ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7336/18 от 29.11.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-7336/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 29 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей Астапенко С.А. и Муратовой С.В.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрела дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и представлению Волховского городского прокурора Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 сентября 2018 года об удовлетворении административного иска ГУП «Водоканал Ленинградской области» к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим со дня принятия, постановления от 18 декабря 2017 г № 4069 и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения поддержавшего доводы представления прокурора Махмудова Э.Т., объяснения представителей административного истца ГУП «Водоканал Ленинградской области» Завьяловой О.Н., заинтересованного лица комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Смирновой А.А., возражавших по доводам апелляционной жалобы и представления, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, которым просил признать не действующим полностью со дня его принятия постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 «Об отмене постановлений администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова»; от 19 октября 2010 г. № 689 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. Волхов № 584 от 16 августа 2010 г.».

В обоснование иска административный истец указал, что считает постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 не соответствующим закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее Постановление №167) предусмотрено, что именно органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов на территории г.Волхова были утверждены постановлением администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова».

Указанное постановление от 16 августа 2010 г. № 584 от 16.08.2010 вынесено в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления, соответствовало требованиям законодательства, действующим на дату его вынесения. Оснований для его отмены не имелось. Постановление № 584 от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку Волхов, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало Абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.

Административный истец считает, что постановление от 18 декабря 2017 г. № 4069, отменившее предельно допустимые нормативы сбросов, вынесено администрацией необоснованно и с нарушением процедуры отмены нормативно-правовых актов.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента.

Ввиду того, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу, и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы местного самоуправления обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

В силу ошибочного толкования административным ответчиком норм закона, сложилась ситуация, при которой единственный субъект, уполномоченный и обязанный на установление нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в системы канализации на территории Волховского муниципального района их отменил, отрицая наличие у последнего полномочий на установление нормативов.

Постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 №4069 не соответствует следующим нормативно - правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167; Областному закону Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области"; Постановлению Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области".

ГУП «Леноблводоканал» является организацией водоснабжения и водоотведения, в том числе на территории Волховского района Ленинградской области.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Плата вносится природопользователями, то есть лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект. Поскольку конечный сброс в водный объект сточных вод, отводимых от абонентов, осуществляет после очистки ГУП «Леноблводоканал», последнее вносит плату за негативное воздействие на водный объект.

В суде первой инстанции представитель административного ответчика администрации Волховского муниципального района Щелокова З.П. заявила ходатайство о прекращении производства по делу, полагая, что данный спор подведомственен арбитражному суду.

Представители административного истца Завьялова О.Н. и заинтересованного лица Смирнова А.А. возражали против удовлетворения ходатайства представителя административного ответчика.

Определением судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 4 июня 2018 года производство по данному административному исковому заявлению прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ (л.д.175, т.1).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 июля 2018 года указанное определение отменено, административное дело направлено в тот же суд для рассмотрения по существу (л.д.215, т.1).

Представитель административного истца Завьялова О. Н., в суде первой инстанции требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Кравцов С. Ю., в судебном заседании требования истца не признал, полагал, что оспариваемое постановления является законным, обоснованным и вынесено в пределах полномочий, предоставленных Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области.

Представитель заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Смирнова А. А., в судебном заседании требования административного истца поддержала, полагала, что они обоснованы и подлежат удовлетворению, представила отзыв на иск (том 1 л.д. 167-170, 230-232).

Волховский городской прокурор Ленинградской области о времени и месте судебного заседания был извещен, в судебное заседание не явился.

Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 27 сентября 2018 года административный иск удовлетворен, признано не действующим полностью со дня его принятия Постановление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г № 4069 «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова»; от 19 октября 2010г. № 689 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. Волхов № 584 от 16 августа 2010г.» Взыскана с Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в пользу ГУП «Водоканал Ленинградской области» оплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина, в размере 4 500 рублей 00 копеек (л.д.35, т.2).

На указанное решение суда административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой повторяются доводы возражений по иску об отсутствии полномочий по принятию акта, отмененного оспариваемым постановлением (л.д.58, т.2).

Волховским городским прокурором Ленинградской области подано представление, в котором указано на неверное применение судом норм материального права (л.д.64, т.2).

Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из изложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов на территории г.Волхова были утверждены Постановлением администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова» (далее Постановление № 584).

Указанное Постановление № 584 от 16.08.2010 было вынесено в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления, соответствовало требованиям законодательства, действующим на дату его вынесения, что сторонами не оспаривалось.

В обоснование оспариваемого Постановления №4069 от 18.12.2017 г. указан Областной закон Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз (ред. от 20.02.2018) "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области"(принят ЗС ЛО 23.12.2015), согласно которому Правительству Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области переданы полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений, в том числе Волховского муниципального района Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

Среди перечисленных полномочий отсутствуют полномочия по установлению нормативов состава сточных вод, которые согласно пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Законодательными полномочиями по установлению нормативов состава сточных вод, органы местного самоуправления наделяются с 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», следовательно, и перераспределение полномочия по установлению нормативов сточных вод, может быть осуществлено между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ленинградской области не ранее 1 января 2019 года.

Согласно разъяснениям, данным в письме Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 2 «Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения»:..нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Обращаем внимание, что действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к порядку расчета и взимания платы абонентов за превышение нормативов водоотведения (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ и не ограничивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в выборе мер экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде. Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции по своему усмотрению определить любой порядок расчета и взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов.

Дополнительно сообщаем, что принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации во исполнение Постановления N 1310 до внесения в него изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 N 3, устанавливающих общий (единый) порядок расчета платы абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, без дифференциации его по характеру вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов (вредное воздействие на окружающую среду или объекты централизованной системы водоотведения), само по себе основанием для изменения либо отмены (признания утратившими силу) указанных актов с последующим принятием новых порядков не является. Следовательно, вышеуказанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации применяются при расчете платы абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с учетом установленных в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России.

С учетом изложенного, Минстрой России вправе давать разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 и иным нормативным актам в указанной сфере.

Кроме изложенного, судебная коллегия полагает, что решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П.

Отмена постановления №584 об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод без одновременного принятия нового акта, устанавливающего нормативы, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку это приведет к бесконтрольному сбросу абонентами на территории Волховского муниципального района Ленинградской области сточных вод и исключит контроль со стороны административного истца, а также возможность возмещения повышенных затрат на очистку сточных вод, которую и осуществляет ГУП «Леноблводоканал».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы и представления об обратном, подлежат отклонению, как обусловленные ошибочным толкованием закона.

Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые ссылаются административный ответчик и прокурор, в апелляционном порядке отсутствуют.

Судебные расходы распределены в соответствии с положениями законодательства.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 сентября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и представление Волховского городского прокурора Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

(Судья Кузнецова Л.А.)