ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7277 от 11.07.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а-7277

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г

судей Туктамышевой О.В., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам статьи 292 КАС РФ административное дело по административному исковому заявлению ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока к Кривошееву С.А. о взыскании страховых взносов и пеней по частной жалобе Кривошеева С.А. на определение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 мая 2019 года, которым произведена замена взыскателя ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока на ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 22 февраля 2017 года с Кривошеева С.А. в пользу ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока взысканы страховые взносы и пени в сумме 237,76 руб.

ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока обратилось в суд с заявлением о замене взыскателя на его правопреемника ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока, поскольку налоговым органам переданы полномочия по администрированию и взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Представитель ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока не возражал против удовлетворения заявления.

Представитель ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока, Кривошеев С.А. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

По делу вынесено указанное определение, на которое Кривошеевым С.А. подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене определения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, считает определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление о процессуальном правопреемстве, Фрунзенский районный суд г.Владивостока сослался на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 о том, что на стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником, и пришел к выводу о том, что основанием для замены публичного органа на правопреемника может также являться перераспределение полномочий в определенной сфере правоотношений.

Однако данные выводы являются необоснованными, не соответствующими обстоятельствам дела, постановлены при неправильном применении норм процессуального права.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Согласно п.2 ст.4 Закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу ч.1, 2 ст.19 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с ч.1 ст.44 КАС РФ если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из содержания Федерального закона № 243-ФЗ, Пенсионный фонд России не реорганизован и не упразднен. Законом также не предусмотрена перемена лица в обязательствах плательщика по страховым взносам.

Сведений о предъявлении в службу судебных приставов исполнительного документа и возбуждении исполнительного производства в материалах дела не имеется, следовательно, к сложившимся правоотношениям Федеральный закон «Об исполнительном производстве» применению не подлежит.

Кроме того, в соответствии с письмом Казначейства России от 20 февраля 2017 года N 07-04-05/09-183 "По вопросу организации исполнения исполнительных документов о взыскании страховых взносов" полномочия по администрированию определенных видов страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Федеральной налоговой службе.

Следовательно, должником могут быть представлены для оплаты исполнительных документов о взыскании страховых взносов, находящихся на исполнении в органе Федерального казначейства, взыскателями по которым выступают фонды, платежные документы с реквизитами налогового органа, являющегося администратором страховых взносов.

При необходимости, по указанным исполнительным документам фондами, выступающими взыскателями, могут быть представлены заявления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя с указанием в заявлениях реквизитов налогового органа, являющегося администратором страховых взносов.

Исполнительные документы о взыскании страховых взносов, взыскателями в которых указаны фонды, представленные в орган Федерального казначейства для исполнения налоговыми органами или фондами с указанием в заявлении реквизитов налогового органа, являющегося администратором страховых взносов, подлежат принятию к исполнению органами Федерального казначейства. При этом судебного акта о замене взыскателя по исполнительному документу с фонда на налоговый орган не требуется.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока о процессуальном правопреемстве не имелось, в связи с чем определение Фрунзенского районного суда г.Владивостока 21 мая 2019 года подлежит отмене с разрешением вопроса по существу об отказе ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока в удовлетворении заявления о замене взыскателя в порядке процессуального правопреемства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.316 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

определение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 мая 2019 года отменить.

В удовлетворении заявления ГУ УПФР по Фрунзенскому району г.Владивостока о замене взыскателя в порядке процессуального правопреемства отказать.

Председательствующий

Судьи