ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7453 от 20.07.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Севергин Д.А. дело № 33а-7453

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Кудриной Я.Г., Ровенко П.А.

при секретаре Цыбульской М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Находкинского городского округа об оспаривании представления и.о. прокурора г.Находка по апелляционной жалобе главы Находкинского городского округа на решение Находкинского городского суда Приморского края от 22 мая 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления главы Находкинского городского округа отказано.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя главы НГО ФИО1 – ФИО2, прокурора Ступницкой Я.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

глава НГО обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 5 мая 2017 года и.о. прокурора г.Находка внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, на главу возложена обязанность по незамедлительному опубликованию (обнародованию) решения Думы НГО от 27 января 2017 года «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа». Полагает, что требование прокурора является незаконным. 30 марта 2017 года главой НГО в Управление Минюста России по Приморскому краю переданы документы для государственной регистрации решения Думы НГО от 21 июля 2017 года . 12 апреля 2017 года Управлением в адрес главы направлен запрос о необходимости в срок до 10 мая 2017 года предоставить дополнительные документы. 12 апреля 2017 года решение Думы НГО от 21 января 2017 года отозвано главой. В целях подготовки необходимого для государственной регистрации пакета документов глава НГО обратился в Думу НГО. В процессе рассмотрения данного вопроса Думой НГО фактически отказано в предоставлении запрашиваемых документов со ссылкой на письмо Управления Минюста России по Приморскому краю от 25 апреля 2017 года в связи с осуществлением последним 18 апреля 2017 года регистрации решения Думы НГО от 21 января 2017 года . Т.о. 26 апреля 2017 года главе стало известно о регистрации Управлением Минюста России по Приморскому краю решения Думы НГО от 27 января 2017 года . Полагает, что государственная регистрация указанного решения была осуществлена с нарушением действующего законодательства, представительные органы местного самоуправления не наделены полномочиями по направлению документов для регистрации нормативных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования. Соответствующего решения Думой НГО не принималось. Главой НГО в Ленинский районный суд г.Владивостока подано административное исковое заявление об оспаривании действий Управления Минюста России по Приморскому краю по регистрации решения Думы НГО. Вопрос оценки действий Управления по государственной регистрации решения Думы НГО и, как следствие, возможность его дальнейшего опубликования вынесен главой НГО на усмотрение суда, решение которого призвано стать основанием для дальнейшего опубликования либо неопубликования решения Думы. Информация об указанных обстоятельствах 4 мая 2017 года была предоставлена в прокуратуру г.Находка, однако и.о. прокурора г.Находка вынес оспариваемое представление. Просит признать незаконным представление и.о прокурора г.Находка Бакаревой Т.В. от 5 мая 2017 года об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Представитель главы НГО в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

И.о. прокурора г.Находка не согласилась с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что на заседании Думы НГО, состоявшемся 27 января 2017 года, Думой принято решение о внесении изменений в Устав НГО. 30 марта 2017 года главой НГО подписано указанное решение Думы НГО и пакет документов направлен в Управление Минюста России по Приморскому краю, где в последующем решение было зарегистрировано. 26 апреля 2017 года в администрацию НГО поступило зарегистрированное решение. Вместе с тем по состоянию на 5 мая 2017 года в нарушение установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» семидневного срока опубликования (обнародования) зарегистрированного муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования указанный нормативный правовой акт в официальном источнике не опубликован. 5 мая 2017 года прокуратурой г.Находка главе НГО внесено представление об устранении нарушений норм законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Административное исковое заявление главы НГО до настоящего времени не принято к производству Ленинским районным судом г.Владивостока.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе главы НГО ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют, в том числе, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу статей 22 и 24 данного Федерального закона прокурор (или его заместитель) в случае установления при осуществлении им возложенных на него функций нарушений закона вносит представление об устранении таких нарушений в орган или должностному лицу, правомочным устранить допущенные нарушения. Такое представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии п.2 ч.4 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Согласно ст.44 Закона устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Аналогичная норма закреплена в п.8 ст.46 Устава Находкинского городского округа.

В силу п.2 ст.5 Приложения №1 к решению Думы Находкинского городского округа от 21 апреля 2010 года N 506-НПА "О принятии решения о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в Думу Находкинского городского округа" источником официального опубликования нормативных правовых актов Думы является печатное издание газета "Находкинский рабочий".

По делу установлено, что на заседании Думы НГО, состоявшемся 27 января 2017 года, принято решение «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа».

30 марта 2017 года главой НГО ФИО3 подписано указанное решение Думы НГО и пакет документов направлен в Управление Минюста России по Приморскому краю.

26 апреля 2017 года в администрацию НГО поступило зарегистрированное Управлением Минюста России по Приморскому краю решение Думы НГО от 27 января 2017 года «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа».

28 апреля 2017 года и.о. прокурора г.Находки главе НГО направлено требование о предоставлении сведений о: дате поступления в администрацию НГО зарегистрированного Управлением Минюста России по Приморскому краю решения Думы НГО от 27 января 2017 года «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа»; дате опубликования зарегистрированных изменений в Устав Находкинского городского округа (предоставить копию источника официального опубликования); дате направления в Управление Минюста России по Приморскому краю сведений об источнике и дате официального опубликования муниципального правового акта о внесении изменений в Устав Находкинского городского округа для включения указанных сведений в государственный реестр муниципальных образований.

4 мая 2017 года на требование прокурора главой НГО дан ответ, согласно которому регистрация решения Думы НГО от 27 января 2017 года «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа» была произведена с нарушением Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», что является основанием для признания такого нормативного правового акта недействительным. Главой НГО подано административное исковое заявление об оспаривании действий Управления Минюста России по Приморскому краю по регистрации решения Думы НГО от 27 января 2017 года «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа».

Поскольку по состоянию на 5 мая 2017 года в нарушение установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» семидневного срока опубликования (обнародования) зарегистрированного муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, указанный нормативный правовой акт в официальном источнике не опубликован, что повлекло нарушение нормативно-установленного порядка осуществления функций местного самоуправления, и.о. прокурора г.Находки главе НГО ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

На момент вынесения решения судом первой инстанции решение Думы НГО от 27 января 2017 года «О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа» главой НГО опубликовано не было.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление внесено лицом, полномочным на его внесение, и лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения закона; внесенное и.о. прокурора г.Находки представление направлено на соблюдение и исполнение главой НГО ФИО3 законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и не нарушает его прав, не создает препятствия к осуществлению деятельности, определенной Уставом Находкинского городского округа, не возлагает на него обязанности, исполнение которых не представляется возможным, и не нарушает его конституционное право на судебную защиту.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные нарушения действующего законодательства со стороны административного истца не опровергнуты и давали правовые основания для внесения и.о. прокурора г.Находки в его адрес представления.

Довод апелляционной жалобы о том, что выполнение требования прокурора до рассмотрения административного иска главы НГО к Управлению Минюста России по Приморскому краю нарушает права административного истца, приведет к опубликованию нормативного правового акта, не прошедшего государственную регистрацию, является необоснованным, основан на ошибочном толковании правовых норм.

Кроме того, как пояснил в судебном заседании и.о. прокурора г.Находки административное исковое заявление главы НГО об оспаривании действий Минюста России по Приморскому краю к производству Ленинского районного суда г.Владивостока не принято. Административным истцом также не предоставлено доказательств принятия административного иска к производству суда.

Несогласие главы НГО с действиями Управления Минюста России по Приморскому краю по регистрации муниципального правового акта не свидетельствует о незаконности представления и.о. прокурора г.Находки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Находкинского городского суда Приморского края от 22 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Находкинского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи