ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-722/20 от 20.05.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Карпова С.В. Дело №33а-722/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«20» мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Потаповой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-794/2019, УИД 44RS0003-01-2019-001241-15) по апелляционной жалобе руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области Ахромченковой И.Ф. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 09 декабря 2019 года, которым частично удовлетворены исковые требования Чубурова Александра Валерьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании незаконными действий по приостановлению государственного кадастрового учета земельного участка.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Костромской области Добровольской Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чубуров А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, просил признать незаконными действия Шарьинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Костромской области по приостановлению государственного кадастрового учета земельного участка и обязать Управление Росреестра по Костромской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что 24 мая 2018 года он заключил договор с МУП «Горизонт» на выполнение кадастровых работ по межеванию и подготовке документов для постановки на кадастровый учет земельного участка под двухквартирным домом по адресу: <адрес> в котором расположена принадлежащая ему квартира. 07 сентября 2018 года кадастровым инженером ФИО14 был подготовлен межевой план указанного земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая утверждена решением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее также Комитет) от 04 сентября 2018 года № 248. Затем Комитетом в Шарьинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Костромской области было направлено заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет, на которое в сентябре 2018 года поступило уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», мотивированное тем, что образование земельного противоречит подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, предусматривающему, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевании территории. Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ в подпункт 4 пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ были внесены изменения, согласно которым образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий и сооружений допускается и не на основании проекта межевания территории. В связи с этим Комитет 30 июля 2019 года повторно обратился в Шарьинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Костромской области для постановки земельного участка на кадастровый учет. При этом решением Комитета от 29 июля 2019 года № 286 были внесены изменения в ранее принятое решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 04 сентября 2018 года № 248 в части уточнения адреса земельного участка, и 30 июля 2019 года межевой план был сформирован повторно с учетом этих изменений. Уведомлением от 06 августа 2019 года Шарьинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Костромской области сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета по тем же основаниям. Считает действия административного ответчика по приостановлению кадастрового учета земельного участка безосновательными, противоречащими пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку форма и содержание представленных документов для государственного кадастрового учета, соответствовали законодательству РФ, и нарушающими его права, поскольку в результате этих действий он лишен возможности оформить право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация городского округа город Шарья Костромской области, Наимова Ш.Н., Рахмонов Э.Т. (собственники квартиры № 1 в доме <адрес>)

Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 09 декабря 2019 года требования Чубурова А.В. удовлетворены частично; признаны незаконными действия Шарьинского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по приостановлению государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Костромская область, г. Шарья, пгт. Ветлужский, ул. Юности, з/у 6, согласно уведомления № КУВД-001/2019-9299644/1 от 06 августа 2019 года; в удовлетворении остальной части административного иска Чубурову А.В. отказано.

В апелляционной жалобе руководитель Управления Росреестра по Костромской области ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Считает решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает ошибочным вывод суда о том, что поскольку ФИО2 является собственником помещения (квартиры № 2), расположенного на спорном земельном участке, то подпадает под исключение, установленное подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ (в ред. от ФЗ РФ № 151-ФЗ от 27 июня 2019 года), в связи с чем утверждение проекта межевания территории в данном случае не требуется. Вопреки выводам суда исключение, установленное названное нормой, в данном случае не может быть применено, поскольку земельный участок формируется для эксплуатации многоквартирного дома и его предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме не требуется, так как право собственности этих лиц на общее имущество возникает в силу закона. Кроме того, ФИО2 принадлежит на праве собственности именно помещение (квартира № 2) в здании (двухквартирный жилой дом), а не здание в целом. Считает, что суд неверно истолковал и применил положения статей 41 и 42 ГрК РФ, и неправильно посчитал, что ввиду отсутствия проекта планировки территории элементы планировочной структуры не выделены, поэтому нельзя утверждать о расположении земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Из содержания решения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области от 04 сентября 2018 года № 248 следует, что образуемый земельный участок расположен в кадастровом квартале и ему присвоен вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Согласно представленной в материалы дела информации с электронного ресурса Росреестра «Публичная кадастровая карта» в указанном кадастровом квартале расположено несколько многоквартирных жилых домов, в том числе и двухквартирный жилой дом, в котором одна из квартир принадлежит ФИО2, поэтому образование земельного участка в силу пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который отсутствует. Полагает, что судом необоснованно отклонены доводы о не соблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку тот не обращался за обжалованием решения о приостановлении государственного кадастрового учета в апелляционную комиссию, как это предусмотрено частью 9 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

В возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец ФИО2, представитель администрации городского округа город Шарья Костромской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области ФИО3 просят оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие административного истца ФИО2 и представителя администрации городского округа город Шарья, ходатайствовавших о рассмотрении дела без них, в отсутствие представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области и заинтересованных лиц ФИО4 и ФИО5, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира № 2 общей площадью 84 кв.м, расположенная в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д.85-86).

Собственниками квартиры № 1 в этом же доме являются ФИО4 и ФИО5 (л.д.84).

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области от 04 сентября 2018 года № 248 на основании заявления ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале , по адресу: <адрес> 6, площадью 2431 кв.м, территориальная зона: индивидуальной усадебной застройки (Ж-1), вид разрешенного использования земельного участка: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 9).

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области № 286 от 29 июля 2018 года внесены изменения в решение Комитета № 248 от 04 сентября 2018 года в части изменения адреса земельного участка: <адрес>л.д. 17).

30 июля 2019 года кадастровым инженером ФИО6 подготовлен межевой план указанного земельного участка (л.д. 56-66).

30 июля 2019 года представитель администрации городского округа город Шарья Костромской области по доверенности ФИО7 обратилась в Шарьинский муниципальный отдел Управления Росреестра по Костромской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка по адресу: <адрес>

Уведомлением от 06 августа 2019 года № КУВД-001/2019-9299644/1 государственный регистратор сообщил ФИО7 о том, что действия по государственному кадастровому учету указанного земельного участка приостановлены до 06 ноября 2019 года по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно в связи с тем, что представленный межевой план подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как вид разрешенного использования земельного участка: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, в связи с чем в силу пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельного участка должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (л.д. 22)

25 сентября 2019 года представитель администрации городского округа город Шарья Костромской области по доверенности ФИО7 обратилась в Шарьинский муниципальный отдел Управления Росреестра по Костромской области с заявлением о прекращении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес>

01 октября 2019 года действия по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка прекращены, о чем в адрес ФИО7 направлено уведомление от 01 октября 2019 года № КУВД-001/2019-9299644/2 (л.д.102, 198).

05 ноября 2019 года ФИО2, полагая, что приостановление кадастрового учета земельного участка нарушает его права, обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая административный спор, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых ФИО2 действий Управления Росреестра по Костромской области по приостановлению кадастрового учета земельного участка и удовлетворил требования административного истца в указанной части.

При этом суд исходил из того, что административный истец, являясь собственником помещения (квартиры № 2) в здании, находящемся на образуемом земельном участке, подпадает под исключение, установленное подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, в связи с чем образование земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, в данном случае допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, и утверждения проекта межевания территории не требуется.

Суд посчитал, что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы ФИО2, так как приведенные в уведомлении от 06 августа 2019 года основания приостановления кадастрового учета не соответствуют закону.

Вместе с тем суд не усмотрел оснований для возложения на административного ответчика обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, указав, что кадастровый учет земельного участка прекращен по заявлению лица, обращавшегося за его осуществлением, а признание действий по приостановлению кадастрового учета незаконными уже само по себе устраняет допущенное органом регистрации нарушение и восстанавливает права административного истца.

С выводами суда о незаконности действий по приостановлению кадастрового учета земельного участка и нарушении им прав административного истца согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 14 названного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 21 того же Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 11 статьи 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними (пункт 3).

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

При этом согласно пункту 2 данной статьи образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Исходя из приведенных норм образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется только на основании проекта межевания территории, кроме случаев образования земельного участка в целях, перечисленных в подпункте 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.

По материалам дела не усматривается обстоятельств, свидетельствующих о том, что земельный участок, за кадастровым учетом которого 30 июля 2019 года обратился представитель администрации городского округа город Шарья Костромской области, образуется в целях, названных в подпункте 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.

На образуемом земельном участке расположен многоквартирный двухквартирный жилой дом, что никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.

ФИО2 является собственником жилого помещения в этом доме, что вопреки суждениям суда первой инстанции не относит его к собственникам здания, при предоставлении земельных участков которым образование земельных участков допускается на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

С учетом этого вывод суда о том, что в рассматриваемом случае образование земельного участка возможно на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а не на основании проекта межевания территории, ошибочен.

В силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Согласно части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ на этих же органах лежит и обязанность подготовки документации по планировке территории (проектов межевания территории и проектов планировки территории).

Таким образом, в целях образования земельного участка под многоквартирным домом уполномоченные органы должны совершить все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе утверждение проекта межевания территории.

Невыполнение органом местного самоуправления таких действий и отсутствие по этой причине утвержденного проекта межевания не является основанием для образования земельного участка под многоквартирным домом на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Поскольку для кадастрового учета земельного участка в орган государственной регистрации был представлен межевой план земельного участка, выполненный не на основании проекта межевания территории, а на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приостановление кадастрового учета являлось правомерным.

В этой связи у суда не было оснований для вывода о незаконности действий административного ответчика и нарушении ими прав административного истца.

Кроме того, делая вывод о нарушении действиями ответчика прав истца, суд не учел, что с заявлением о кадастровом учете земельного участка обращался не ФИО2, а другое лицо, которое еще до истечения срока приостановления кадастрового учета и, соответственно, до обращения ФИО2 в суд с настоящим иском заявило о прекращении кадастрового учета на основании части 1 статьи 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) и решений органа государственной власти является наличие совокупности таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав и свобод административного истца.

Так как в данном случае такой совокупности не имеется, требования административного истца не подлежали удовлетворению ни в какой их части.

При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе ФИО2 в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 09 декабря 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Росреестра по Костромской области о признании незаконными действий по приостановлению кадастрового учета земельного участка отказать.

Председательствующий:

Судьи: