ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-721/2018 от 01.03.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-721/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 1 марта 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Муратовой С.В. и Ночевника С.Г.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича, Михайловой Софьи Андреевны на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 17 ноября 2017 года об оспаривании решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Алексеев Н.А., Климов В.Н., Михайлова С.А. обратились в Киришский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, которым просили:

признать незаконными решения администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области №№ 01-01-16/10929, 01-01-16-10930, 01-01-16-10931 от 09.11.2017 о невозможности проведения публичных мероприятий в форме пикетов и шествия;

обязать администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Требования административного иска мотивированы тем, что 8.11.2017 года в администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

в форме пикетирования в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в Российское законодательство прямого запрета дискриминации людей по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в г. Кириши в сквере на площади 60-летия Октября 17.11.2017 с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. с количеством участников до 200 человек;

в форме пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы в г. Кириши в сквере на площади 60-летия Октября 18.11.2017 с 11 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. с количеством участников до 200 человек;

в форме шествия Киришского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии в г. Кириши по улице Советская от Волховской набережной до улицы Строителей 21.11.2017 с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. с количеством участников до 200 человек.

9.11.2017 г. административные истцы получили ответы, текст которых содержал отказ в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий без предложения альтернативного места либо времени в связи с тем, что цель запланированных публичных мероприятий нарушает запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29.12. 2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».

Административные истцы из администрации Киришского муниципального района получили ответы от 09.11.2017, текст которых содержал отказ в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий без предложения альтернативного места либо времени в связи с тем, что цель запланированных публичных мероприятий нарушает запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».

Такие действия администрации повлекли нарушение прав на проведение публичных мероприятий.

В суд первой инстанции административные истцы Алексеев Н.А., Климов В.Н., Михайлова С.А. не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области Боровской А.А. возражал против удовлетворения требований административного иска.

Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 17 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований Алексееву Н.А., Климову В.Н., Михайловой С.А. отказано.

Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного судом решения, Алексеевым Н.А., Климовым В.Н., Михайловой С.А. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения – об удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в административном исковом заявлении. Указывается, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области нарушила порядок согласования публичных мероприятий, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года не предложила организатору альтернативных мест и времени их проведения, чем лишила возможности заявителей эффективной реализации права на свободу собраний. Считают, что предложение об изменении места или времени проведения публичного мероприятия является обязанностью органа власти, однако альтернативного места для проведения публичного мероприятия не предложено. Мотивы отказа в согласовании проведения публичных мероприятий, связанные с защитой прав и нравственности несовершеннолетних, являются необоснованными. Ссылка суда на недопустимость проведения публичных мероприятий с заявленными целями является необоснованной.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ) одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции РФ, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ на организатора публичного мероприятия возлагается ряд соответствующих обязанностей, в том числе подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 4 данной статьи, организатор публичного мероприятия обязан в пределах своей компетенции обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при его проведении, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел.

Указанные нормативные положения в системной связи с пунктом 6 части 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, обязывают организатора уведомить уполномоченный орган о форме и методе обеспечения общественного порядка при проведении публичного мероприятия.

Предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Алексеев Н.А. как организатор публичных мероприятий 08.11.2017 обратился в администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области с уведомлением о проведении публичных мероприятий в форме:

пикетирования 17.11.2017 с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. в г. Кириши в сквере на площади 60-летия Октября. Цель публичного мероприятия: привлечение внимания жителей в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в Российское законодательство прямого запрета дискриминации людей по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия до 200 человек;

пикетирования 18.11.2017 с 11 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. в г. Кириши в сквере на площади 60-летия Октября. Цель публичного мероприятия: привлечение внимания жителей с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия до 200 человек;

шествие Киришского гей-парада 21.11.2017 с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. в г. Кириши по улице Советская от Волховской набережной до улицы Строителей. Цель публичного мероприятия: привлечение внимания жителей в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия до 200 человек.

На уведомления Алексеева Н.А., Климова В.Н., Михайловой С.А. от 08.11.2017 г. административным ответчиком – администрацией муниципального образования Киришского муниципального района Ленинградской области 09.11.2017 г. подготовлены письма за №№ 01-01-16/10929, 01-01-16-10930, 01-01-16-10931, в которых заявителям сообщалось о невозможности проведения заявленных публичных мероприятий.Основанием для отказа послужило то, что цели их проведения нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», поскольку направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. В этой связи не предложено иное место проведения данных мероприятий.

Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что уведомления административных истцов рассмотрены в установленном законом порядке и сроки, о чем даны мотивированные ответы в письменной форме, оспариваемые решения администрации муниципального образования Киришского муниципального района являются законными и обоснованными, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Указанные в уведомлениях Алексеева Н.А. места проведения публичных мероприятий расположены в непосредственной близости от зданий общеобразовательных учреждений, отдыха и оздоровления, культурно-массового назначения, в которых предоставляются услуги, в том числе несовершеннолетним, также вблизи расположены территории для отдыха детей.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с этим в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.

В силу п. 7 ч. 2, п. 5 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Положения ч. 3 ст. 16 того же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6. 21 КоАП РФ.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 24-П часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

Как указал Конституционный Суд РФ в названном Постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной. Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

Ссылка в апелляционной жалобе на неисполнение органом местного самоуправления обязанности о предложении альтернативного места для проведения публичных мероприятий является несостоятельной, поскольку административному истцу отказано в согласовании проведения публичных мероприятий по тому основанию, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, так как основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.

Оснований для отмены решения суда, в том числе предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Киришского городского суда Ленинградской области от 17 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича, Михайловой Софьи Андреевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Голубева А.А.