ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7263/2021 от 07.06.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Вишнякова С.А. Дело № 33а-7263/2021

УИД 24RS0012-01-2020-001225-05

3.194

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2021 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Корниенко А.Н., Федоренко В.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 года, которым постановлено:

«Административный иск Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН <***>, <дата> года рождения, уроженца г<данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> в доход государства:

- страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального ОМС за 2019 год в сумме 6884 рубля (шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре рубля). КБК 182 102 021 030 810 13 160, р/сч <***>, БИК 040407001 ГРККЦ ГУ банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), ИНН /КПП <***>/246401001;

- пени за неуплату страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального ОМС за период с 01.01.2020г. по 09.01.2020г. в размере 12,91 рублей (двенадцать рублей 91 копейка). КБК 182 102 021 030 820 13 160, р/сч <***>, БИК 040407001 ГРККЦ ГУ банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000.Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), ИНН /КПП <***>/246401001;

- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в сумме 29354 рубля (двадцать девять тысяч триста пятьдесят четыре рубля). КБК 182 102 021 400 611 10 160, р/сч <***>, БИК 040407001 ГРККЦ ГУ банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), ИНН /КПП <***>/246401001;

- пени за неуплату страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020г. по 09.01.2020г. в сумме 55,04 рубля (пятьдесят пять рублей 04 копейки) КБК 182 102 021 400 621 10 160, р/сч <***>, БИК 040407001 ГРККЦ ГУ банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), ИНН /КПП <***>/246401001;

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1289,18 рублей (одна тысяча двести восемьдесят девять рублей 18 копеек)».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, за 2019 год в сумме 6 884 рубля, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с <дата> по <дата> в сумме 12,91 рубль, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в сумме 29 354 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за период с <дата> по <дата> в сумме 55,04 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являясь плательщиком страховых взносов, обязанный исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Российской Федерации и страховые взносы на обязательное медицинское страхование, не исполнил данную обязанность. Требование об уплате задолженности, направленное в адрес ответчика, осталось без удовлетворения, задолженность не погашена. За нарушение установленных сроков, в связи с неуплатой в установленный срок налогов ответчику начислены пени согласно ст.75 НК РФ.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что процедура взыскания истцом не была соблюдена, требование было направлено истцом по адресу, по которому он никогда не проживал. Кроме того, требование не отвечает установленной форме, документ не подписан, следовательно, является недействительным.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО2 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Проверив материалы дела и решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, выслушав административного истца ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю ФИО2 возражавшую против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в силу п.п.2 п.1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии со ст.423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В силу ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно требованию от <дата>, предъявленная Инспекцией к уплате ФИО1 недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила в размере 29 354,00 руб., по пене 55,04 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 6 884,00 руб., по пене 12,91 руб., установлен срок уплаты до <дата>.

Мировым судьей судебного участка в г.Дивногорске Красноярского края <дата> выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени.

Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка судебного участка в г.Дивногорске Красноярского края в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ отменен. <дата> административный истец обратился с настоящим иском в суд.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что ФИО1 требование об уплате страховых взносов за 2019 год и пени в добровольном порядке не исполнил, доказательств, подтверждающих освобождение от обязанности производить уплату страховых взносов, административным ответчиком не представлено.

Вместе с тем, из письменных возражений административного ответчика, а также устных объяснений, данных представителем ФИО2 в суде апелляционной инстанции следует, что в ходе выяснения фактических обстоятельств Инспекцией установлено, что реестр отправки заказной корреспонденции (список отправлений от <дата>), которым истец подтверждал направление требования от <дата> ответчику, представлен суду первой инстанции ошибочно, поскольку ФИО1, зарегистрированный по <адрес>, является полным однофамильцем административного ответчика.

По утверждению истца в возражениях на апелляционную жалобу данное требование было направлено Инспекцией в адрес ответчика в электронной форме согласно программному комплексу посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС). В качестве подтверждения Инспекцией к апелляционной жалобе приложен скриншот информационного ресурса Инспекции, в соответствии с которым оспариваемое ответчиком требование получено <дата>.

Согласно положениям ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз.2 п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года N ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – Порядок).

Согласно п.4 Порядка в процессе электронного документооборота при направлении Требования по телекоммуникационным каналам связи также направляются следующие технологические электронные документы:

1) подтверждение даты отправки по форме и формату согласно приложениям N 1 и N 2 к Порядку представления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

2) квитанция о приеме по форме и формату согласно приложениям N 3 и N 4 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@;

3) уведомление об отказе в приеме по форме и формату согласно приложениям N 5 и N 6 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@;

4) извещение о получении электронного документа по форме и формату согласно приложениям N 7 и N 8 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждое Требование и технологический электронный документ из указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.

В соответствии с 5, 6, 11, 12 Порядка при направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе.

Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых Требований и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа) с КЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат).

Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика.

При получении налоговым органом квитанции о приеме Требования датой его получения налогоплательщиком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Доказательств, подтверждающих направление административному ответчику требования в электронной форме посредством ТКС в соответствии с установленным Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года N ММВ-7-8/200@ и предусмотренных положениями ст. 62 КАС РФ административным истцом в суд апелляционной инстанции не представлено и как утверждает представитель истца ФИО2 таких доказательств не имеется. Направление и получение требования указанным способом ответчиком отрицается.

Учитывая, что требование от <дата> на бумажном носителе истцом в адрес налогоплательщика не направлялось, представленный в материалы административного дела скриншот информационного ресурса Инспекцией не подтверждает направление требования об уплате страховых взносов и пени в установленном законом Порядке, следует вывод о о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования административного спора, поскольку доказательств направления требования ответчику не имеется.

Пункт 2 ч.1 ст. 129 КАС РФ предусматривает, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

В соответствии с п.4 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в 196 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ч.1 ст.196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

С учетом изложенного, оспариваемое решение подлежит отмене, заявленные требования административного иска оставлению без рассмотрения, так как налоговым органом не соблюден досудебный порядок обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 года отменить.

Оставить без рассмотрения административный иск Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: