ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7291 от 11.07.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Махонина Е.А. Дело № 33а-7291

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Туктамышевой О.В., Зайцевой О.А.

при секретаре Чапиной Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока по апелляционной жалобе управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока на решение Советского районного суда г.Владивостока от 25 марта 2019 года, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено: признано незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14 января 2019 года, выданного ФИО1 На управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть обращение ФИО1 – уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27 декабря 2018 года в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя УГА администрации г.Владивостока, администрации г.Владивостока – ФИО2, представителя ФИО1 – ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что им в УГА администрации г.Владивостока было подано уведомление о строительстве на своем земельном участке индивидуального жилого дома. В ответ на обращение было получено уведомление «О недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» от 14 января 2019 года , поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в зоне комплексного и устойчивого развития территории. Исходя из ч.2 ст.41 Градостроительного кодекса РФ, размещение объектов капитального строительства в данной зоне допустимо после утверждения документации по планировке территории. В то же время документация по планировке в вышеуказанной зоне администрацией г.Владивостока не утверждалась. Административный истец считает данные действия УГА администрации г.Владивостока незаконными, поскольку зона комплексного и устойчивого развития территории не является ограничением. Просит признать незаконным отказ УГА администрации г.Владивостока, выраженный (сформулированный) в уведомлении «О несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 14 января 2019 года , обязать УГА администрации г.Владивостока устранить допущенные нарушения, препятствия к осуществлению и реализации прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения его обращения – уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27 декабря 2018 года (рег. от 27 декабря 2018 года) по существу в установленном порядке согласно действующей процедуре в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель УГА администрации г.Владивостока не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что в границах земельного участка планируется строительство нового индивидуального жилого дома взамен старого и реконструкция существующего объекта недвижимости не предполагается. Разрешенное использование земельного участка не предполагает индивидуальное жилищное строительство. Участок был сформирован и предоставлен для эксплуатации уже существующего индивидуального жилого дома. Правоустанавливающие документы на жилое строение представлены не были. Принимая во внимание, что спорный земельный участок вошел в территорию, необходимую для реализации публичных интересов муниципального образования г.Владивосток, согласовать индивидуальное жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером не представляется возможным.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе УГА администрации г.Владивостока ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1956 кв.м, почтовый адрес ориентира: <адрес>, а также расположенного на нем индивидуального жилого дома.

27 декабря 2018 года ФИО1 обратился в администрацию г.Владивостока с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по <адрес> в г.Владивостоке.

14 января 2019 года по результатам рассмотрения администрацией г.Владивостока уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства ФИО1 уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в зоне комплексного и устойчивого развития территории. Исходя из ст.41 Градостроительного кодекса РФ размещение объекта капитального строительства в данной зоне допустимо после утверждения документации по планировке территории. В то же время документация по планировке территории в вышеуказанной зоне администрацией г.Владивостока не утверждалась.

Давая оценку всем указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку строительство объекта ИЖС осуществляется в уведомительном порядке, при этом ФИО1 является собственником земельного участка, оспариваемое уведомление необоснованно ограничивает его права и влечет для него неблагоприятные последствия.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что прямого запрета на индивидуальное жилищное строительство в зоне комплексного и устойчивого развития территории не установлено, зона комплексного и устойчивого территории не относится к зонам с особыми условиями использования территорий; документации по планировке территории, запрещающей возведение на земельном участке индивидуального жилого дома, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что разрешенное использование земельного участка не предполагает индивидуальное жилищное строительство, а также что в ходе проведенного 28 марта 2019 года органом местного самоуправления обследования земельного участка установлено в границах спорного участка три объекта, что свидетельствует о произведенной реконструкции дома и факте самовольного возведения объектов капитального строительства, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку указанные обстоятельства не являлись мотивами к принятию оспариваемого решения.

Кроме того, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, одним из основных видом разрешенного использования в которой является индивидуальное жилищное строительство.

Несостоятельным является и довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок вошел в территорию, необходимую для реализации публичных интересов муниципального образования, в связи с чем согласовать индивидуальное жилищное строительство на земельном участке не представляется возможным.

В соответствии со ст.46.10 Градостроительного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, в границах которой расположен спорный земельный участок.

Запрет на индивидуальное жилищное строительство фактически лишает административного истца права на использование земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также права на реконструкцию жилого дома при возникновении необходимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г.Владивостока от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УГА администрации г.Владивостока - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи