Судья Воробьева В.В. Дело № 33а-7410/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.,
судей Гушкана С.А., Кутузова М.Ю.,
при секретаре Кузнецовой В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.,
12 ноября 2018 года
апелляционную жалобу МКУ «Центр социальных выплат» на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 16 августа 2018 года, которым с учётом определения от 28 сентября 2018 года об исправлении описки, постановлено:
«Административные исковые требования МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 2 и 3 предписания Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области № 8- ПП/2018-1/67/251/65/3 от 20 июня 2018 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать».
По делу установлено:
государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 в отношении МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля проведена плановая выездная проверка с 5 июня 2018 года по 20 июня 2018 года на основании распоряжения Главного государственного инспектора труда в Ярославской области ФИО2 от 30 мая 2018 года.
20 июня 2018 года по итогам проверки государственным инспектором труда в Ярославской области ФИО1 составлен акт проверки № 8-ПП/2018-1/67/251/65/2, МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля выдано предписание №8-ПП/2018-1/67/251/65/3 от 20 июня 2018 года.
МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Ярославской области, главному государственному инспектору труда в Ярославской области ФИО2 об оспаривании указанного предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 июня 2018 года. В обоснование требований указано, что оспариваемое предписание является не соответствующим нормам действующего законодательства, необоснованным, нарушает права и законные интересы административного истца.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований и принятии в указанной части нового решения об удовлетворении административного иска. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объёме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным пункта 1 предписания государственного инспектора труда от 20 июня 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что работодателем не исполнена обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты сторожей административно-хозяйственного отдела МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Частью первой статьи 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца 7 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счёт собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с частью 1 статьи 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н.
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н (приложение к указанному приказу), сторож (вахтер) должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.), сапоги резиновые с защитным подноском (1 пара), перчатки с полимерным покрытием (12 пар).
Из указанных норм закона следует, что на работодателя законом возложена обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Судебная коллегия отмечает, что в силу закона не каждый работник, занимающий должность сторожа (вахтера), должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а только тот сторож (вахтер), работа которого связана с вредными или опасными условиями труда, особыми температурными условиями или загрязнениями.
Позиция административного истца по настоящему делу основана на том, что должностей, связанных с работой с вредными или опасными условиями труда, в особых температурных условиях или с загрязнением, в Учреждении не имеется. Сторожа работают на вахте, расположенной в отапливаемых помещениях Учреждения, обход территории вокруг здания не выполняют, здание на основании договоров со специализированными организациями находится под круглосуточной охраной, в том числе осуществляется постоянный контроль по поддержанию комплекса технических средств охраны здания в надлежащем состоянии.
Указанная позиция административного истца объективно подтверждается материалами дела.
Так, из материалов дела следует, что в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» имеется 4 должности сторожа административно-хозяйственного отдела, две из которых занимают работники ФИО3 и ФИО4
Административным истцом в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в мае 2018 года была проведена специальная оценка условий труда всех работников в Учреждении.
Согласно карте специальной оценки условий труда работников МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля № 34 по должности сторожа административно-хозяйственного отдела следует, что вредные и опасные факторы по данной должности отсутствуют, в связи с чем экспертами по проведению специальной оценки условий труда эффективность средств индивидуальной защиты в данном случае не оценивалась. Прав на предоставление гарантий и компенсаций, установленных законом в связи с условиями труда, сторож административно-хозяйственного отдела не имеет. На данной должности могут работать женщины и инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, возможность применения труда лиц до 18-летнего возраста отсутствует в связи с наличием требований к квалификации (т.1 л.д. 25-27).
Из протокола измерений (оценки) световой среды к карте специальной оценки условий труда работников МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля № 34 по должности сторожа административно-хозяйственного отдела следует, что рабочее место по данной должности находится на вахте Учреждения, работа связана с документами и параметры световой среды на данном рабочем месте являются допустимыми (т.1 л.д. 28-29).
Из указанных обстоятельств достоверно следует, что работа сторожа административно-хозяйственного отдела в Учреждении не относится к работам с вредными или опасными условиями труда.
Из должностной инструкции сторожа административно-хозяйственного отдела следует, что сторож обязан производить обход и визуальный осмотр технического состояния помещений объекта (пункт 2.9); при возникновении аварийной ситуации на объекте (нарушение систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и др.) незамедлительно докладывать заведующему хозяйством, начальнику административно-хозяйственного отдела (пункт 2.12 инструкции); обеспечивать выполнение противопожарных мероприятий на объекте. При возникновении пожара на объекте поднимать тревогу, помогать эвакуироваться посетителям и работникам учреждения, принимать меры по ликвидации (локализации) пожара (пункты 2.16, 2.17 инструкции).
То обстоятельство, что здания МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля находятся под круглосуточной охраной и в зданиях на постоянной основе проводятся организационно-технические мероприятия планово-предупредительного характера по поддержанию комплекса технических средств охраны, подтверждается договорами на сервисное обслуживание систем технической охраны и на оказание комплекса охранных услуг, заключенными Учреждением со специализированными организациями ООО «Охранное агентство «Росич-Безопасность» и ООО «Агентство комплексной безопасности» (т.1 л.д. 124-157).
Исходя из положений должностной инструкции по должности сторожа (пункты 2.12, 2.16, 2.17) суд пришёл к выводу, что работа сторожей в административно-хозяйственном отделе связана с загрязнениями. Однако данный вывод суда не соответствуют материалам дела.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 сентября 2016 года № 15-2/ООГ-3388, под загрязнением понимаются общие производственные загрязнения рабочих помещений, элементов производственного оборудования и другие загрязнения.
Из материалов дела следует, что работники по должности сторожа административно-хозяйственного отдела работают на вахте административного здания, в штате сотрудников Учреждения имеются 4 должности уборщиц. Сведения в материалах дела о том, что в здании административного истца имеется производственное оборудование, в результате применения которого происходит загрязнение рабочих помещений, отсутствуют.
В силу разъяснений вышеуказанного письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации под особыми температурными условиями следует понимать как ежегодные сезонные изменения температуры, так и особенности производственного процесса (охлаждающий, нагревающий микроклимат в помещении, который определяется по результатам специальной оценки труда).
Из должностной инструкции видно, что сторожа административно-хозяйственного отдела работают исключительно внутри административного здания, в их обязанности не входит проверка состояния помещений и здания в целом снаружи, следовательно, работа сторожей не является работой с особыми температурными условиями.
Из вышеуказанных обстоятельств следует, что должность сторожа административно-хозяйственного отдела в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» не относится к работе, связанной с вредными или опасными условиями труда, а также выполняемой в особых температурных условиях или связанной с загрязнением.
Сам по себе факт того, что в штате административного истца имеются должности сторожа (вахтера), не свидетельствует о том, что работодатель обязан обеспечить работников, занимающих указанные должности, средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н.
Таким образом, МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля нормы трудового законодательства не нарушал, правовых оснований со стороны административного ответчика для вынесения в адрес административного истца предписания об устранении нарушений трудовых прав работников не имелось.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части отказа в признании незаконным пункта 1 предписания государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 июня 2018 года подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения о признании пункта 1 предписания незаконным.
В остальной части решение суда соответствует требованиям закона, нарушений процессуальных норм не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 16 августа 2018 года в части отказа в признании незаконным пункта 1 предписания государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 июня 2018 года отменить, принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным пункт 1 предписания государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области № 8-ПП/2018-1/67/251/65/3 от 20 июня 2018 года.
Председательствующий
Судьи