ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7367/2022 от 09.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Жукова О.В. Дело № 33а-7367/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 9 марта 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Соколовой Н.М., Вердияна Г.В.,

при секретаре Кехтер А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Парамоновой Е. В. на решение Истринского городского суда Московской области от 21 октября 2021 г. по её административному исковому заявлению о признании незаконными решения и действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,

у с т а н о в и л а :

Парамонова Е.В. оспорила в суде решение Управления Росреестра по Московской области от 22 июня 2021 г. № КУВД-001/2021-7857267/6 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Московская область, городской округ <данные изъяты>, действия, совершенные в период с 22 мая 2021 г. по 22 июня 2021 г. при рассмотрении её заявления о кадастровом учете и регистрации права указанного дома, просила обязать административного ответчика совершить определенные действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом. Мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположено указанный выше индивидуальный жилой дом, 2020 года строительства. Для совершения регистрационных действий представила полный пакет документов, в том числе технический план от 26 февраля 2021 на оптическом компакт-диске. Административный ответчик вынес 22 марта 2021 г. решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. После приостановления она неоднократно представляла административному ответчику заявления с техпланом с учетом исправлений, получила оспариваемое решение, нарушающее ее права и законные интересы.

Решением Истринского городского суда Московской области от 21 октября 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Считая решение суда незаконным и необоснованным, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом установлено, что Парамонова Е.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, п. <данные изъяты>.м, на котором расположено здание – индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, подала 4 марта 2021 г. в Управление Росреестра по Московской области заявление о государственном кадастровом учете жилого дома и государственной регистрации прав на него, приложив технический план от 26 февраля 2021 г.

После правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, проведенной в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Управлением Росреестра по Московской области вынесены решения:

22 марта 2021 г. № КУВД-001/2021-7857267/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрация прав Парамоновой Е.В. на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что: во-первых, земельный участок, на котором расположен объект, представленный к учету, содержит ограничение прав на земельный участок, предусмотренный статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, магистральные трубопроводы; во-вторых, графическая часть технического плана оформлена с нарушением пунктов 51, 62 требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений (далее – Требования), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953;

15 апреля 2021 г. № КУВД-001/2021-7857267/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так как в нарушение пункта 21 Требований технический план в виде XML- документа не обеспечил считывание и контроль представленных данных;

13 и 27 мая 2021 г. № КУВД-001/2021-7857267/3 и № КУВД-001/2021-7857267/4 в связи с нарушением оформления графической части технического плана – пунктов 51, 62, 57–66 Требований, на чертеже (абрисе) отсутствуют все необходимые размеры для оформления графической части;

11 июня 2021 г. № КУВД- 001/2021-7857267/5 в связи с нарушением пункта 34 Требований – неверно определен контур здания;

22 июня 2021 г. № КУВД-001/2021-7857267/6 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом на основании статьи 27 Федерального закона 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным регистратором прав Управления принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-7857267/6.

Признавая законным оспариваемое решение от 22 июня 2021 г. № КУВД-001/2021-7857267/6, суд пришел к выводу, что недостатки в оформлении технического плана административным истцом не были устранены. В соответствии с Требованиями на плане этажа либо Плане объекта недвижимости отображаются необходимые условные обозначения. В техническом плане на плане 2 этажа здания начерчены пунктирные линии, однако не указаны в «условных обозначениях», на плане цокольного этажа здания начерчены сооружения площадью 2<данные изъяты>, однако в «условных обозначениях» не указано, что это за сооружения (л.д.108, 109).

Судебная коллегия не усматривает оснований сомневаться в правомерности выводов суда первой инстанции, основанных на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подробно изложенных в мотивировочной части решения.

В силу статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (часть 1); основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2).

Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном данным Федеральным законом (части 2, 4 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 1 статьи 26 названного Федерального закона определено, что осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Согласно пункту 2 Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, помещения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (абзац первый); технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота (абзац пятый).

Из содержания пункта 21 Требований следует, что технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее – XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi. В случае если законодательством Российской Федерации допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа.

В пункте 51 Требований закреплено, что графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе «Исходные данные» (абзац третий); в случае если поэтажные планы, являющиеся частью проектной документации, содержат не все необходимые для оформления Плана этажа (этажей), Плана части этажа (этажей), Плана здания, сооружения, Плана части здания, сооружения обозначения, поэтажные планы дополняются кадастровым инженером необходимыми обозначениями (абзац четвертый); при отсутствии указанных документов, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и неотражения таких изменений в поэтажных планах в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается в соответствии с пунктами 57–66 Требований внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения (абзац шестой).

На Плане этажа либо Плане объекта недвижимости параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса (чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации (пункт 62 Требований).

Поскольку в техническом плане здания, составленном кадастровым инженером, имели место нарушения положений пунктов 21, 34, 51, 62, 57–66 Требований, причины приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав были отражены административным ответчиком во всех уведомлениях о приостановлении и неустранении причин приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, то оспариваемое решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, принятое на основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» – не устранения причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, является законным.

Кадастровые инженеры, подготавливающие технический план являются профессиональными участниками кадастровых отношений, получившими статус в результате сдачи квалификационного экзамена, и должны обладать достаточными знаниями для качественного выполнения кадастровых работ, в том числе в части исполнения действующего законодательства и требований.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, судебная коллегия признает, что суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда, и не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Истринского городского суда Московской области от 21 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Парамоновой Е. В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи