 01.02.2010 № 24 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в администрации города Перми», оспариваемые постановления были направлены начальнику информационно-аналитического управления администрации города Перми для размещения проектов постановления для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте муниципального образования «Город Пермь» и были размещены на официальном сайте муниципального образования «Город Пермь» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.gorodperm.ru.
Постановление № 24 дает понятие антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в администрации города, под которой понимается деятельность, направленная на выявление в нормативных правовых актах или проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращение включения в них указанных положений.
В соответствии с п. 1.4. Постановления № 1041 департаментом экономики и промышленной политики администрации города Перми, уполномоченным на проведение оценки регулирующего воздействия, по оспариваемым постановлениям были подготовлены положительные заключения, в которых указано, что положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета города Перми, не выявлены.
Также, проекты оспариваемых Постановлений в соответствии с п. 1.1. и п. 2.3. Соглашения о взаимодействии администрации города Перми и прокуратуры города Перми в сфере обеспечения единого правового пространства от 14.03.2012, администрацией направлены на электронную почту прокуратуры города Перми. Замечания в адрес администрации от прокуратуры в установленный срок не поступали.
Процедуру общественного обсуждения проекты оспариваемых постановлений не проходили, так как не являлись проектами документа стратегического планирования города Перми.
Оспариваемые постановления были запущены на согласование по системе СЭД и переданы главе города Перми на подпись.
Таким образом, установленный порядок при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен. Постановление администрации г. Перми от 25.05.2012 № 235 в установленном законом порядке административными истцами не обжаловано.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, судом первой инстанции верно установлено и материалами дела подтверждается, что Постановление Администрации г. Перми от 28.11.2016 N 1057 «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», подписано Главой города ФИО7, в соответствии со ст. 57 Устава города Перми. В последующем, в Постановление Администрации г. Перми от 28.11.2016 N 1057 «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», были внесены изменения: Постановлением Администрации г. Перми от 26.10.2017 № 954 «О внесении изменений в Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, утвержденный Постановлением администрации города Перми от 28.11.2016 N 1057», подписанным Главой города ФИО7, Постановлением Администрации г. Перми от 18.12.2018 № 999 «О внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Перми», подписанным Главой города ФИО7, Постановлением Администрации г. Перми от 30.09.2019 № 614 «О внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Перми по вопросам регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», подписанным и.о. Главы города Перми ФИО8, Постановлением Администрации г. Перми от 03.06.2021 № 400 «О внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Перми по вопросам регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми», подписанным и.о. Главы города Перми ФИО8.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с распоряжениями главы города Перми от 10.09.2019, 31.08.2020 на период отсутствия Главы города Перми с 25.09.2019 по 09.10.2019, с 01.09.2020, соответственно, на первого заместителя Главы администрации города Перми ФИО8 возложено исполнение обязанностей главы города Перми /л.д.17-18, т.3/.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основания и порядок прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно п.2 ч. 6 ст. 36 Закона № 131-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 47 Устава города Перми основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (Главы города Перми) является отставка по собственному желанию.
Согласно п. 3, 4 ст. 47 Устава города Перми в случае отставки по собственному желанию полномочия Главы города Перми прекращаются со дня поступления в Думу обращения об отставке по собственному желанию либо с иной, указанной в таком обращении даты, но не ранее дня поступления в Думу обращения об отставке по собственному желанию. В срок не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий принимается решение Думы о досрочном прекращении полномочий Главы города Перми.
14.12.2020 в Думу поступило обращение Главы города Перми ФИО7 об его отставке по собственному желанию с 15.12.2020. Решением Думы № 262 досрочно прекращены полномочия ФИО7 в должности Главы города Перми 15.12.2020.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования (ч. 7 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с п.5 ст. 47 Устава города Перми в случае досрочного прекращения полномочий Главы города Перми его полномочия временно, до избрания в установленном порядке Главы города Перми, исполняет должностное лицо местного самоуправления, назначаемое решением Думы.
Решением Думы №263 ФИО9 назначен временно исполняющим полномочия Главы города Перми на период с 16.12.2020 и до вступления в установленном порядке в должность вновь избранного Главы города Перми.
Решения Думы от 15.12.2020 № 262 и № 263 административными истцами не обжаловались.
Оспариваемое постановление № 210, вопреки доводам апелляционных жалоб, было издано и подписано исполняющим обязанности Главы города Перми ФИО2, который на основании распоряжения от 06.03.2017 временно в период с 09.03.2017 по 22.03.2017 исполнял обязанности главы города Перми /л.д.16 т.3/.
Таким образом, доводы административных истцов о допущенных нарушениях в части подписания оспариваемых постановлений опровергаются материалами дела.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии в материалах дела текстов проектов постановлений, которыми были внесены изменения и дополнения в оспариваемые нормативные правовые акты, не могут быть приняты во внимание.
В силу ч. 1 ст. 63 КАС РФ истребование доказательств по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе является правом, но не обязанностью суда; доказательства по делу суд истребует в зависимости от обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 62 КАС РФ); суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 60 КАС РФ); оснований полагать, что по настоящему административному делу обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения административного дела, установлены неверно, не доказаны совокупностью собранных по делу доказательств, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд обязан был дать оценку имеющемуся в материалах дела решению Пермской городской Думы от 23.03.2021 № 64, основан на ошибочном понимании норм права, поскольку в силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 КАС РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч.1 ст. 178 КАС РФ), в соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Вместе с тем, решение Пермской городской Думы от 23.03.2021 № 64 административными истцами не обжаловалось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения прав административных истцов. Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что доводы ФИО1 в целом направлены на расширение прав коммерческих организаций в сфере регулярных перевозок пассажиров на территории г. Перми, при этом ФИО1 не относится к таким организациям, в связи с чем какие либо права, как пассажира, отсутствием желаемых прав коммерческих организаций в сфере регулярных перевозок пассажиров на территории г. Перми, не нарушают прав ФИО1 Доказательств обратного ФИО1 не представлено.
Иные доводы апелляционных жалоб повторяют правовую позицию заявителей жалоб при рассмотрении спора по существу, получившую надлежащую правовую оценку, основаны на ошибочном понимании норм права, а также на субъективной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, для чего судебная коллегия оснований не находит.
Оснований полагать, что по настоящему административному делу обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, установлены неверно, не доказаны совокупностью собранных по делу доказательств, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Эдельвейс», ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий/подпись/.
Судьи /подписи/.