ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7448/2022 от 27.07.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Юдин А.Л.№ 33а-7448/2022

(13-156/2022)

(42RS0013-01-2022-002716-08)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» июля 2022 года судья судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда Тройнина С.С., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя администрации Междуреченского городского округа на определение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Междуреченского городского суда от 14.01.2021 по делу № 2а-53/2021,

УСТАНОВИЛ:

Решением Междуреченского городского суда от 14 января 2021 года по делу № 2а-53/2021 на администрацию Междуреченского городского округа возложена обязанность по обеспечению земельного участка, расположенного по адресу: , с кадастровым номером принадлежащего Атаманову М.В., Атамановой Т.В. и их несовершеннолетним детям на бесплатной основе объектами инженерной инфраструктуры, а именно: системами коммунального водоснабжения и водоотведения в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Администрация Междуреченского городского округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, указав в обоснование, что администрацией Междуреченского городского округа организована работа по выполнению требований суда, однако срок, установленный судом, является недостаточным в силу объективных причин и технологических особенностей по обустройству объектов инженерной инфраструктуры.

Водоснабжение территории носит планомерный характер. Такие мероприятия как строительство водопроводных сетей водоснабжения, водоочищения необходимо делать в строгом соответствии с проектно-сметными работами, инженерно-изыскательскими трудами, а также прохождением необходимых государственных экспертиз, что занимает большой период времени.

Работа по подбору подрядчиков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что тоже требует значительных временных затрат.

Кроме того, особенности местоположения (болотистая местность), гористый рельеф местности (большие перепады высот, уклоны склонов, в т.ч. по застроенной территории составляет до 25%) района Назасский, а также тот факт, что территория, прилегающая к реке и ручьям, хаотично застроена, сказываются на сроках исполнения и порядке выполнения работ.

Начиная с 2020 года идет планомерная работа по надлежащему устройству системы централизованного водоснабжения в районе Назасский.

Для надлежащей организации водоснабжения района Назасский требуется комплекс мероприятий, выполнение которых осуществляется в строгой последовательности.

Срок, установленный решением суда для администрации МГО, изначально был невыполнимым.

Невозможность исполнения решения суда в установленные сроки продиктована обязательностью совершения технологического комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура совершения последовательных действий по организации водоснабжения.

29.04.2020 между МКУ «УР ЖКК» и ЗАО «Проектно-изыскательский институт «АЛТАЙВОДПРОЕКТ» заключен договор № 3-20/Д, предметом которого являются предпроектные работы для строительства насосной станции и уличного водопровода в районе Назасский. Сумма договора составила 299 346 рублей.

В июле 2020 года в рамках договора № 3-20/Д проведено обследование территории, выбор места строительства повысительных насосных станций для водоснабжения. По итогам обследования был подготовлен отчет о выполнении предпроектных работ для строительства насосной станции и уличного водопровода в районе Назас Междуреченского городского округа Кемеровской области.

В 2021 году были выполнены изыскательские работы для строительства водопроводных сооружений и уличного водопровода в районе Назасский, которые выполнялись на основании заключенного муниципального контракта № 15-21/К от 20.07.2021, заключенного между МКУ «УР ЖКК» и ЗАО «Проектно-изыскательский институт «АЛТАЙВОДПРОЕКТ». Сумма затраченных средств составила 1 735 009,32 рублей. Целью и задачей инженерных изысканий являются подготовка материалов, необходимых для разработки проекта планировки территории, проекта межевания территории и проектной документации объекта строительства (1 этап) с целью обеспечения водой питьевого качества жителей района Назасский.

Параллельно изыскательским работам МКУ «УР ЖКК» в 2021 году осуществлялись другие виды работ. Так, 31.08.2021 между МКУ «УР ЖКК» и ФГБУ Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук заключен муниципальный контракт №111 на выполнение государственной историко-культурной экспертизы (путем археологической разведки) земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных работ по объекту «Строительство водопроводных сооружений и уличного водопровода в районе Назасский - проектно-изыскательские работы (изыскательские работы)».

Целью данного вида работ являются определение наличия объектов археологического наследия, в том числе выявленных ранее, их культурной значимости (категорий, видов), поиск объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Общая площадь земельных участков, подлежащих экспертизе: линейный объект протяженностью 7 км.

На 2022 год и плановые периоды 2023 и 2024 годов утвержден сводный перечень расходов МКУ «УР ЖКК» на капитальный ремонт, ремонт, реконструкцию, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и поддержку жилищно-коммунального хозяйства Междуреченского городского округа (постановление администрации Междуреченского городского округа от 22.12.2021 №2660-п), в рамках которого заложены средства местного бюджета на реализацию мероприятий по строительству водопроводных сооружений и уличного водопровода в районе Назасский (пп.1.1.3 перечня).

На 2022 год запланировано проведение мероприятий на выполнение проектов планировки и межевания территории на сумму 737 тысяч рублей. В рамках запланированных средств 16.03 2022 года МКУ «УР ЖКК» заключен с ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» Договор № 67/02-21 на выполнение работ по подготовке схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории для размещения линейного объекта «Водопроводные сооружения и уличный водопровод в районе Назасский» (протяженность линейного объекта - 7 км) на сумму 50 055,30 рублей. Результат работ до 16.04.2022г.: выполнение полевых геодезических работ, создание цифровой модели границ земельного участка, подготовка схемы расположения земельного участка.

После этого, на оставшуюся сумму будет заключен контракт на выполнение проектов планировки и межевания территории под строительство водопроводных сооружений и получение разрешения на использование данного участка. Данный вид работ будет осуществляться на основании муниципального контракта, который будет заключен по итогам электронного аукциона, который планируется провести в мае 2022 года.

После проведения работ по подготовке схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории станет возможным выполнение дальнейших работ, которые запланированы на 2022, 2023 годы, а именно: в 2022 году - предусмотрены средства на выполнение проектов планировки и межевания территории под строительство водопроводных сооружений и получение разрешения на использование данного участка; в 2022 году - выполнение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации для строительства водопроводных сооружений и уличного водопровода на сумму 2 956 тыс. руб. Результат работ: выполнение изыскательских работ и проектно-сметной документации; в 2023 году - предусмотрены средства на выполнение государственной экспертизы проектно-изыскательских работ. Результат работ: получение заключения государственной экспертизы; в 2024 году на запланировано строительство водопроводных сооружений и уличного водопровода в районе Назасский (средства будут предусмотрены в бюджете в 2023 году).

Также, необходимо учитывать два ключевых фактора, влияющих на промежуточные и конечный сроки выполнения работ по организации водоснабжения: сезонность выполнения работ (полностью исключаются зимние месяцы и период паводка); отбор подрядчиков проводится в форме электронного аукциона и осуществляется в строгом соответствии с регламентированными процедурами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с соблюдением порядка и сроков проведения закупки, заключения муниципального контракта.

Администрация Междуреченского городского округа является органом местного самоуправления. В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Реальная возможность организации водоснабжения с использованием установленных законом процедур, в том числе проведения закупок (аукциона) к моменту истечения срока, указанного в решении Междуреченского городского суда от 14.01.2021, отсутствовала у администрации Междуреченского городского округа.

Исполнение требований исполнительных документов возможно на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Со стороны администрации МГО, а также со стороны уполномоченного органа — МКУ «УР ЖКК» совершаются в пределах полномочий все возможные действия, направленные на исполнение решения суда.

Однако, в течение установленного срока реальное исполнение решения суда по организации водоснабжения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют, что администрация Междуреченского городского округа предпринимает все зависящие от нее меры для исполнения судебного решения, иного способа исполнения судебного решения не имеется.

В силу того, что исполнение решения и выполнение работ по водоснабжению населения в районе Назасский, где расположен участок Атаманова М.В., это длительный и затратный процесс, который требует планомерного действия и исполнения требований законодательства, исполнить решение в короткий срок не возможно, но их выполнение осуществляется, запланированы средства местного бюджета на их реализацию.

Требуется дополнительное время для дальнейшего выполнения всех необходимых и установленных законом процедур по исполнению исполнительного документа.

Считает, что у администрации Междуреченского городского округа имеются объективные причины, которые мешают исполнить решения суда в установленный срок.

Указанные обстоятельства являются непреодолимыми препятствиями, а администрация Междуреченского городского округа нуждается в дополнительном времени для выполнения вышеперечисленных действий.

Определением судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 27.04.2022 в удовлетворении заявления администрации Междуреченского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14.01.2021 отказано.

В частной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа просит определение судьи от 27.04.2022 отменить.

Считает, что судом не соблюден баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.

Суд не применил разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации (п. 25 постановления) от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», которым установлено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Администрацией Междуреченского городского округа проводится работа по водоснабжению поселка Назасский, начиная с 2020 года, определен перечень мероприятий, запланированы денежные средства, водоснабжение будет обеспечено в 2024 году. В силу объективных причин, которые можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, решение суда не исполнено, требуется дополнительное время.

Надлежащая организация централизованного (коммунального) водоснабжения требует соблюдения технологии и последовательности процедур.

Считает, что принцип соразмерности и пропорциональности, при вынесении судебного акта, не соблюден.

Судом не рассмотрен вопрос о возможности частичного удовлетворения заявления администрации Междуреченского городского округа с более коротким сроком.

При отсутствии отсрочки решения суда, администрация Междуреченского городского округа, подвергнута риску привлечения к взысканию исполнительского сбора, административной ответственности, в рамках возбужденного исполнительного производства № 69130/22/42013-ИП от 13.05.2022.

На частную жалобу Атамановым М.В. принесены возражения.

Изучив материал, рассмотрев доводы частной жалобы и возражений, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Из содержания приведенных норм с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 104-О, следует, что основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда, а их применение должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, отвечать требованию справедливости и адекватности.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Как следует из представленного материала, решением Междуреченского городского суда от 14 января 2021 года по делу № 2а-53/2021 по административному иску Атаманова М.В. к администрации Междуреченского городского округа, Правительству Кузбасса о признании бездействий органа, наделенного публичными полномочиями, незаконными, на администрацию Междуреченского городского округа возложена обязанность по обеспечению земельного участка, расположенного по адресу: , с кадастровым номером , принадлежащего Атаманову М.В., Атамановой Т.В. и их несовершеннолетним детям на бесплатной основе объектами инженерной инфраструктуры, а именно: системами коммунального водоснабжения и водоотведения в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Однако до настоящего времени административным ответчиком решение суда не исполнено.

Суд первой инстанции принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, сославшись на положения КАС РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", пришел к обоснованному выводу, что администрацией Междуреченского городского округа не подтверждены обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, а указанные заявителем обстоятельства не являются исключительными и не могут являться основанием для предоставления отсрочки.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу предоставлен Атаманову М.В. и его многодетной семье 20.04.2018.

Административный иск подан Атамановым М.В. 14.09.2020, рассмотрен по существу Междуреченским городским судом 11.05.2021, решение суда вступило в законную силу 15.09.2021. Решением Междуреченского городского суда от 11.05.2021 административному ответчику был предоставлен достаточный срок для его исполнения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Из представленных заявителем документов следует, что администрацией Междуреченского городского округа принимаются определенные меры к исполнению решения суда об обеспечении принадлежащего административному истцу земельного участка объектами инженерной инфраструктуры – системами коммунального водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств тому, что принимаемые меры являются полными и своевременными, а для проведения полного комплекса процедур, заключения контрактов и выполнения работ, необходимых для фактического исполнения решения суда, необходим столь длительный срок – до 31.12.2024.

Такие обстоятельства как отсутствие финансирования, длительность процедуры бюджетного финансирования, сами по себе не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.

При этом следует учитывать разумные сроки исполнения принятого решения суда. Отсрочка исполнения по данному делу принятого судебного акта на столь длительный срок, указанный заявителем, нарушает право Атаманова М.В. и его многодетной семьи на судебную защиту, так как данное право включает в себя не только право на подачу административного искового заявления и рассмотрение дела с соблюдением процессуальной формы, но и реальное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления. Предоставление отсрочки в данном случае может отдалить на неопределенное время реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов административного истца и его семьи.

Кроме того, заявляя ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, администрация не представила доказательств того, что в течение срока, на который она просит предоставить отсрочку, будут реально предприняты необходимые меры, которые позволят исполнить решение суда в заявленный срок.

При таком положении судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о предоставлении отсрочки исполнения решения, как не являющиеся обстоятельствами, объективно препятствующими исполнению решения суда в срок, и не являющимися серьезным препятствием к совершению исполнительных действий.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и доводами частной жалобы не опровергнуты.

Доводы частной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств.

Определение суда является законным, обоснованным, предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: