ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-737/19 от 27.02.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-737/2019

судья Сергеева Д.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей краевого суда Каверина С.А., Бурака М.Н.

при секретаре Солодухиной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 февраля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Черновского района г. Читы в интересах Носовой Л. В. о признании задолженности фактически оплаченной, перерасчете пеней,

по апелляционной жалобе представителя Межрайонной ИФНС России по г. Чите Тонких А.А.,

на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: исковые требования заместителя прокурора Черновского района г. Читы в интересах Носовой Л. В. о признании задолженности фактически оплаченной, перерасчете пеней удовлетворить.

Признать задолженность по оплате страховых вносов, пени на обязательное пенсионное страхование за 2013 г. фактически оплаченной Носовой Л. В. в пользу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) по состоянию на <Дата> в размере 2199,26 руб. на основании платежного поручения от <Дата> по исполнительному производству , возбужденному <Дата> Черновским РОСП г. Читы УФССП по Забайкальскому краю; за 2014г. по состоянию на <Дата> в размере 5000 руб. на основании платежного поручения от <Дата>, в размере 4285,69 руб. по состоянию на <Дата> на основании платежного поручения от <Дата> по исполнительному производству , возбужденному <Дата> Черновским РОСП г. Читы УФССП но Забайкальскому краю.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чите осуществить перерасчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013 год, фактически оплаченных Носовой Л.В. в размере 2199,26 руб. на основании платежного поручения от <Дата> за период с <Дата> по дату вынесения судебного решения; за 2014 г. в размере 5000 руб. на основании платежного поручения от <Дата> за период с <Дата> по дату вынесения судебного решения, в размере 4285,69 руб. на основании платежного поручения от <Дата> за период с <Дата> по дату вынесения судебного решения.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Носовой Л.В., ссылаясь на следующие обстоятельства.

<Дата> в отношении Носовой Л.В., которая до <Дата> являлась индивидуальным предпринимателем, было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа выданного УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), предметом исполнения по которому явилась сумма задолженности по страховым взносам, включая пени в размере 23322, 70 руб. В ходе исполнительных действий судебным приставом-исполнителем задолженность была взыскана, <Дата> исполнительное производство было окончено по п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве». <Дата> в отношении Носовой Л.В. было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа, выданного УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), предметом исполнения которого явилась задолженность по страховым взносам в размере 15517,56 руб. Денежные средства были взысканы судебным приставом-исполнителем в полном объеме, исполнительное производство окончено <Дата> на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В рамках совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были ошибочно перечислены на неверные КБК денежные средства в сумме 11484,95 рублей, а именно платежным поручением от <Дата> на сумму 2199, 26 руб., платежным поручением от <Дата> на сумму 5000 руб., платежным поручением от <Дата> на сумму 4285, 69 руб.

Согласно информации территориальных органов ПФР по состоянию на <Дата> у ИП Носовой Л.В. имеется задолженность по страховым взносам и пени в сумме 16057,50 руб. В тоже время у нее имеется переплата по страховым взносам в сумме 11484,95 руб., образованная в связи с ошибочным перечислением денежных средств в рамках исполнительного производства Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю.

Указанная выше задолженность, не смотря на факт оплаты Носовой Л.В. задолженности в полном объеме и окончании исполнительных производств в связи с фактическим исполнением, была с <Дата> передана в налоговый орган. За период с <Дата> по <Дата> Межрайонной ИФНС России по г. Чите Носовой Л.В. так же начислены пени.

Ссылаясь, что начисление налоговым органом пени по задолженности по страховым взносам Носовой Л.В. и отказ в осуществлении перерасчета в связи с необоснованным перечислением в рамках исполнительных действий о взыскании страховых взносов и пени судебным приставом-исполнителем взысканных денежных средств с Носовой Л.В. в пользу УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на неверный КБК в обшей сумме 11484,95 руб. нарушает права налогоплательщика, прокурор с учетом уточнений просил суд признать задолженность по оплате страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование за 2013 г. фактически оплаченной Носовой Л.В. в пользу Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) по состоянию на <Дата> в размере 2199,26 руб. на основании платежного поручения от <Дата> по исполнительному производству , возбужденному <Дата> Черновским РОСП г. Читы УФССП по Забайкальскому краю; за 2014 г. по состоянию на <Дата> в размере 5000 руб. на основании платежного поручения от <Дата>; в размере 4285,69 руб. по состоянию на <Дата> на основании платежного поручения от <Дата> по исполнительному производству , возбужденному <Дата> Черновским РОСП г. Читы УФССП по Забайкальскому краю. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чите осуществить перерасчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013 год, фактически оплаченных Носовой Л.В. в размере 2199,26 руб. на основании платежного поручения от <Дата> за период с <Дата> по дату вынесения судебного решения; за 2014 г. в размере 5000 руб. на основании платежного поручения от <Дата> за период с <Дата> по дату вынесения судебного решения; в размере 4285,69 руб. на основании платежного поручения от <Дата> за период с <Дата> по дату вынесения судебного решения.

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное).

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено УФССП России по забайкальскому краю.

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечен Центр ПФР в Забайкальском крае.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России по г. Чите Тонких А.А. просит отменить решение суда в полном объеме, принять по делу новое решение. Считает, что не обеспечение явки представителей Пенсионного фонда, отсутствие с их стороны каких-либо пояснений, не позволило суду полно, объективно и всесторонне дать оценку спорным правоотношениям. Ссылаясь на положения ст. 20 ФЗ № 250-ФЗ и на судебную практику, указывает, что действия по перерасчету обязательств возникших до <Дата> должны быть произведены соответствующими фондами.

В возражениях на апелляционную жалобу Носова Л.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России по г. Чите Тонких А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя заинтересованного лица УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Безруковой О.Н. полагавшей доводы жалобы заслуживающими внимания, прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от <Дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент проведения судебным приставом-исполнителем платежей, при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней, штрафов, не повлекшей их не перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФОМС осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Федеральным законом № 212-ФЗ не установлен.

Вместе с тем, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.

В силу Федерального закона № 212-ФЗ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.

До <Дата> включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом № 212-ФЗ.

С <Дата> Закон № 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Закона № 250-ФЗ от <Дата> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

С <Дата> вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 ФЗ № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов за период до <Дата> осуществляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как видно из материалов дела, несмотря на неправильное указание судебным приставом-исполнителем КБК, денежные средства поступили на единый счет Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральном казначействе, который выполняя функции администратора доходов бюджета в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации был уполномочен принять решение об уточнении платежей, перечисленных судебным приставом-исполнителем.

ФНС России и ПФ РФ в письме № ЗН-4-22/10626а, НП-30-26/8158 от <Дата> «Об уточнении платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» разъяснили, что в соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом необходимо учитывать, что порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <Дата>, денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органам (до <Дата>), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <Дата>, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после <Дата>), существенно различаются.

В этой связи в случае обнаружения плательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до <Дата> в органы системы ПФР следующий.

Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.

Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган (по формату VO_RESHUTOHRD).

Одновременно с решением об уточнении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени (к уменьшению/доначислению), пересчитанную по состоянию на <Дата>.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства (далее - УФК), налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление по форме , утвержденной приказом ФНС России от <Дата> № ЯК-7-1/9@ (далее - Уведомление).

После исполнения УФК Уведомления данные об уплате отражаются в лицевом счете плательщика.

Фактически заявленные административным истцом требования сводятся к требованию о проведении уточнения платежей, осуществленных до <Дата>. и осуществлению в связи с этим перерасчета, которые в силу изложенного выше осуществляет пенсионный орган и которые вопреки выводу суда не может осуществить налоговый орган. Корректировка налоговым органом в рассматриваемом случае обязательств по уплате страховых взносов возможно только после получения решения от органа пенсионного фонда.

Однако настоящее административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле в качестве ответчика органа пенсионного фонда, удовлетворение исковых требований свидетельствует о возложении на него обязанности принять решение об уточнении платежей и перерасчете, следовательно, разрешен спор о правах лица, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика. Возложение судом обязанностей на заинтересованных лиц, действующим законодательством не предусмотрен.

Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Поскольку суд первой инстанции разрешил спор о правах лица, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по настоящему делу и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда, вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи