ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7256/2018 от 18.04.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-7256/2018 Судья: Гринь О.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 18 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Головкиной Л.А.,

Ивановой Ю.В.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2а-1452/18 по апелляционной жалобе Погодиной-Кессинг Э. К. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2018 года по административному иску Погодиной-Кессинг Э. К. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Погодина-Кессинг Э.К. обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения администрации от 20 мая 2016 года №... года, которым Погодиной-Кессинг Э.К. прекращено предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежной выплаты с 01 января 2015 года, а также просила признать незаконным решение от 20 мая 2016 года № 57 о прекращении ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2015 года.

В обоснование поданного в суд иска Погодина-Кессинг Э.К. ссылался на то обстоятельство, что 02 ноября 2017 года в ходе ознакомления с материалами дела №..., находящегося в производстве мирового судьи судебного участка № 185 Санкт-Петербурга, ей стало известно о прекращении районной администрацией предоставления мер социальной защиты поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежной выплаты, а также ежемесячной денежной выплаты, в связи со сменой места жительства. По мнению истца, принятое решение не соответствует требованиям законодательства, в том числе, Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», поскольку истец на территории Республики <...> проживала временно, с регистрационного учёта по адресу квартиры <адрес> не снималась.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2018 года в удовлетворении требований Погодиной-Кессинг Э.К. отказано, в том числе, в связи с пропуском установленного процессуальным законом срока на обжалование решения органа государственной власти.

В апелляционной жалобе Погодина-Кессинг Э.К. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке, выданной Отделом вселения и регистрации Санкт-Петербургского ГКУ «Жилищное агентство <...> района», Погодина-Кессинг Э.К. зарегистрирована по месту жительства по адресу квартиры <адрес> с <дата> (л.д. 9).

Из содержания ответа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе от 28 июля 2017 года, адресованного мировому судье судебного участка № 185 Санкт-Петербурга, следует, что Погодина-Кессинг Э.К. в период с 07 июля 2002 года по 31 декабря 2015 года являлась получателем страховой пенсии по старости; 11 мая 2009 года Погодина-Кессинг Э.К. обратилась в названное территориальное Управление Пенсионного Фонда с уведомлением о временном проживании в Федеративной Республике Германия; 10 марта 2015 года в Управление поступил акт о личной явке Погодиной-Кессинг Э.К. в Генеральной консульство России в Бонне, Германия с целью продолжения получения выплаты пенсии с отметкой о проживании Погодиной-Кессинг Э.К. по адресу: <адрес>, в связи с чем на основании полученных сведений, указывающих на постоянное проживание Погодиной-Кессинг в иностранном государстве и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 выплата пенсионных средств была ограничена до 31 декабря 2015 года, а затем с 01 января 2016 года – прекращена (л.д. 11).

Решениями администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, принятыми 20 мая 2016 года, Погодиной-Кессинг Э.К. прекращена ежемесячная денежная выплата и денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2015 года, с указанием на отсутствие права на получение таких выплат (л.д. 14, 15).

Отказывая Погодиной-Кессинг Э.К. в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что факт обращения истца в Консульство Российской Федерации в Федеративной Республике Германия с заявлением о получении пенсии свидетельствует о том, что Погодина-Кессинг Э.К. выехала с места жительства на территории Российской Федерации с целью проживания в иностранном государстве и в силу пункта 2.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» ей обоснованно прекращена выплата денежных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг.

Данный вывод суда следует признать правильным.

Форма предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге определяется Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».

В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года N 228-45 формой предоставления мер социальной поддержки категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге является денежная выплата.

Полномочия по принятию решения о предоставлении, а также о приостановлении предоставления указанных мер социальной поддержки возложены на районные администрации.

В соответствии с пунктом 2.7 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», предоставление денежных выплат гражданам, в отношении которых имеются сведения о том, что они выехали на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, приостанавливается с 1-го января каждого года Горцентром на основании сведений, поступающих из органов Пенсионного фонда Российской Федерации о приостановлении выплаты пенсии в связи с непредставлением справки о нахождении гражданина в живых. Предоставление денежных выплат возобновляется Горцентром после получения сведений от органов Пенсионного фонда Российской Федерации о восстановлении выплаты пенсии со дня приостановления предоставления денежных выплат.

Согласно Положению о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386, пенсия выплачивается гражданам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 на бумажном носителе или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации (п.3).

В случае непредставления справок, указанных в пункте 4 Положения (в частности, справки, подтверждающей постоянное место жительство за пределами Российской Федерации), в течение срока, установленного частью 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата пенсии приостанавливается (прекращается) и впоследствии возобновляется (восстанавливается) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации (п.5).

Согласно пункту 9 Положения продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

Учитывая, что выплата пенсии Погодиной-Кессинг Э.К. была ограничена территориальным Управлением Пенсионного фонда до 31 декабря 2015 года, а затем прекращена с 01 января 2016 года на основании пункта 9 Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, каких-либо документов от Погодиной-Кессинг Э.К. после 10 марта 2015 года в Управление Пенсионного Фонда не поступало, следует прийти к выводу о том, что обжалуемые решения о прекращении администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга предоставления мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты приняты в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.

Кроме того, Погодина-Кессинг Э.К. не лишена права на возобновление предоставления денежных выплат после направления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации документов, являющихся основанием для восстановления выплаты пенсии.

Ссылки Погодиной-Кессинг Э.К. на положения Закона Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, которым утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания месту жительства, правового значения не имеют, поскольку представленные в материалы данного административного дела доказательства свидетельствуют о несоответствии регистрации фактическому месту постоянного проживания истца в период с 2009 года по 2016 год.

Так, Погодина-Кессинг Э.К. 11 мая 2009 года лично уведомила пенсионные органы о выезде за пределы Российской Федерации и проживании в Федеративной Республике Германия, в соответствии с Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386; на момент выдачи (21 июля 2011 года) Погодиной-Кесссинг Э.К. Генеральным консульством Российской Федерации в <...> ФРГ паспорта гражданина Российской Федерации со сроком действия до 21 июля 2016 года истец продолжала проживать в Германии; акт о личной явке Погодиной-Кесссинг Э.К. в Генеральное консульство Российской Федерации <...> с целью решения вопроса о продолжении выплаты пенсии, составленный работниками названного консульского учреждения 20 января 2015 года, указывает на проживание истца в иностранном государстве.

Названные документы в совокупности с тем обстоятельством, что о принятых 20 мая 2016 года районной администрацией решениях о прекращении выплат, истец узнала только в ноябре 2017 года, подтверждают факт постоянного проживания истца за пределами Российской Федерации.

Сохранение истцом регистрации по адресу квартиры <адрес>, участником общей долевой собственности на которую она (истец) является, не указывает на незаконность оспариваемых истцом решений, поскольку в силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (статья 3), содержит положение, согласно которому, сама по себе регистрация или отсутствие таковой не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Необоснованность выводов суда о пропуске Погодиной-Кессинг Э.К. установленного законом срока на обращение в суд (ввиду отсутствия установленного судом времени получения сведений о принятых районной администрацией решений) не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в удовлетворении иска отказано не только по формальному основанию пропуска процессуального срока, но судом по существу установлены обстоятельства, имеющие значения для дела и правильно применены нормы материального права.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2018 года по делу № 2а-1452/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Погодиной-Кессинг Э. К. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: